Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СЕМИНАРОВ ДЛЯ ВРАЧЕЙ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Аннотация: в последнее время вопросы подготовки практического врача находятся в центре внимания педагогических коллективов различных вузов страны. Эффективность усвоения материала повышается за счѐт использования в процессе обучения визуальных средств и наглядных пособий. Одной из форм эффективного обучения, которая должна найти отражение при создании новых программ подготовки специалиста, являются интерактивные семинары, среди которых, в последнее время, всѐ большую популярность завоѐвывает проведение лекций в формате Брейн-ринг.

Ключевые слова: подготовка практического врача, интерактивные семинары, лекция в формате Брейн- ринг.


Современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Преподаватель высшей школы должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса [1,2,3,4]. В последнее время вопросы подготовки практического врача находятся в центре внимания педагогических коллективов различных вузов страны. Связано это с необходимостью реализации принципа непрерывности обучения и требует создания новых учебных программ с учетом кредитной системы (набор баллов в ходе различных видов самостоятельной работы, участие в конференциях и т. д.) [4, 5]. Преподавателям необходимо целенаправленно и напористо овладевать активными и интерактивными формами и технологиями проведения занятий: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами.

В целом подготовка студентов в медицинских вузах, а затем и последипломное профессиональное образование врачей, в большинстве случаев построено по так называемому фронтальному типу преподавания, то есть слушанию лекционного материала. При этом проводящий занятие или лекцию специалист не получает прямой информации о том, достигают ли слушатели целей обучения. Как было показано, при подаче информации в виде академической лекции процент усвоения материала невысоки составляет всего 5–10%. Повышают эффективность усвоения материала до 20–30% дополнительно предоставление печатной информации, а также визуальные средства и наглядные пособия. Истину гласит поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Подобная ситуация делает необходимым включение в учебные планы наряду с лекциями практических занятий и семинаров. [4,5,6].

Одной из форм эффективного обучения, которая должна найти отражение при создании новых программ подготовки специалиста, являются интерактивные семинары, среди которых, в последнее время, всѐ большую популярность завоѐвывает проведение лекций в формате Брейн-ринг.

Брейн-ринг (БР) — один из форматов проведения интерактивных семинаров для врачей. Цель этого формата — максимально вовлечь участников семинара в обсуждение, сделать событие ярким, запоминающимся, тем самым обеспечив конкурентное преимущество.

Преимущества и отличительные особенности БР:

•   интересный для участников клинический случай;

•   эмоциональная вовлеченность участников;

•   возможность высказывать свое мнение, дискутировать и спорить с другими участниками.

Во время проведения этого мероприятия, у участников имеется возможность спорить, дискутировать, обмениваться мнениями и опытом.

Этап 1: Подготовка к проведению БР

Клинические случаи (КС), подобранные для БР в качестве кейсов, во-первых должны быть интересны участникам, о них должно быть интересно спорить. Во-вторых, кейсы должны подразумевать разные мнения (как минимум два) на решение.

В качестве объекта спора клинические случаи могут содержать:

•предварительный диагноз;

•факты из anamnesis morbi пациента;

•прогноз развития заболевания;

•ошибки врача в процессе лечения;

•   схему терапии.

Важным моментом является стимуляция участников к высказыванию. Например:

· называть участников по имени-отчеству;

· использовать вопросы «Как Вы думаете?», «Каково Ваше мнение?», «Что Вы скажете по поводу...?»;

· использовать открытые жесты, обращенные к участникам.

2.   Не высказывать своего мнения до тех пор, пока все группы не выскажут свое

3.   Благодарить участников за высказывание

4.   Не оценивать высказывания участников

5.   Резюмировать разные точки зрения

6.    Говорить, обращаясь к участникам (т. е. поддерживать визуальный контакт с аудиторией, тело должно быть развернуто к аудитории)

Деление на группы и подготовка зала

Всех участников нужно распределить по группам. Для этого необходимо заранее сформировать группы и дифференцировать их. Для этого можно использовать:

•   разного цвета бейджи;

•   разного цвета пригласительные;

•   разные буквы на бейджах.

