19 июня 2016г.
Целью исследования является выявление динамики изменений функциональных возможностей учащихся 9-11 классов в процессе общего среднего образования. Методы: 12-минутный тест ходьбы и бега Кеннета Купера; функциональная проба частоты сердечных сокращений до физической нагрузки, во время ее проведения и в период восстановления; методы математической статистики, сравнительного анализа результатов.
Содержание физической культуры включает в себя валеологические ценности, к которым относятся накопленные знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения умственной работоспособности и психоэмоциональной устойчивости.
Приоритетная роль отводится формированию у обучающихся школьников установок на освоение ценностного потенциала физической культуры, здорового образа жизни, актуализацию физического самовоспитания и здоровьесберегающего поведения у людей. С пассивным двигательным стилем жизни связано и снижение общих адаптационных возможностей человека [2, с. 338].
Выявление функциональных возможностей восстановления организма школьников при современном их малоподвижном образе жизни и при постоянно возрастающем потоке учебной информации указывает на актуальность исследования и позволяет проанализировать степени восстановления деятельности сердечно- сосудистой системы организма с учетом гендерных различий. В структуре факторов, формирующих здоровье человека, в последние десятилетия резко возросло значение двигательной активности и влияние ее на частоту заболеваемости отдельных категорий населения страны.
В современных условиях среднего общего образования школьникам необходим достаточно высокий уровень развития двигательного качества – выносливости. По мнению Н.Г. Озолина, общая выносливость – это способность продолжительно выполнять любую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системам [3, с. 463]. Знание исходных показателей функциональных и физических возможностей организма старшеклассников, а также их динамики на протяжении обучения в 9-11 классах среднего общего образования (СОШ) в школах позволяет распределить учебную нагрузку по годам обучения.
Исследование уровней физической и функциональной подготовленности старшеклассников 9-11 классов проводилось на базе СОШ № 4,8,56 и гимназии №1 Ленинского района и СОШ Приволжского района Астраханской области. Всего в исследовании приняло участие человек, из них школьника 9-х классов, человека 10-х классов, человек 11-х классов.
Для определения уровня функциональной подготовки применялась методика исследования функциональной кривой пульсометрии. Первая проба частоты сердечных сокращений фиксировалась в течение 1 минуты до физической нагрузки, вторая – сразу после нагрузки и третья – через 5 минут во время восстановления пульса в покое. Результаты пульсометрии, выраженные количеством сердечных сокращений в минуту в периоды до получаемой физической нагрузки, сразу после нее и в течение пяти минут восстановления с полным отдыхом, представлены в Табл.1.
После анализа и сравнения полученных данных пульсометрии в покое у учащихся 9 классов СОШ № 4,8,56 и Гимназии №1 и СОШ Приволжского района, нами было отмечено следующее.
Для определения среднего показателя частоты сердечных сокращений в покое у девятиклассников СОШ Ленинского Района и ЧСС школьников СОШ Приволжского были подсчитаны результаты пульсометрии как у девушек, так и у юношей (Табл.1).
Таблица 1
Средние показатели ЧСС в покое у девятиклассников до физической нагрузки (уд./мин.)
№
|
СОШ
Ленинского р-на
|
Пульс (уд/мин) девушки
|
Пульс (уд/мин) юноши
|
Среднее значение
|
1
|
СОШ № 4
|
78,33
|
76,4
|
77,37 |
2
|
СОШ № 8
|
79,12
|
84,21
|
81,71
|
3
|
СОШ № 56
|
78,25
|
94,86
|
86,56
|
4
|
Гимназия №1
|
86,43
|
88,75
|
87,59
|
Среднее значение
СОШ Ленинского р-н
|
80,53
|
86,06
|
83,31
|
Среднее значение СОШ
Приволжского р-на
|
59,5
|
65
|
62,25
|
Средний показатель ЧСС в покое у девятиклассников Ленинского Района намного выше данных ЧСС школьников СОШ Приволжского как у девушек (> на 21,03 удара в минуту), так и у юношей (> на 21,06 удара в минуту).
