Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИП ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Существует более 300 определений здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Достаточно очевидно, что состояние здоровья обучающегося напрямую зависит от процесса обучения. Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса, на мой взгляд, являются:

·       организация уроков на основе принципов здоровьесбережения

·       использование на уроках здоровьесберегающих технологий организация и проведение двигательных перемен;

·       контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.

Принципы здоровьесбережения

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

o «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

o Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

o Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

o Субъект-субъектные взаимоотношения —       учащийся       является       непосредственным       участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

o Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

o Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

o Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

o Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

o Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Ряд основных задач, которые преподаватель должен учитывать:

•создать организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровьесбережения;

•    «обучить здоровью» — сформировать у обучающихся знания, умения и  навыки, необходимые для укрепления собственного здоровья;

• «сформировать здоровье» — сохранить и укрепить здоровье обучающихся;

• воспитать у обучающихся культуру здоровья и устойчивый интерес к двигательной деятельности.

Именно поэтому важной задачей является содействие в укреплении здоровья учащихся, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей, формирование и развитие двигательных навыков, снятие утомления и повышение физической и умственной работоспособности.

Достижение названной цели может быть  осуществлено с  помощью технологий  здоровьесберегающей педагогики, которая рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов

Здоровьесберегающие технологии, которые должны использоваться:

1.    Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся - один их способов повышения эффективности урока.

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным.

3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

5.     Занятия на свежем воздухе. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Надо опираюсь на естественные факторы закаливания. Уроки на свежем воздухе включают легкую атлетику, лыжную подготовку, футбол.

6.   Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

7.     В организации физкультурно-оздоровительного процесса немаловажную роль играет спортивное оснащение и оборудование. Все эти условия позволяют проводить уроки и внеурочные мероприятия на техническом уровне.

Таким образом, выделим общие правила при занятии спортом:

1.      Необходимо выбирать упражнения, соответствующие степени подготовленности и физическому развитию.

2. Обязательно соблюдать методику выполнения и четко объяснять суть упражнения.

3. При выполнении травмоопасных упражнений должна быть соблюдена полноценная страховка.

4.    Для занятий необходима хорошая подготовка специальной одежды, обуви и снятие всех элементов бижутерии;

5. Следует следить за исправностью оборудования, необходимых для занятий.

6. Во время занятий необходимо пить достаточно воды.

7.   Во время занятий необходимо регулировать физическую нагрузку, чередуя напряжение и расслабление психомышечной системы.

Заключение: Регулярная работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, активная спортивная жизнь способствует укреплению физической подготовленности обучающихся.

Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Все мы знаем, что таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физическая культура развивает их больше всего. Физкультура должна стать универсальным средством оздоровления.

Список литературы

1.     Воронцова Т.П., Здоровьесберегающие технологии в образовании-материалы 3 региональной научно- практической конференции Эффективность здоровьесберегающие технологий в образовательной сфере.

2.     Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школа.-М.:АПК и ПРО,2002.-с.62