В зависимости от количества и состава участников может быть сформировано не более 4-х групп. Идеальный вариант — 3 группы, по 5 — 8 человек в каждой. Если групп будет две, то дискуссией управлять будет сложнее, т. к. будет высока степень конкуренции. Заранее нужно подготовить столы, за которыми будут сидеть участники БР. Каждый стол — свой цвет (своя буква) — соответствующего цвета бейдж (соответствующая буква). Группы территориально должны находиться отдельно друг от друга. Расстояние должно быть таким, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.

На столах к приходу участников должны быть карточки для голосования. Этап 2: Методология проведение Брейн-Ринга

Предметом обсуждения служат:

•Диагноз пациента;

•План дообследования;

•Заключительный диагноз;

•   План терапии.

В самом начале мероприятия преподаватель встречает участников, выдает им беджи и объясняет, что означает цвет (буква) беджа.  В  процессе проведения БР преподаватель внимательно  следит  за временем и необходимыми материалами, отвечает на все вопросы участников по организации мероприятия!

БР проходит в 8 шагов. Шаги 4 — 7 повторяются четыре раза.

На БР могут быть рассмотрены последовательно два клинических случая (КС). Структура БР:

Введение в проблематику. Преподаватель произносит вступительное слово, представляет тему БР:

«Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут               , я рад вас приветствовать на нашем брейн-ринге! Брейн- ринг — это новый формат наших семинаров, который позволит вам активно спорить, дискутировать, обмениваться мнениями и опытом. Сегодня тема брейн-ринга -                                      ».

Знакомство с правилами проведения БР.

После этого преподаватель говорит: «Обратите внимание на то, с кем вместе вы сидите за одним столом, —    вы поделены на группы. Сейчас вашему вниманию будет представлен КС. Каждой группе будет необходимо найти ответы на вопросы. У каждой группы будет время на обсуждение, после чего будет нужно дать ответ. Затем каждый участник будет иметь возможность отстоять свою точку зрения, а также аргументированно поставить под сомнение точку зрения оппонентов. Далее у нас будет голосование, а затем мы обратимся к правильному ответу». Далее преподаватель знакомит участников с проблематикой и запускает первый слайд.

Презентация КС. Преподаватель презентует клинический случай (КС). Параллельно — на экране слайд с описанием пациента, его жалоб и анамнеза. К этому слайду можно будет возвращаться в течение всего времени обсуждения.

Обсуждение в группах. После презентации КС преподаватель показывает слайд с вариантами предварительного диагноза и обращается к участникам: «Итак, сейчас вы должны будете выбрать наиболее подходящий на ваш взгляд предварительный диагноз данному пациенту. Время на обсуждение — 5 минут. Через 5 минут будьте  готовы представить  решение». Если участники попросят,  можно еще раз показать слайд с описанием жалоб и анамнеза пациента.

Дискуссия. После обсуждения преподаватель говорит: «5 минут закончились, будьте готовы дать ответ».Эксперт запускает дискуссию. Он говорит: «Пусть выступит представитель каждой группы и даст ответ. Пожалуйста, аргументируйте свою точку зрения. Если кто-то из вас будет не согласен с точкой зрения коллег, поднимайте руку, у вас будет возможность высказать свое мнение. У вас есть максимум  10 минут на все обсуждение». От группы может выступить более одного участника, если не все пришли к единому мнению.

Если в процессе выступления участники будут задавать вопросы, преподаватель благодарит за вопросы и предлагает задать их после того, как участникам будет известен правильный ответ.

Перед тем, как будет выступать второй по очереди участник и озвучивать свое мнение, преподаватель говорит: «Если Вы не согласны с мнением коллеги, прошу обосновать свою точку зрения».

