Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

На современном этапе развития отечественного здравоохранения, характеризующегося стремительным ростом научно-технического прогресса, возрастающей потребностью в высококвалифицированных медицинских специалистах, важной задачей высших медицинских учебных заведений является повышение качества подготовки врачей.

Реформирование системы высшего образования, в том числе и медицинского, ориентировано на изучение парадигмы образования, главной целью которой является формирование компетентностно- мотивированной способности студента осуществлять активную творческую учебную, самообразовательную и научную деятельность.

Это способствует развитию познавательной активности обучающегося и превращает его из пассивного потребителя знаний в активного участника учебного процесса, способного сформировать цели и задачи своей деятельности, проанализировать и найти эффективные и доступные пути их решения, умело оценить и аргументировать результаты и убедительно доказать их достоверность.

Современная образовательная деятельность в медицинских вузах должна быть ориентирована на усиление роли самостоятельной работы студентов. При этом особого внимания требуют вопросы качественного прохождения учебных и производственных практик с оценкой результативности решаемых познавательных и профессиональных задач.

Успешность познавательной деятельности зависит от установки студентов и преподавателей на взаимопонимание и тесное сотрудничество, от способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию и диалогу, интеграции познания обучающихся с опытом использования современных педагогических технологий в процессе освоения учебных дисциплин, прохождения учебных и производственных практик. Там, где культивируется познание и самостоятельная творческая деятельность студентов,  учебный  процесс,  при  условии  высокого  уровня  педагогического  мастерства,  является эффективным и не приводит к утомляемости обучающихся при освоении образовательных программ подготовки медицинских специалистов. Эффективно организованная практическая деятельность в процессе обучения студентов способствует значительному усилению их познавательной активности и самостоятельности.

Качество подготовки специалистов в медицинском вузе находится в прямой зависимости от уровня полученных знаний в процессе теоретического обучения, приобретения и закрепления практических навыков, полученных при прохождении учебных и производственных практик в ведущих медицинских учреждениях и на клинических базах. Последние играют ведущую роль в подготовке и адаптации студентов-практикантов к дальнейшей профессиональной медицинской деятельности.

Практической подготовке студентов-медиков в контексте современных требований ФГОС третьего поколения уделяется очень важное внимание. В исследованиях ряда авторов [1,2,3] уделено внимание роли учебной и производственной практики в профессиональной подготовке специалистов, в том числе и медицинского профиля.

По их мнению, качественно организованная производственная практика оказывает значительное влияние на профессиональное самоопределение выпускников вуза.

Формирование профессиональной направленности будущего врача в процессе прохождения производственной практики является успешным при интеграции учебного материала практической подготовки с учебной и научно-исследовательской деятельностью студентов.

Практическая подготовка в образовательном процессе медицинского вуза заключается в проведении практик в соответствии с учебными планами и программами в объемах установленных ФГОС третьего поколения по соответствующим направлениям подготовки специалиста. Данный этап образовательного процесса рассматривается в качестве важного для закрепления теоретических знаний. Производственная практика проводится в ведущих медицинских учреждениях и организациях г. Уфы и республики, в которых созданы надлежащие условия для приобретения практических навыков с использованием современных средств обучения.

В системе профессиональной подготовки студентов-медиков производственная практика выполняет следующие основные функции:

-обучающую – направленную на приобретение и углубление прочных теоретических знаний, формирование навыков и умений профессионально решать медицинские задачи.

-развивающую, ориентированную на развитие познавательной активности, творческого мышления, саморазвитие, коммуникативных и психологических способностей личности врача;

-диагностическую, способствующую объективно оценить уровень практической подготовки студента;

-воспитательную, формирующую социальную активность личности, уважение к избранной профессии врача и пациентам, глубокое понимание его роли и ответственности за здоровье и жизнь людей. Применение теоретических знаний на практике, общение с больными и возможность выполнения врачебных действий способствует формированию у студентов чувства сопричасности с профессиональным медицинским сообществом, что повышает их мотивацию к обучению и желанию серьезно относится к получению теоретических знаний.

