02 июля 2017г.
С введением профессиональных стандартов педагогов значение самостоятельной работы в вузе существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция студента в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе – овладения компетенциями.
Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений, обновления фонда оценочных средств.
Основным требованием, предъявляемым к самостоятельной работе, мы считаем [3] является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения обучающимися установленных результатов образования.
При этом функция оценивания будет заключаться в переходе от оценивания для контроля к оцениванию для развития(т.е. функция оценивания сводится не к выявлению недостатков в знаниях студента как самоцели, а к более точному определению направлений улучшения результата). Для этого оценивание должно быть организовано как целенаправленный упорядоченный процесс определения необходимого набора и достигнутого уровня компетенций.
Под оценочными средствами мы понимаем задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, профессионального модуля в рамках выполнения самостоятельной работы, направленные на измерение степени сформированности компетенции как в целом, так и отдельных ее компонентов, а также трудовых функций.
При разработке комплекса оценочных средств самостоятельной работы, необходимо помнить о двух принципиальных моментах:
1. Оценочные средства, как средства сопровождения самостоятельной работы должны быть разработаны для проверки степени формирования компетенций и трудовых функций;
2. Оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий(прежде всего инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения.
В исследованиях [1,2,4] сформулированы требования к оценочным средствам, которые были соблюдены при формировании фонда оценочных средств:
- интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);
- проблемно-деятельностный характер;
- ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (нетождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам);
- актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности.
Организация рассмотренных нами ранее типов самостоятельной работы студентов [2] предполагает разнообразие заданий для самостоятельной работы и фонд оценочных средств. Заострим наше внимание на фонде оценочных средств творческого типа.
В ходе выполнения творческих работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем.
Выполнение работ этого типа способствует овладению методами научного познания, развитию творческой деятельности у студентов: видение новых проблем в знакомых стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение альтернативы решения и др. В творческой работе проявляются: а) понимание цели работы; б)выдвижение и обоснование гипотезы; в) определение методов исследования; г) проведение работы по проверке гипотезы; д) внесение коррективов; е) выводы по проблеме; ж) постановка предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе); з) изменение способа решения.
Творчество является логическим развитием воспроизведения. Если для ученика средней школы творческой является та задача, которая нова лишь для него, конечный продукт не обладает социальной ценностью и новизной, то для студента это – определенный уровень творчества. Настоящая творческая задача (через научно-исследовательскую работу студента, через квалификационную, магистерскую работу экспериментального характера) имеет в результате объективную ценность.
В таблице 1 представлены виды оценочных средств самостоятельной работы студентов творческого типа.
Таблица 1 - Виды оценочных средств самостоятельной работы творческого типа
№
|
Название
|
Описание
|
Критерии
|
ФОС творческого типа
|
1
|
Составление
интеллект-карты или опорной схемы по теме
|
Схематическое фиксированное
отображение заданной темы, помогающее оценить степень понимания важных
взаимоотношений разных компонентов и задач, их место в общей системе
|
1.Точность и лаконичность
формулировок;
2.Убедительные, аргументированные предложения по решению выделенных проблем;
3.Собственная позиция по данным вопросам.
|
2
|
Разработка и
составление портфолио по дисциплине (или личностного)
|
Целевая подборка работ
обучающегося, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.
|
1. Структура материала
2.Творческое оформление материала 3.Факты, отражающие понимание материала
4Аккуратность, тщательность выполнения
|
3
|
Решение
профессиональных задач
|
Оценочное средство, отражающее
профессиональную подготовку студента. Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
|
1. Полнота знаний практический
контролируемого материала.
2. Демонстрация умений и навыков решения профессиональных задач Умение самостоятельно решать задачу на основе изученных методов, приемов и технологий.
|
4
|
Подготовка научной
статьи по теме
|
Средство контроля усвоения
учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное в виде написания научной статьи.
|
1. Соблюдение логики написания
статьи.
2. Соответствие тематике.
3. Содержательная насыщенность.