Как видно из Табл.1, у школьников 9-х классов СОШ № 4 наблюдается самый низкий показатель состояния пульса в покое с тенденцией к возрастанию, входящий в показатель нормы у людей.
Причем, у юношей СОШ № 56 частота сердечных сокращений имеет наивысший показатель.
После сравнения полученных данных ЧСС в покое у учащихся 10-х классов, были получены следующие результаты пульсометрии (Табл.2).
Таблица 2
Средние показатели ЧСС в покое у десятиклассников до физической нагрузки (уд./мин.)
№
|
Школа
|
Пульс (уд/мин)
девушки
|
Пульс (уд/мин)
юноши
|
Среднее значение
|
1
|
СОШ № 4
|
79,75
|
81,84
|
80,84
|
2
|
СОШ № 8
|
76,18
|
72,37
|
73,77
|
3
|
СОШ № 56
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Гимназия №1
|
86,06
|
83,43
|
84,745
|
Среднее значение
|
80,66
|
79,21
|
79,79
|
СОШ Приволжского р-на
|
65
|
59,5
|
62,25
|
Как видно из Табл.2, среди учащихся 10-х классов наивысший показатель состояния пульса в покое у девушек гимназии № 1 Ленинского района. В то же время сравнительный анализ школ двух районов указывает, что ЧСС покоя у школьников 10-х классов Ленинского района намного выше, чем у соответствующего возраста учеников СОШ Приволжского района. Пульсометрия состояния покоя старшеклассников, обучающихся в 10-х классах Приволжского района, находится в пределах нормы.
Далее было проведено аналогичное исследование полученных данных пульсометрии в покое перед выполнением бегового теста Купера у учащихся 11-х классов. Результаты пульсометрии состояния организма учащихся 11-х классов отображены в Табл3.
Таблица 3
Средние показатели ЧСС в покое у учеников 11-х классов до физической нагрузки (уд./мин.)
№
|
Школа
|
Пульс (уд/мин)
девушки
|
Пульс (уд/мин)
юноши
|
Среднее значение
|
1
|
СОШ № 4
|
79,84
|
81,76
|
79,84
|
2
|
СОШ № 8
|
81,64
|
85,53
|
83,59
|
3
|
СОШ № 56
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Гимназия №1
|
83,43
|
86,06
|
84,75
|
Среднее значение
|
81,64
|
84,45
|
82,73
|
СОШ Приволжского р-на
|
72,5
|
79,4
|
75,95
|
Таким образом, у учащихся 11-х классов выявилось, что у девушек СОШ Приволжского района состояние пульса покоя в норме, а у юношей наблюдается тенденция к нормальному. Школьники 11-х классов Ленинского района в среднем имеют завышенные показатели пульса в покое.
Далее были проанализированы показатели пульсометрии сразу после 12-минутного бега теста Кеннета Купера (Табл.4).
Таблица 4
Средние показатели ЧСС сразу после физической нагрузки у учащихся 9-11 классов (уд./мин.)
№
|
|
Школа
|
|
Пульс (уд/мин)
девушки
|
|
|
Пульс (уд/мин)
юноши
|
|
Среднее
значение
|
СОШ
|
|
9
|
|
10
|
|
11
|
9
|
10
|
|
11
|
|
1
|
СОШ № 4
|
94,37
|
93,81
|
|
95,45
|
101,61
|
102,17
|
100,53
|
97,99
|
2
|
СОШ № 8
|
102,56
|
115,14
|
120,72
|
122,11
|
119,74
|
130,27
|
118,42
|
3
|
СОШ № 56
|
140,75
|
-
|
|
-
|
144
|
-
|
|
-
|
142,38
|
4
|
Гимназия №1
|
86,43
|
96,34
|
|
85,48
|
142
|
121,67
|
|
94,23
|
104,36
|
Ср. значение СОШ
Ленинского р-на
|
106,03
|
101,76
|
100,55
|
127,43
|
114,53
|
108,34
|
115,79
|
Ср. значение СОШ
Приволжского р-на
|
88,2
|
|
100,83
|
112,75
|
72,5
|
111,25
|
|
125,4
|
101,93
|
Ср. значение по всей
выборке испытуемых
|
97,12
|
101,3
|
106,65
|
99,965
|
112,89
|
116,87
|
108,86
|
Как видно из Табл.4, у учащихся всей выборки классов СОШ № 4 самый низкий показатель пульсометрии, а наивысший пульс наблюдается в СОШ № 56 (142,38 уд/мин).
