Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ НАДЁЖНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ В ЛЫЖНОМ ДВОЕБОРЬЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что успешность выступления спортсмена на соревнованиях определяется не только его физической и технической подготовленностью. В условиях повышенной значимости результата деятельности, психологические аспекты становятся всѐ более значимыми. Недостаточно быть хорошо подготовленным, необходимо суметь реализовать эту подготовленность в соревновательном упражнении. Сейчас многие спортсмены и тренеры придают большое, и даже решающее значение «психологии», или психологической подготовке. Несмотря на это, они всѐ же не находят времени на психологическую подготовку, и часто не готовы приложить для этого даже небольшие усилия.

Основная причина подобного бездействия – неопределѐнность, отсутствие проработанной методики психологической подготовки.

Основная же сложность в  создании методики - нельзя дать универсальный совет, подходящий всем.

Поэтому многие тренеры надеются на соревновательную практику, и это отчасти решает проблему.

В то же время в вопросах физического, и технического совершенствования давно отказались от метода «чем больше, тем лучше» в пользу конкретных методик, согласно которым подготовка планируется и регламентируется: осуществляется последовательное освоение навыков, измеряются пульсовые зоны, проводится анализ техники, и т.п. Таким образом, только психологическая подготовка пока остаѐтся неопределѐнной, не подлежащий планированию, и потому осуществляющаяся преимущественно с помощью увеличения соревновательного опыта спортсменов.

В своей работе «Некоторые вопросы психологической подготовки к соревнованиям в спорте» А.Ц. Пуни выделил ряд важных аспектов:

· психологическая подготовка - проблема, прежде всего педагогическая (поскольку является  такой же частью тренировочного процесса, как и физическая и техническая подготовка)

· тренеры, однако, не считают, что разработка вопросов психологической подготовки к соревнованиям спортсменов и спортивных команд - это их дело

· разработанной методики психологической подготовки к соревнованиям не существует (и вряд ли возможно создать единую методику психологической подготовки для разных видов спорта)

А.Ц. Пуни предложил два направления для разработки такой методики:

· Общий - подготовка должна быть направлена на развитие важных для достижения высших спортивных результатов психических функций: мышечно-двигательных и других ощущений и восприятий, наглядно- действенного мышления, внимания, волевых качеств и др.

· Частный - создание психической готовности личности спортсмена к соревновательной деятельности вообще и к выступлению в каждом конкретном соревновании, в частности. [3]

Что же изменилось с 1973 года, с тех пор, когда были опубликованы эти идеи?

Сейчас мы можем заметить принципиальное различие отечественной и зарубежной психологии спорта: в российской спортивной науке в центре находится психологическое состояние (оптимальное боевое состояние, состояние готовности, благоприятные и неблагоприятные состояния для выступления, составляющие компоненты состояния психологической готовности) [2], [4], в зарубежной – психологический навык (устойчивость к стрессу и ответственности, способность к концентрации, уверенность, способность регулировать напряжение) [5].

Думается, что подход, ставящий в центр психологический навык, ближе к практике спорта – например, при овладении двигательными навыками, спортсмен сначала изучает технику лыжного хода, затем, применяя еѐ в гонке, постепенно совершенствует уже для улучшения результата. Также, освоив методы, с помощью которых можно управлять своим состоянием, повышать или снижать уровень психологического напряжения, не стоит на этом останавливаться, а нужно использовать их сначала в тренировках, затем в соревнованиях. Таким образом, концепция тренировки психологических навыков вполне согласуется и с комбинацией общего и частного подхода к разработке методики психологической подготовки, предложенной А. Ц. Пуни, рассмотренного выше.

В итоге, наряду с осознанием важности психологического аспекта спортивной деятельности, понимание психологической подготовки как одного из видов спортивной тренировки, помогает и тренеру, и спортсмену самостоятельно или с помощью психолога планировать и осуществлять эту подготовку.

Для разработки программы психологической подготовки важно учитывать особенности вида спорта, а также особенности использования психологических стратегий в разных видах спорта, спортсменами разного уровня и т.п.

Поэтому для исследования особенностей применения психологических навыков зарубежными коллегами используется методика TOPS (Test of Performance Strategies).

Анкета состоит из 60 утверждений, касающихся особенностей внутренней речи спортсменов, характеристик фокуса внимания, уровня напряжѐнности и степени осознанности во время выступлений и тренировок.   Спортсмену  предлагается  оценить  утверждения  по  тому,  насколько  они  свойственны  его спортивному опыту.