4. Соблюдение норм оформления научной работы.
|
5
|
Отчет о научно-
исследовательской работе
|
Продукт самостоятельной работы
обучающегося, представляющий собой изложение в устном (письменном) виде полученных результатов теоретического (практического) анализа научной (учебно-исследовательской) темы.
|
1. Четкость логики исследования.
2. Соответствие цели, объекта и предмета исследования.
3. Обоснованность выбора метода исследования.
4. Оригинальность представления
результатов исследования.
5. Использование (научной) педагогической терминологии в выводе-прогнозе.
|
6
|
Проектирование
модели развития профессиональной
|
Оценочное средство, направленное
на изучение функции самообразования студентов, а в
|
1.Профессиональные теоретические
знания в соответствующей области; 2.Умение научного прогнозирования
|
|
карьеры в области…
|
частности, на составление
индивидуального образовательного маршрута
|
3.Умение пользоваться
информационными технологиями; 4.Умение представлять результаты собственной деятельности
|
7
|
Составление
справочного пособия по теме или дисциплине
|
Продукт самостоятельной работы
студента, заключающееся в составлении справочного пособия и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме
|
1.Правильность выделения ключевых
понятий.
2.Научность и правомерность толкования ключевых понятий. 3.Адекватность определения теоретической базы.
4.Полнота, четкость и ясность изложения основных теоретических положений
5 .Культура оформления работы
|
8
|
Разработка
программы диагностики по конкретной теме, модулю
|
Дидактический комплекс,
предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала, заключающийся в разработке стандартизированных заданий по теме или модулю
|
1.Научность
2.Теоретическое понимание темы 3.Характер диагностических заданий 4.Культура оформления
|
9
|
Разработка
совместных проектов
|
Конечный продукт, получаемый в
результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.
|
1.Профессиональные теоретические
знания в соответствующей области; 2.Умение работать со справочной и научной литературой;
3.Умение пользоваться информационными технологиями; 4.Умение представлять результаты собственной деятельности;
|
10
|
Проектирование
деловых игр по теме
|
Оценочное средство с целью
решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового
моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные
профессиональные задачи.
|
1.Соответствие организационной
структуры задачам и условиям игровой деятельности
2.Отражение теоретических знаний и практических умений в содержании игры
3.Креативность 4.Культура оформления
|
11
|
Разработка,
конструирование конкретных профессиональных (педагогических) ситуаций
|
Частично регламентированное
задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать
|
1.Адекватность понимания
структурных элементов профессиональной задачи и их содержательного наполнения. 2.Правильность выделения ключевых понятий профессиональной задачи.
|
|
|
собственную точку зрения. Может
выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.
|
3.Научность и правомерность
толкования ключевых понятий задачи.
4.Адекватность определения теоретической базы решения задачи. 5.Полнота, четкость и ясность изложения основных теоретических положений, которые будут определять решение задачи 6.Достаточность теоретического обоснования для решения задачи. 7.Культура оформления текста.
|
Таким образом, разработанный фонд оценочных средств творческого типа как инструмент управления и сопровождения самостоятельной работы студентов вуза направлен на повышение эффективности организации самостоятельной работы; повышение качества подготовки будущих педагогов; оказание методической помощи преподавателю в управлении и сопровождении самостоятельной работы студентов вуза; совершенствование самоорганизации учебной деятельности студентов вуза.
Список литературы
1. Андриевская Л.А., Циулина М.В., Критерии и показатели сформированности профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») [Текст]/Л.А.Андриевская, М.В. Циулина Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2016.- № 9. С. 9-13.
2. Салаватулина Л.Р., Андриевская Л.А. Типизация самостоятельной работы в высшей школе [Текст]/ Л.Р. Салаватулина, Л.А.Андриевская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015.- № 10. С. 62-66.
3. Салаватулина Л.Р., Контроль и оценка самостоятельной работы студентов [Текст] /Л.Р. Салаватулина // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд, новые решения /Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. -Екатеринбург, 2016.-С.142-146
4. Шабалина А.А., Парфентьева Л.В. Фонд оценочных средств как инструмент организации самостоятельной работы студентов вуза [Текст]/ А.А. Шабалина, Л.В. Парфентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. -№ 10. С.92-97.