Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ТИПА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

С введением профессиональных стандартов педагогов значение самостоятельной работы в вузе существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция студента в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе – овладения компетенциями.

Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений, обновления фонда оценочных средств.

Основным требованием, предъявляемым к самостоятельной работе, мы считаем [3] является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения обучающимися установленных результатов образования.

При этом функция оценивания будет заключаться в переходе от оценивания для контроля к оцениванию для развития(т.е. функция оценивания сводится не к выявлению недостатков в знаниях студента как самоцели, а к более точному определению направлений улучшения результата). Для этого оценивание должно быть организовано как целенаправленный упорядоченный процесс определения необходимого набора и достигнутого уровня компетенций.

Под оценочными средствами мы понимаем задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, профессионального модуля в рамках выполнения самостоятельной работы, направленные на измерение степени сформированности компетенции как в целом, так и отдельных ее компонентов, а также трудовых функций.

При разработке комплекса оценочных средств самостоятельной работы, необходимо помнить о двух принципиальных моментах:

1.     Оценочные средства, как средства сопровождения самостоятельной работы должны быть разработаны для проверки степени формирования компетенций и трудовых функций;

2.      Оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий(прежде всего инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения.

В исследованиях [1,2,4] сформулированы требования к оценочным средствам, которые были соблюдены при формировании фонда оценочных средств:

-   интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);

-    проблемно-деятельностный характер;

-     ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (нетождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам);

-   актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности.

Организация рассмотренных нами ранее типов самостоятельной работы студентов [2] предполагает разнообразие заданий для самостоятельной работы и фонд оценочных средств. Заострим наше внимание на фонде оценочных средств творческого типа.

В ходе выполнения творческих работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем.

Выполнение работ этого типа способствует овладению методами научного познания, развитию творческой деятельности у студентов: видение новых проблем в знакомых стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение альтернативы решения и др. В творческой работе проявляются: а) понимание цели работы; б)выдвижение и обоснование гипотезы; в) определение методов исследования; г) проведение работы по проверке гипотезы; д) внесение коррективов; е) выводы по проблеме; ж) постановка предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе); з) изменение способа решения.

Творчество является логическим развитием воспроизведения. Если для ученика  средней школы творческой является та задача, которая нова лишь для него, конечный продукт не обладает социальной ценностью и новизной, то для студента это – определенный уровень творчества. Настоящая творческая задача (через научно-исследовательскую работу студента, через квалификационную, магистерскую работу экспериментального характера) имеет в результате объективную ценность.

В таблице 1 представлены виды оценочных средств самостоятельной работы студентов творческого типа.

 

Таблица 1 - Виды оценочных средств самостоятельной работы творческого типа


Название

Описание

Критерии

ФОС творческого типа

1

Составление

интеллект-карты или опорной схемы по теме

Схематическое        фиксированное

отображение заданной темы, помогающее оценить степень понимания                             важных

взаимоотношений разных компонентов и задач, их место в общей системе

1.Точность         и         лаконичность

формулировок;

2.Убедительные, аргументированные предложения по решению выделенных проблем;

3.Собственная позиция по данным вопросам.

2

Разработка и

составление портфолио по дисциплине (или личностного)

Целевая          подборка          работ

обучающегося, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.

1. Структура материала

2.Творческое оформление материала 3.Факты,     отражающие     понимание материала

4Аккуратность,                 тщательность выполнения

3

Решение

профессиональных задач

Оценочное средство, отражающее

профессиональную подготовку студента. Проблемное  задание,  в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

1.      Полнота     знаний     практический

контролируемого материала.

2.      Демонстрация умений и навыков решения профессиональных задач Умение        самостоятельно       решать задачу на основе изученных методов, приемов и технологий.

4

Подготовка научной

статьи по теме

Средство контроля усвоения

учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное в виде написания научной статьи.

1.      Соблюдение    логики     написания

статьи.

2.      Соответствие тематике.

3.      Содержательная насыщенность.

4.      Соблюдение    норм     оформления научной работы.

5

Отчет о научно-

исследовательской работе

Продукт  самостоятельной  работы

обучающегося, представляющий собой изложение в устном (письменном) виде полученных результатов теоретического (практического) анализа научной (учебно-исследовательской) темы.

