04 февраля 2016г.
Цели и задачи модернизации образования в нашей стране, получили отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.: непрерывность образования в течение всей жизни человека; развитие дистанционного обучения (ДО); создание программ, реализующих информационные технологии в образовании. Указанные цели соответствуют рекомендациям ЮНЕСКО и тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая, в частности, восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики.
Дистанционное обучение отличается от традиционных методов обучения, прежде всего, особенностями методики и технологией организации учебного процесса и образовательных отношений. В процессе дистанционного обучения существенно меняются функции его участников. Возрастает уровень требований к методической и технологической подготовке преподавателей. Дистанционное обучение предъявляет повышенные требования к слушателям, их интеллектуальному потенциалу, навыкам работы с информационными ресурсами. При дистанционном обучении на первый план выходит самостоятельная работа, поддерживаемая консультациями преподавателей - тьюторов.
Понятие дистанционного обучения сформулировано коллективом авторов в рамках проекта Минобразования РФ "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения" от 16 июня 2000 г. № 1791. Дистанционное обучение - обучение, при котором все учебные процедуры или большая их часть осуществляются с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
Согласно "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России", дистанционное обучение должно содействовать решению таких социально значимых задач, как:
- повышение уровня образованности общества и качества образования;
- реализация потребностей населения в образовательных услугах;
- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;
- сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;
- развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения стандартизированного образования в любой точке образовательного пространства [3].
Эффективность современных технологий дистанционного обучения определяется сочетанием шести ключевых факторов, позволяющих обучаемым быстро освоить большие объемы учебной информации и, как следствие, добиться лучших результатов своей работы:
- интерактивность;
- улучшенная визуализация;
- гибкость в использовании;
- оперативность обновления;
- возможность общения с преподавателем и другими обучаемыми;
- доступность [1] .
Проблема становления и развития системы дополнительного образования на основе дистанционного обучения в современных социально-экономических условиях России приобретает особую актуальность. Необходимость ее решения обусловлена целым рядом факторов. Среди них: протяженность территории и сосредоточие научно-технических и образовательных центров в крупных городах, формирование новых потребностей общества по отношению к содержанию и технологиям образования, развитие рыночной экономики и др. В дополнительном образовании и дистанционном обучении нуждаются многие группы россиян: учащиеся средних школ в сельской местности, поселках, малых городах; менеджеры различных уровней; руководители региональных органов управления; офицерский состав сокращающейся армии; уволенные и сокращенные работники; лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию; граждане с ограниченной свободой перемещения; инвалиды. Дистанционное обучение на русском языке необходимо также людям, проживающим в странах СНГ и дальнего зарубежья и др.
Дополнительное профессиональное образование - одно из перспективных направлений образовательной деятельности, важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовывать принцип «Образования через всю жизнь».
Рассмотрим подробно такое направление дополнительного образования как профессиональная переподготовка.
Профессиональная переподготовка – это получение дополнительных компетенций (знаний, умений, навыков, а также личностных качеств), необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Данная форма обучения доступна лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование, а также (с 1 сентября 2013 года) учащимся вузов и колледжей.
Программы профессиональной переподготовки разработаны Министерством образования и науки России в качестве альтернативы второму высшему образованию. Профессиональная переподготовка – удобный, недорогой и, главное, быстрый способ (программа включает только профильные дисциплины) получить второе образование, освоить новую специальность. Этим она выгодно отличается от второго высшего образования, которое длится 3 года и более, значительно дороже и насыщено общими предметами.
Как и в случае с программами основного высшего образования, поступая на специальности профессиональной переподготовки, можно выбрать любую форму обучения: с отрывом от работы (очное), без отрыва от работы (вечернее или дистанционное), с частичным отрывом от работы (заочное) и по индивидуальным формам обучения. Форму профессиональной переподготовки устанавливает учебное заведение в зависимости от сложности программы.
Таким образом, особенностями реализации процессов профессиональной переподготовки на современном этапе являются:
• право выбора форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
• профессиональная переподготовка в рамках дистанционного обучения носит более индивидуальный характер, является более гибкой.
• Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным занятиям, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель может изучать учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только перед конкретным зачетом, что гарантирует более глубокие остаточные знания.
Девиз традиционной системы образования: «Одно и то же подходит для всех», дистанционные технологии – система обучения, направленная на одного.
Программы обучения позволяют учиться в свободное время и это огромный плюс для занятых деловых людей. Обширная библиотека и все необходимые материалы в свободном доступе позволяют получить качественное образование.
Профессиональная переподготовка сегодня это - заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий предназначеная для обучения желающих получить дополнительное образование в столичных городах и находящихся на удаленном расстоянии от них, либо не имеющих возможности учиться по традиционным технологиям, занятым профессиональной деятельностью, ограниченным во времени или возможностях передвижения. Дистанционное обучение реализуется посредством применения информационных технологий и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Обучающимся предоставляются возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту своего жительства или временного пребывания (нахождения).
Преимущества современной профессиональной переподготовки в отличие от традиционной [2]:
• Независимость от расстояний - дистанционное обучение без выезда к месту расположения образовательного учреждения.
• Индивидуальный график дистанционного обучения - возможность выбора подходящего режима учебного процесса, построения индивидуальной образовательной траектории. Особенно это важно для тех, кто совмещающих учебу с работой, для лиц с ограниченными возможностями передвижения (служба в армии, состояние здоровья и т. п.).
• Дистанционное обучение у лучших преподавателей с помощью современных мультимедиа и Интернет технологий.
• Объективность оценки знаний - электронный контроль знаний гарантирует непредвзятость и независимость оценок.
• Совершенствование в области информационных технологий - дистанционные образовательные технологии дают навыки использования современных средств коммуникаций, получения и усвоения информации с помощью аппаратно-программных средств.
• Доступность стоимости обучения - использование в учебном процессе средств коммуникаций является альтернативой высокому уровню цен на соответствующие образовательные услуги.
• Экономия средств – дистанционное образование можно получить без отрыва от дома, от работы, без дополнительных расходов на проезд и проживание во время обучения в другом городе.
• Несмотря на то, что получено образование дистанционно, слушатель получает дипломы и сертификаты государственного образца.
• Обучение ведётся по индивидуальным учебным планам, которые обеспечивают организацию и получение образования в сокращённые сроки без изменения программы обучения. Индивидуальная программа образовательного процесса предполагает различные комбинации моделей обучения, предусмотренных технологией проблемно-поискового образования.
Список литературы
1. Информационные технологии дистанционного обучения в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации // журнал "ЧиновникЪ" http://chinovnik.uapa.ru/en/issue/2006/03/09/
2. Заочная форма обучения с применением дистанционных технологий http://www.miepvuz.ru/pages.php?page=3864
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г. № 06-735 “О дополнительном профессиональном образовании” //ИА "ГАРАНТ":
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70398906/#ixzz32MBECf8U