Последнее может указывать, что в данном образовательном учреждении в недостаточной мере уделяется внимание физическому здоровью учащихся.
Сам факт того, что в СОШ № 56 практически отсутствуют занятия по физической культуре в старших 10- 11 классах и заменяются другими общешкольными мероприятиями.
Далее были проанализированы результаты пульсометрии учащихся 9-11 классов районов Астраханской области, измерение которых проходило по истечению 5-ти минут отдыха после 12-ти минутного бега.
Результаты данного критерия показаны в Табл.5.
Таблица 5 Средние показатели ЧСС после 5-ти минут отдыха в покое физической нагрузки у учащихся 9-11 классов (уд./мин.)
№
|
|
Школа
|
Пульс (уд/мин)
девушки
|
|
Пульс (уд/мин)
юноши
|
|
Среднее значение
|
СОШ
|
|
9
|
10
|
11
|
9
|
|
10
|
|
11
|
|
1
|
|
СОШ № 4
|
94,64
|
97,67
|
97,87
|
101,33
|
103,67
|
101,17
|
99,39
|
2
|
|
СОШ № 8
|
81,67
|
89,56
|
93,43
|
87,67
|
87,5
|
98,12
|
89,66
|
3
|
|
СОШ № 56
|
96.13
|
-
|
-
|
98,94
|
-
|
|
-
|
97,54
|
4
|
Гимназия №1
|
98,71
|
93,34
|
98,87
|
110,63
|
94,46
|
97,07
|
99,85
|
Среднее значение СОШ Ленинского
района
|
91,67
|
93,52
|
96,72
|
99,64
|
95,21
|
98,79
|
95,93
|
Среднее значение СОШ
Приволжского района
|
82,25
|
78,5
|
82,25
|
94,6
|
89,75
|
|
93
|
86,73
|
Среднее значение по всей выборке
испытуемых
|
86,96
|
86,01
|
89,49
|
97,12
|
92,48
|
95,9
|
91,33
|
Из Табл.5 наблюдается, что показатели пульса в покое после 5-ти минут отдыха у старшеклассников всех средних учебных заведений общего образования не соответствуют норме, как у девушек, так и у юношей.
Для определения уровня физической подготовленности применялась методика 12-минутного бега и ходьбы Кеннета Купера [1].
При оценке качественных показателей уровня физической подготовленности превосходный уровень оценивался в 6 баллов, отличный – в 5 баллов, хороший – в 4 балла, удовлетворительный – в 3 балла, плохой – в 2 балла, а очень плохой – 1 балл.
Результаты проведенной методики Кеннета Купера по выявлению уровней физической подготовленности школьников, выраженных в баллах, отображены в Табл.6.