Примеры вопросов:

· Я ставлю себе реалистичные, но высокие цели

· Я говорю себе слова, которые помогают лучшему выступлению

· В ходе тренировки я вспоминаю свои успешные выступления

· Моѐ внимание блуждает, когда я тренируюсь

· Я практикую использование техник релаксации во время выполнения тренировочных заданий Тест позволяет выявить особенности психологических стратегий, применяемых спортсменами.

Существует отечественная методика, по своему содержанию схожая с «Test of Performance Strategies». Она была опубликована в методическом пособии «Диагностика и коррекция соревновательной надѐжности» в 1999 г., авторами Баландиным В.И., Бундзеном П.В. [1]

С помощью этой методики в рамках работы СПбНИИФК со спортивными командами, на зимней Спартакиаде учащихся в Нижнем Тагиле было проведено исследование соревновательной надѐжности. В обследовании приняли участие 11 спортсменов-двоеборцев и 11 прыгунов на лыжах с трамплина, участвовавших в зимней Спартакиаде. Обследованные спортсмены заняли высокие места и могут считаться одними из лучших представителей своего вида спорта в России.

Кроме того, в этой статье используются данные аналогичного тестирования 10 спортсменов-участников сборной команды России по лыжному двоеборью, полученные ранее.

Анкета самооценки соревновательной надѐжности представляет собой 30 утверждений, каждое из которых спортсмену предлагается оценить по 9-ти балльной шкале. (9, 8, 7 – качество сильно выражено, 6, 5, 4 – средне выражено, 3, 2, 1- слабо).

Пример утверждений: «на соревнованиях я показываю запланированные результаты», «накануне соревнований мой сон не нарушается», «высокий результат соперника меня не обескураживает» и т. п.

Вопросы сгруппированы по нескольким блокам, по которым и производится оценка результатов: устойчивость к страху, умение управлять своим состоянием, способность к концентрации внимания и усилия, соревновательная надѐжность, уверенность, результативность, мобилизационные способности, положительные черты характера, удовлетворѐнность соревновательной надѐжностью, идеомоторные представления, устойчивость к тревожности.

Один из выделяемых факторов можно обозначить как «результативность», он отражает соревновательную результативность – способность спортсмена показать на соревнованиях запланированные результаты или выступить лучше, чем на тренировках, а также удовлетворѐнность спортсмена своей соревновательной надѐжностью. Остальные «факторы» можно отнести к психологическим навыкам – уверенность спортсмена в том, что он может выступить наилучшим образом, способность мобилизоваться, в том числе и после неудачи, устойчивость к страху и ответственным ситуациям, устойчивость спортсмена к возникновению тревожности перед стартом, способность регулировать своѐ психологическое состояние и т. п.

Был проведѐн анализ возможных связей самооценки «результативности» и «психологических навыков» с помощью коэффициента линейной корреляции. Полученные коэффициенты корреляции были представлены в виде графика.


Полученная корреляция во всех случаях оказалась положительной. У двоеборцев, участников зимней Спартакиады с «результативностью» наиболее сильно коррелирует «умение управлять психическим состоянием», «идеомоторные способности» и «уверенность». То есть, спортсмены, высоко оценивающие проявление в своей спортивной практике этих качеств, высоко оценивали и свою соревновательную результативность. У спортсменов, оценивающих эти качества ниже, ниже была и самооценка соревновательной результативности.

Далее рассмотрим сравнение полученных результатов с данными спортсменов-двоеборцев, участников сборной команды России и прыгунов на лыжах с трамплина, также участвовавших в зимней Спартакиаде.

По графикам можно сделать вывод, что профили спортсменов-двоеборцев более сходны между собой (особенно левая часть графика), чем с профилем прыгунов на лыжах с трамплина. Самое большое отличие результатов анкетирования двоеборцев-юношей и участников сборной команды – в оценке способности к мобилизации. У двоеборцев сборной команды способность к мобилизации наиболее сильно связана с самооценкой результативности соревновательной деятельности, следующие после неѐ по значимости, как и у спортсменов–юношей - «управление психическим состоянием» и «уверенность».

У прыгунов на лыжах с трамплина эти три фактора («способность к мобилизации», «управление психическим состоянием» и «уверенность») также наиболее сильно связаны с самооценкой соревновательной результативности. Кроме того, у спортсменов-прыгунов положительно связаны с «результативностью» самооценка таких качеств характера, как инициативность в сложных ситуациях, способность повысить самоотдачу после неудачных соревнований и высокие цели в спорте и в жизни.