Голосование. После обсуждения ведущий предлагает проголосовать. Каждый участник голосует только один раз. Варианты голосования:

•    С использованием цветных карточек. Все голосуют одновременно, поднимается карточка, цвет которой соответствует цвету варианта на флип-чарте.

•   С использованием системы электронного голосования (ЭГ).

Правильный ответ. После голосования производится подсчет голосов, объявляется, какой вариант сколько голосов набрал. Далее преподаватель возвращается к клиническому случаю и рассказывает «как было на самом деле», отмечая при этом в каких предположениях участники были правы, а в чем ошиблись. Если есть вопросы — преподаватель отвечает на них.

Шаги 4-7 повторяются еще три раза. Предметом обсуждения служат: дообследование, заключительный диагноз и терапия. Каждый раз на экране должен быть соответствующий слайд.

Вопросы – Ответы. После этого преподаватель предлагает участникам задавать вопросы. Преподаватель также напоминает участникам, какие вопросы задавались эксперту во время обсуждения. После того, как все вопросы будут заданы, необходимо отметить наиболее активных участников.

Как отвечать на вопросы.

· Поощряйте вопросы

· Внимательно слушайте

· Убедитесь, что Вы правильно поняли вопрос.

· Отвечайте всей аудитории.

· Давайте краткие, лаконичные ответы, не превращайте весь ответ в ещѐ одну презентацию

· Отвечайте на вопросы, ведите себя как свободный человек: ведь у Вас всегда есть несколько вариантов: вежливый отказ, отсрочка ответа, переформулирование вопроса, прямой ответ, уточнение вопроса.

Как не надо отвечать на вопросы.

· Не говорите, что это – «хороший вопрос»

· Не повторяйте вопрос

· Не спорьте

· Не меняйте свой стиль

· Не говорите: «По правде сказать…»

Типовые ошибки при работе с вопросами аудитории:

· Фокус на эмоциях аудитории

· Фиксация на собственных реакциях

· Усиление негативного контекста

· «Боюсь, что это невозможно...».

· «К сожалению, этот вопрос не имеет решения».

· «Обстоятельства не позволяют...».

· «Мне жаль Вас огорчать, но факты таковы...».

· «Хотелось Вас порадовать, но ситуация такова...».

Управление контактом с аудиторией. Главная задача преподавателя - «слушать» аудиторию своими глазами.

Как распределять зрительское внимание. Вся ваша презентация должна состоять из пятисекундных «бесед» с каждым из ваших слушателей (или группы слушателей, в зависимости от количества участников). При этом длительность разговора и контакта не должна превышать 6-10 сек.

· при группе до 14 человек вы говорите со всеми по очереди;

· при группе от 15 до 50 вы говорите то с каждым, то с каждым пятым;

· при группе больше 50 человек вы выделяете условно несколько групп примерно по 7 — 10 человек и обращаетесь по очереди к кому-либо одному из каждой группы. В такой аудитории движения глаз заменяются движениями головы. Тогда у каждого, находящегося в зоне направления головы,  будет ощущение,  что  вы общаетесь именно с ним,

· если вы  говорите  с  возвышения (например, с  трибуны),  ваш  взгляд не  должен идти над  головами слушателей. Периодически смотрите и на передние ряды, чтобы в зале не образовывались «мертвые зоны», куда не доходит ваш взгляд.

Слушатель-ловушка. Частая ошибка при ведении презентации в малой группе — постоянная фокусировка внимания выступающего на ком-то одном. Тем самым внимание остальных слушателей невольно тоже фокусируется на этом человеке. Далеко не всем такое обилие внимания будет приятно. При этом другие слушатели, наоборот, чувствуют себя обделенными и при первой же возможности отомстят вам.

Какие люди в аудитории чаще всего привлекают внимание? Это может быть человек, который вам просто чем-либо нравится, или он ваш самый серьезный оппонент, притягивающий взгляд, как магнит, или некий авторитет, мнение которого для вас весомо. Знайте одно: кто бы он ни был, в ситуации публичного выступления этот человек — ваша ловушка.