Качественный уровень физической подготовленности старшеклассников СОШ Ленинского и Приволжского районов по методике К. Купера (в баллах)
Качественный
уровень физической подготовленности
|
СОШ Ленинского района
|
СОШ Приволжского района
|
Среднее значение
|
Оценка
|
9
класс
|
10
класс
|
11
класс
|
9
класс
|
10
класс
|
11
класс
|
юн
|
дев
|
юн
|
дев
|
юн
|
дев
|
юн
|
дев
|
юн
|
дев
|
юн
|
дев
|
|
Очень плохо
|
1984
«1»
|
|
1743
«1»
|
1521
«1»
|
1845
«1»
|
|
1843
«1»
|
|
1943
«1»
|
|
1932
«1»
|
|
1830
|
Плохо
|
|
|
|
|
|
1657
«2»
|
|
1713
«2»
|
|
1780
«2»
|
|
1755
«2»
|
1726
|
Удовлетворительно
|
|
1937
«3»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1937
|
Хорошо
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отлично
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Превосходно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее значение
по всей выборке
|
1831
|
Как видно из Табл.6 оценивания уровня физической подготовленности старшеклассников по всей выборке, средний показатель у девушек выше, чем у юношей. Но в целом диапазон разброса данного показателя колеблется от «Очень плохо» (58 % учащихся) и «Плохо» (33 %) до «Удовлетворительно» (только у 8,33 % старшеклассников). Следует отметить, что наивысшее значение уровня аэробной выносливости наблюдается среди девушек 9-х классов средних образовательных учреждений Ленинского района г. Астрахани. Примечательно, что девушки СОШ Приволжского района физически более подготовлены, чем юноши по всей выборке исследуемых школьников 15-18 лет. Юноши, обучающиеся в школах как Ленинского, так и Приволжского районов, стабильно показывают низший результат по аэробной выносливости. В целом, выявленные уровни физической подготовленности говорят об плохих функциональных возможностях адаптации к учебной нагрузке и о необходимости срочного пересмотра зачетного комплекса нормативов по дисциплине «Физическая культура» в сторону снижения (Рисунок 1).
Самый большой показатель выносливости мы наблюдаем у девятиклассниц СОШ Ленинского района и в целом у девушек СОШ Приволжского района.
Далее измерялась мышечная сила обеих кистей рук у старшеклассников способом кистевой динамометрии. Результаты кистевой динамометрии в целом по выборке старшеклассников показаны в Табл.7 и на Рисунке 2.
Как видно из Табл.7, в целом по выборке силовой показатель кисти оказался выше у старшеклассников средних образовательных учреждений Приволжского района. Причем, сила левой кисти у девушек СОШ обоих районов Астраханской области выше, чем правой руки.
Как видно из Рисунка 2, показатели кистевой динамометрии обеих рук у юношей СОШ Ленинского района выше, чем у юношей СОШ Приволжского района г. Астрахани, а средний показатель по всей выборке учащихся выше в СОШ Приволжского
района.
Результаты пульсометрии, выраженные количеством сердечных сокращений в минуту в периоды до получаемой физической нагрузки, сразу после нее и в течение пяти минут восстановления с полным отдыхом, представлены в Табл.8.
Таблица 8 Изменения средних показателей сердечного ритма учащихся 9-11 классов в целом до нагрузки, во время физической нагрузки и после 5-минутного отдыха
Время подсчета ЧСС
|
СОШ
№
4
№
|
СОШ
№
8
№
|
СОШ
№
56
5
|
Гимназия
№
1
|
Среднее
значение ЧСС уч-ся СОШ
Ленинского района
|
Среднее значение
ЧСС уч-ся СОШ Приволжского района
|
Среднее значение
|
До
нагрузки в покое
|
80,84
|
73,03
|
83,94
|
87,59
|
81,35
|
68,91
|
75,13
|
Сразу
после нагрузки
|
127,2
|
102,7
|
128,2
|
138,72
|
122,87
|
101,94
|
112,41
|
Через 5
минут
в покое
|
97,99
|
87,7
|
97,69
|
104,68
|
97,02
|
82,73
|
89,87
|
Как видно из Табл.8, частота сердечных сокращений в состоянии покоя соответствует норме только у старшеклассников средней образовательной школы Приволжского района Астраханской области (68,91). В остальных исследуемых школах Ленинского района данный показатель имеет тенденцию к тахикардии.