В медицинском университете функционируют центр практических навыков и симуляционный центр, оснащенный фантомами, муляжами и медицинскими инструментами.

Учебная практика проводится по всем клиническим дисциплинам на клинических кафедрах медицинского университета, в лечебно-профилактических учреждениях и заключается в курации больных с оформлением истории болезни , выполнением медицинских манипуляций под контролем преподавателя. Производственная практика проводится в лечебно-профилактических  учреждениях, заключивших с медицинским университетом договор о возможности прохождения медицинской практики, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. На первом курсе студенты проходят производственную практику в качестве помощника младшего медицинского персонала, на втором – помощника палатной медицинской сестры, на третьем – помощника процедурной медицинской сестры, на четвертом – помощника врача стационара, на пятом- помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения.

Реализация форм и методов практической подготовки студентов будет эффективной только в том случае, если врачи-педагоги клинических кафедр и руководители производственной практики будут придерживаться следующих правил:

-создавать необходимые условия для полноценного и качественного выполнения программы учебной и производственной практики;

-совместно с медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений осуществлять

закрепление рабочих мест, обеспечивающих возможность приобретения студентами практических знаний и навыков;

-поддерживать активное участие студентов в научно-практических конференциях, инициативу в решении практических задач и творческий подход в установлении психологического контакта с пациентами;

-осуществлять систематический контроль за проведением учебной, производственной практики и качеством выполнения их программных вопросов;

-объективно оценивать уровень освоения программного материала практической подготовки студентов в процессе проведения зачета по проверке теоретических знаний и приему практических навыков по окончании учебной и производственной практики;

-поощрять студентов за отличный результат прохождения практики, освещая эти данные в печати и на сайте вуза;

В период прохождения учебной и производственной практики необходимым условием формирования профессиональных навыков клинического мышления врача является получение студентами клинического опыта медицинской деятельности. По мнению Л.М. Насретдиновой [4,с 61], этот процесс происходит по трем основным направлениям:

-содержательное и технологическое изменение всей системы учебной и производственной деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих практических навыков происходит движение личности по ступеням формирующегося профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, формируется ее личный стиль;

-изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов специфического сознания (внимания, памяти, перцепции, мышления, эмоциональных и волевых качеств), что в широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения врача;

-изменение соответствующих компонентов установки субъекта (врача) по отношению к объекту деятельности (пациенту). что проявляется в различных сферах: когнитивной – в уровне информативности об объекте, степени осознания его значимости; эмоциональной – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого; практической – в осознании своих реальных возможностей влияния на объект с опорой на теоретические знания и приобретенный опыт врачебной деятельности.

На современном этапе функционирования высшего медицинского образования, предусматривающего подготовку специалистов по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, существенно возрастает роль практической подготовки студентов в развитии их познавательной активности и профессиональной компетентности. Ее актуальность очевидна, так как трудно не согласиться с тем, что качественно организованные и эффективно проводимые учебные и производственные практики являются непременным условием успешной подготовки врачей, отвечающих современным требованиям отечественного здравоохранения.

 

Список литературы

 

1.     Боброва, И.А. Развитие познавательной активности студентов в системе непрерывного профессионального образования / И.А. Боброва // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2007. – № 51. – С. 19-21.

2.     Вишнева, Е.М. Роль производственной практики студентов лечебно-профилактического факультета в профессиональной подготовке специалистов / Е.М. Вишнева, М.Г. Евсина, Л.В. Богословская, С.М. Кутепов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 480-483.

3.     Михеева, Н.М. Учебная практика студентов медицинского вуза – новый стандарт овладения профессиональными компетенциями / Н.М. Михеева, Ю.Ф. Лобанова // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 7. – С. 41-45.

4.       Насретдинова, Л.М. Формирование клинического опыта у студентов медицинского учебного заведения  в  процессе  проведения  производственной  практики  /  Л.М.Насретдинова,  В.Ф. Назифуллин    //       Оптимизация   формирования   профессионального  поведения     студентов     / обучающихся в университете: материалы учебно-методической конференции. – Уфа, 2009. – С.59- 62.