1.      Четкость логики исследования.

2.      Соответствие цели, объекта и предмета исследования.

3.      Обоснованность выбора метода исследования.

4.      Оригинальность      представления

результатов исследования.

5.      Использование (научной) педагогической терминологии в выводе-прогнозе.

6

Проектирование

модели развития профессиональной

Оценочное средство, направленное

на               изучение                функции самообразования  студентов,  а  в

1.Профессиональные     теоретические

знания в соответствующей области; 2.Умение научного прогнозирования

 

карьеры в области…

частности,          на           составление

индивидуального образовательного маршрута

3.Умение                               пользоваться

информационными технологиями; 4.Умение     представлять                      результаты собственной деятельности

7

Составление

справочного пособия по теме или дисциплине

Продукт  самостоятельной  работы

студента, заключающееся в составлении справочного пособия и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме

1.Правильность выделения ключевых

понятий.

2.Научность         и          правомерность толкования ключевых понятий. 3.Адекватность                   определения теоретической базы.

4.Полнота, четкость и ясность изложения основных теоретических положений

5 .Культура оформления работы

8

Разработка

программы диагностики по конкретной теме, модулю

Дидактический комплекс,

предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала, заключающийся в разработке стандартизированных заданий по теме или модулю

1.Научность

2.Теоретическое понимание темы 3.Характер диагностических заданий 4.Культура оформления

9

Разработка

совместных проектов

Конечный продукт, получаемый в

результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

1.Профессиональные     теоретические

знания в соответствующей области; 2.Умение работать со справочной и научной литературой;

3.Умение                               пользоваться информационными технологиями; 4.Умение     представлять    результаты собственной деятельности;

10

Проектирование

деловых игр по теме

Оценочное    средство    с    целью

решения учебных и профессионально-ориентированных задач            путем            игрового

моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать                                типичные

профессиональные задачи.

1.Соответствие        организационной

структуры задачам и условиям игровой деятельности

2.Отражение теоретических знаний и практических умений в содержании игры

3.Креативность 4.Культура оформления

11

Разработка,

конструирование конкретных профессиональных (педагогических) ситуаций

Частично         регламентированное

задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей,                аргументировать

1.Адекватность                       понимания

структурных                             элементов профессиональной     задачи     и      их содержательного наполнения. 2.Правильность выделения ключевых понятий профессиональной задачи.

собственную точку зрения.  Может

выполняться     в      индивидуальном порядке или группой обучающихся.

3.Научность         и          правомерность

толкования        ключевых        понятий задачи.

4.Адекватность                    определения теоретической базы решения задачи. 5.Полнота,      четкость     и       ясность изложения основных теоретических положений,            которые          будут определять решение задачи 6.Достаточность            теоретического обоснования для решения задачи. 7.Культура оформления текста.

 

Таким образом, разработанный фонд оценочных средств творческого типа как инструмент управления и сопровождения самостоятельной работы студентов вуза направлен на повышение эффективности организации самостоятельной работы; повышение качества подготовки будущих педагогов; оказание методической помощи преподавателю в управлении и сопровождении самостоятельной работы студентов вуза; совершенствование самоорганизации учебной деятельности студентов вуза.

Список литературы

 

1.        Андриевская Л.А., Циулина М.В., Критерии и показатели сформированности профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») [Текст]/Л.А.Андриевская, М.В. Циулина Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2016.- № 9. С. 9-13.

2.        Салаватулина Л.Р., Андриевская Л.А. Типизация самостоятельной работы в высшей школе [Текст]/ Л.Р. Салаватулина, Л.А.Андриевская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015.- № 10. С. 62-66.

3.        Салаватулина Л.Р., Контроль и оценка самостоятельной работы студентов [Текст] /Л.Р. Салаватулина // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд, новые решения /Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции.   -Екатеринбург, 2016.-С.142-146

4.        Шабалина А.А., Парфентьева Л.В. Фонд  оценочных средств как инструмент организации самостоятельной работы студентов вуза [Текст]/  А.А. Шабалина, Л.В. Парфентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. -№ 10. С.92-97.