Следует отметить, что в целом по всей выборке исследуемых старшеклассников при сравнении показателей пульса в состоянии покоя до и после 5-ти минутного отдыха у девочек и у юношей наблюдается в среднем недостаточное восстановление до исходного уровня (на 14,74 удара в минуту).
Для определения динамики сердечных сокращений измерялся пульс учащихся сразу после окончания беговой нагрузки и по истечению 5-ти минут после нее в состоянии полного покоя учащихся (Табл.9).
Таблица 9 Показатели восстановления учащихся 9-11 классов СОШ Ленинского и Приволжского районов при сравнении ЧСС до выполнения нагрузки и по окончанию 5-ти минутного отдыха после физической нагрузки
|
СОШ Ленинского
р-на
|
СОШ Приволжского р-на
|
9
класс
|
10
класс
|
11
класс
|
Кол-во
учащихся, без восстановления пульса (%)
|
9
класс
|
10
класс
|
11
класс
|
Кол-во
учащихся, без восстановления пульса (%)
|
Девушки
|
-11,14
|
-12,86
|
-15,08
|
56,259
|
-22,75
|
-13,5
|
-9,75
|
52,777
|
Юноши
|
-13,58
|
-16
|
-14,34
|
65,511
|
-29,6
|
-30,25
|
-13,6
|
54,226
|
В целом
|
-12,36
|
-14,43
|
-14,71
|
60,885
|
-26,18
|
-21,88
|
-11,68
|
53,502
|
Итак, установлено, что в целом по выборке исследуемых у более половины старшеклассников сердечно- сосудистая система организма не успевает восстановить сердечный пульс до уровня исходного состояния покоя, что говорит о дезадаптации к физической нагрузке нормативного характера на уроках физической культуры.
Результаты восстановления сердечно-сосудистой системы организма старшеклассников после отдыха, выраженные в процентном содержании, отображены в Табл.10.
Таблица 10
Количество учащихся
9-11 классов Ленинского
и
Приволжского
районов
Астраханской области с недовосстановлением ЧСС после аэробной физической нагрузки (%)
|
СОШ Ленинского
р-на
|
СОШ Приволжского р-на
|
Среднее
значение в
целом (%)
|
|
9 класс
|
10 класс
|
11 класс
|
9 класс
|
10 класс
|
11 класс
|
|
Юноши
|
66,694
|
83,31
|
46,528
|
40,179
|
62,5
|
60,0
|
59,869
|
Девушки
|
51,003
|
61,933
|
55,84
|
66,665
|
66,665
|
25,0
|
54,518
|
Среднее
|
58,849
|
72,622
|
51,184
|
53,422
|
64,583
|
42,5
|
57,193
|
Как видно из данных, приведенных в таблице 10, количество старшеклассников с недовосстановлением пульса, выраженное в процентном соотношении,
у юношей 9 и 11 классов СОШ Ленинского района выше, чем у школьников соответствующих классов СОШ Приволжского района.
В результате
исследования обнаружилось слабые функциональные возможности адаптации сердечно- сосудистой системы к нагрузке, а уровень физических возможностей выявился ниже среднего значения по всей выборке исследуемых.
Список литературы
1. Гуменный В.С., Лошицкая Т.И. Комплексный контроль физической подготовленности студентов политехнических вузов / Кременчугский государственный политехнический университет. Пост. в ред. 26.06.2003 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: // 1 ib.sportedu.ru/Books/XXPI/2003N4/p97-104.htm (дата обращения 03.12.2013).
2.
Марочкина Н.В. Сравнительный анализ уровней физической подготовленности и функционального состояния организма студентов инженерных специальностей. // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: сборник статей по материалам XXXV международной научно-практической конференции. (11 декабря 2013г.). Copyright © 2013. All Rights Reserved (дата обращения 30.05.26).
3. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/Н.Г.
Озолин. –
М.:
ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 863 с.