Интересно, что во всех трѐх группах спортсменов устойчивость к тревожности наименее связана с результативностью. Можно предположить, что проявления тревоги, которые испытывают спортсмены, не слишком сильно влияют на результативность деятельности, и, испытывая беспокойство и тревогу, спортсмены всѐ же могут реализовать свою подготовленность на соревнованиях.



Таблица 1

 Психологические характеристики, наиболее сильно связанные с результативностью выступлений


1

2

3

Лыжное двоеборье

(Спартакиада)

Идеомоторные

способности

 

Уверенность

Управление

психическим

состоянием

 

Лыжное двоеборье (сборная)

 

Способность к мобилизации

Управление

психическим состоянием

Уверенность

 

Прыжки на лыжах с трамплина (Спартакиада)

 

Способность к мобилизации

Управление

психическим состоянием

Уверенность

 

Лыжное двоеборье и прыжки на лыжах с трамплина по «психологическому содержанию» имеют важные различия. В прыжках выполнение соревновательного упражнения кратковременно, в короткие секунды разгона и доли секунд отталкивания решается успех или неудача выступления, в соревнования может вмешаться фактор погоды; в лыжном двоеборье именно лыжная гонка во многом определяет успешность выступления, и далѐкие прыжки не могут скомпенсировать недостатки в лыжной подготовке. Возможно, с этим связано различие в значимости способности к мобилизации для результативности выступления у двоеборцев, участников сборной команды, и двоеборцев, участвовавших в Спартакиаде. Спортсмены сборной команды соревнуются на более высоком уровне, и, учитывая важность для результата лыжной гонки, вероятно, им требуется большая способность мобилизовать все силы. Для технической части соревнования в двоеборье – прыжков на лыжах с трамплина, требуется больше способность сконцентрироваться и идеомоторные способности.

И в лыжном двоеборье, и в прыжках на лыжах с трамплина важным компонентом тренировочного процесса являются имитационные упражнения. Спортсмены имитируют прыжки с трамплина во время зарядки, перед тренировкой, имитация обязательно входит в разминку и перед соревнованиями. В связи с этим, было довольно неожиданно получить небольшой коэффициент корреляции (примерно 0.3) идеомоторных способностей с результативностью выступлений прыгунов на лыжах с трамплина и участников сборной команды по лыжному двоеборью. В данном конкретном случае, это произошло потому, что спортсмены, оценившие свою результативность выступления на соревнованиях не слишком высоко, всѐ же высоко оценили свои идеомоторные способности. То есть, большинство прыгунов и двоеборцев высоко оценивают свои идеомоторные способности (что не удивительно, ведь имитационные упражнения занимают много места в их подготовке), однако не все из них высокого мнения о своей соревновательной надѐжности. Среди двоеборцев, обследованных на Спартакиаде, спортсмены, оценившие не очень высоко свои идеомоторные навыки, имеют и более низкую самооценку соревновательной результативности, и,  соответственно, отмечается более  высокий коэффициент корреляции результативности и идеомоторных навыков – 0.7.

Конечно, всѐ это только попытки исследовать связь психологических навыков и стратегий спортсменов с соревновательной надѐжностью, и пока был рассмотрен только один из методов. Тем не менее, это один из шагов, в направлении ответа на вопросы: как включить психологическую подготовку в тренировочный процесс, что именно нужно для этого сделать, какие аспекты первостепенные и наиболее важные для конкретного вида спорта. Сейчас из приведѐнных результатов можно сделать вывод, что наиболее востребованный навык, вносящий свой вклад в результативность выступлений спортсменов, это способность управлять своим состоянием во время соревнований. Поэтому можно порекомендовать начинать построение процесса психологической подготовки с него, и не останавливаться на способности регулировать своѐ состояние в спокойных условиях, а включать эту способность в спортивную деятельность – тренировочную и соревновательную.

 

Список литературы

1.      Баландин В.И. Диагностика и коррекция соревновательной надѐжности / Баландин В.И., Бундзен П.В. – Санкт-Петербург, 1999.– 38c.

2.      Киселѐв Ю.Я. Психическая готовность спортсмена, пути и средства достижения / Киселѐв Ю. Я. – Москва: ОАО ―Издательство «Советский спорт»‖, 2009.– 275c.

3.      Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. Избранные лекции / Пуни А.Ц. – Ленинград: типография факультета физической культуры и спорта ГДОИФК имени П.Ф. Лесгафта, 1973. – 31 с.

4.      Сафонов В.К. Психология в спорте: теория и практика / Сафонов В.К. – СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 2013.– 232c.

5.      Weinberg R.S. Gould D. Foundations of sport and exercise psychology / Gould D. Weinberg R.S. – Champaign, IL: Human Kinetics, 2007. 4th ed.– 607c.