Разделение «зрительского» внимания между аудиторией и слайдами.

Вы стоите лицом к аудитории; изображение, слайды находятся слева от вас.

1.     Вы показываете очередной слайд.

2.   На несколько секунд вы фиксируете свой взгляд на слайде, развернувшись вполоборота.

3.    Когда взгляды слушателей вслед за вашим взглядом сфокусируются на слайде, вы снова переводите свой взгляд на слушателей.

Язык телодвижений.

· Ваши невербальные сигналы должны гармонировать с вербальными, а жесты— помогать   при выступлении, а не мешать.

· Исходная позиция — стойте прямо, без напряжения, равномерно распределяйте вес своего тела.

· Ваша поза влияет на качество Вашей речи - если Вы наклоняете голову, чтобы прочитать записи или информацию со слайда, голос становится тише, и Вы теряете визуальный контроль над аудиторией.

· Аудитория должна  видеть Вас целиком. Чем больше Вы на  виду, тем выше       качество восприятия аудиторией того, что Вы сообщаете.

· Не загораживайте лицо руками.

· Не стойте за аппаратурой, не заслоняйте собой экран. Не показывайте указкой на экран, это лучше делать на слайде.

· Обращайтесь к аудитории, а не к экрану.

· Используйте положительно окрашенные и естественные для Вас жесты.

· Избегайте отрицательно окрашенных жестов, таких как:

1.      указательный палец;

2.      сжатые кулаки;

3.      раскачивание из стороны в сторону;

4.      скрещенные ноги;

5.      посторонние предметы в руках;

6.      руки в карманах;

7.      «фиговый лист»;

8.      скрещенные на груди руки и т.п.

Управление контактом с аудиторией. Паравербальные средства.

· Управляя темпом, ритмом, артикуляцией, интонацией и громкостью своего голоса Вы управляете первым впечатлением аудитории. Звучание Вашего голоса также определяется лицевой экспрессией, осанкой.

· Необходимо избегать резких звуков, невнятности, «нечленораздельности» и т.п.

· Скорость изложения материала должна быть немного ниже, чем скорость говорения в обычной ситуации.

· При проведении презентации в затемненных помещениях, необходимо говорить громче, чем обычно.

· Следите за интонацией. Выделяйте ключевые слова. Интонацией и паузами можно выделять целые предложения, имеющие важное значение. Паузы дают аудитории время дистантной аудитории на осмысление Ваших слов.

· Некоторые закономерности восприятия речи

1.      Чѐткость произношения может указывать на внутреннюю дисциплину. Неясное и расплывчатое произношение скорее свойственно уступчивым и мягким людям.

2.      Люди с высоким голосом воспринимаются как менее эмоциональные и более практичные, по сравнению с обладателями низкого голоса, которым приписывается большая эмоциональность и впечатлительность.

3.      Медленный темп речи характеризует человека как уравновешенного и уверенного в себе. Первые фразы говорите медленно. Не выливайте на аудитории сразу водопад информации — дайте им время настроиться на ваше выступление.

Мы уверены, что презентация в формате «Брейн-ринг» поможет преподавателям создать неповторимую атмосферу во время проведения семинаров для врачей.

 

 

Список литературы

1.      Бобрышов С.В. Методы активизации процесса обучения [Электронныйресурс] / С.В. Бобрышов, М.В. Смагина. – Ставрополь, 2010. – URL:www.sspi.ru.

2.      Гриценко Л.И. Теория и практика обучения : интегративный подход:[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / Л.И. Гриценко. – М. : ИЦ«Академия», 2008. – 240 с.

3.      Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] /Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с. – (Работаем по новым стандартам).

4.      Новиков А. М. Понятие о педагогических технологиях [Текст] / А. М.Новиков // Специалист. – М., 2009. –№ 10. – С.18–24.

5.      Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : активное обучение [Текст] : учеб. пособие / А.П. Панфилова. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 192 с.

6.      Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2008. – 368 с.