Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕПОЛЯРИЗАЦИИ МИОКАРДА СЕРДЦА У СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГМУ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Введение

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты c первых курсов - один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов. Она является одним из эффективных средств повышения работоспособности студентов в учебном процессе и их общественной активности [3]. Специалистами установлена взаимосвязь между показателями физического развития, физической подготовленности и состоянием здоровья обучающихся [1,6]. В то же время тренировочная и соревновательная деятельность параллельно с учебными нагрузками предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям организма. Несоответствие интенсивности физической нагрузки адаптивным возможностям организма может вызвать целый ряд изменений в функциональных системах гомеостатического уровня, изменить регуляторно-адаптивный статус организма, предопределяя настоящий и дальнейший ход адаптации [2]. Необходим динамический врачебный контроль за студентами, учитывая возрастающую недостаточную физическую подготовленность студентов. Ежегодные профилактические медицинские осмотры предполагают регистрацию электрокардиографии всем студентам. С высокой частотой встречаются синусовая аритмия, синусовая тахикардия, нарушения процессов реполяризации миокарда, синдром ранней реполяризации желудочков [4]. Имеются данные о высокой распространенности СРРЖ в популяции, особенно среди профессиональных спортсменов, эти изменения могут провоцировать возникновение нарушения ритма сердца, вызывая электрическую нестабильность миокарда в восстановительный период фазы реполяризации желудочков [5]. В связи с этим мы проводили мониторинг показателей здоровья студентов Астраханского ГМУ, занимающихся любительским спортом и студентов, занимающихся физической культурой только в рамках образовательного процесса.

Ключевые слова: спортсмены, студенты, синдром ранней реполяризаци, нестабильность миокарда, врачебный контроль.

Организация исследования

Нами было  проведено  обследование 250  студентов Астраханского ГМУ  (мужчин 195, женщин 63) в возрасте от 18 – 22 лет, из их числа 150 человек занимались в спортивных секциях Астраханского ГМУ (мужчин 125, женщин 33), 100 студентов не занимались любительским спортом (мужчин 70, женщин 30). Были проанализированы показатели электрокардиографии. Исследования проводились с использованием следующих средств: электрокардиограф Cardiovit AT-101 3-канальный («Schiller», Швейцария), программа для работы с электронными таблицами MicrosoftExcel 2007 с макрос-дополнением XLSTAT –Pro (Microsoft, США), программный пакет для статистического анализа Statistica10 (StatSoftInc., США).

Результаты исследования

При анализе электрокардиограмм мы определяли положение электрической оси сердца, рассчитывая угол α. Среди студентов, тренирующихся на выносливость (футбол, гандбол, легкая атлетика) электрическая ось сердца преимущественно была расположена вертикально (угол α от +70° до +90°). Электрическая ось сердца у спортсменов, тренирующих развитие силовых качеств (борьба), характеризовалась горизонтальным положением (от +30° до 0°).

В структуре изменений процессов реполяризации миокарда на ЭКГ у студентов, занимающихся любительским спортом с высокой частотой регистрировался синдром ранней реполяризации желудочков (26%), что связано с повышенным тонусом блуждающего нерва и является одним из показателей «спортивного сердца» и служит критерием тренированности спортсменов [6].

Определение электрических осей сердца у студентов, не занимающихся в спортивных секциях показало, что у 38 % студентов ось сердца расположена вертикально, у 40% горизонтально, у 22% регистрировалось нормальное положение ЭОС.

Исследуя изменения процессов реполяризации миокарда сердца нами были получены следующие данные. Среди студентов, не увлекающихся любительским спортом, синдром ранней реполяризации желудочков регистрировался всего в 3% случаев. У 12% обследованных студентов регистрировались нарушения процессов реполяризации миокарда в области задней и передне-боковой областей сердца, в то время как у студентов, регулярно получающих физическую нагрузку данные изменения не регистрировались. Нарушения процессов реполяризации миокарда левого желудочка по-видимому обусловлены дистрофическими изменениями миокарда вследствие нетренированности сердечно-сосудистой системы, у 4% студентов из данной группы на момент регистрации ЭКГ было зафиксировано ОРЗ, что также может приводить к нарушениям процессов восстановления миокарда, что может быть подтверждено исчезновением данных изменений при повторной регистрации ЭКГ после выздоровления.

Таблица 1 Показатели электрокардиографии студентов Астраханского ГМУ, занимающихся в спортивных секциях и студентов, не увлекающихся спортом

 

Показатели ЭКГ

Студенты, увлекающиеся

любительским спортом

Студенты, не занимающиеся

спортом

Вертикальная ЭОС

48%

38%

Горизонтальная ЭОС

37%

40%

Нормальная ЭОС

5%

22%

Синдром ранней реполяризации

желудочков

 

26%

 

3%

Нарушение процессов

реполяризации

 

-

 

12%


Вывод

Таким образом, проведенные исследования показывают, что изменения процессов реполяризации миокарда сердца у студентов, занимающихся любительским спортом (синдром ранней реполяризации желудочков) в основном связаны с влиянием блуждающего нерва, но требуют динамического наблюдения и контроля с использованием эхокардиоскопии. У студентов, не занимающихся в спортивных секциях изменения встречались чаще. Помимо синдрома ранней реполяризации желудочков, который регистрировался реже, чем у тренирующихся спортсменов, были обнаружены нарушения процессов реполяризации миокарда в области нижней и передне-боковых областей, что является признаком миокардиодистрофии, может быть связано с состоянием детренированности сердечно-сосудистой системы или наличием перенесенного ОРВИ, ОРЗ и требует дальнейшего обследования: эхокардиоскопии сердца, проведения проб с физической нагрузкой и холтеровского мониторирования ЭКГ.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что исследование сердечно-сосудистой системы у спортсменов и студентов Астраханского ГМУ позволяют адекватно подбирать физические нагрузки как оздоровительного, так и соревновательного характера. Особое внимание необходимо уделять таким показателям как нарушение процессов реполяризации миокарда, синдром ранней реполяризации желудочков. Рациональное использование тренировочных нагрузок позволит избежать стресс-реакций со стороны  сердечно-сосудистой системы во время соревновательной деятельности как у студентов, занимающихся в спортивных секциях, так и у студентов, занимающихся физической культурой в рамках образовательного процесса.

 

Список литературы

1.     Доронцев А.В. , Козлятников О.А. Характеристика и структура заболеваемости различного контингента школьников Астраханской области. // Научно – теоретический журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта № 11 (117) – С. 46 – 49. С.П. 2014.

2.     Викулов А.Д. Анализ состояния здоровья и функциональной подготовленности студентов специального отделения технического университета / А.Д. Викулов, Э.В. Егорычева // Ярославский педагогический вестник. – 2012. - № 3. – С. 118-120.

3.     Лукьянов С.И. Роль физической культуры в жизни студентов // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 11. – С. 92-93.

4.     Светличкина А.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). С.214-217.

5.     Чичкова М.А. Электрокардиографический синдром ранней реполяризации желудочков как прогностический критерий аритмий сердца у профессиональных спортсменов / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, Н.А. Ковалева // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. №1-1(5). С.83- 86.

6.     Психофизиологическая адаптация к спортивной деятельности слабослышащих футболистов / И.Е. Янкевич, Н.А. Зинчук, А.В. Доронцев // Астраханский педагогический журнал 213 т. 8 № 1. - С. 326 - 329

7.     Электрокардиография в спортивной медицине [Электронный ресурс] // URL: http://omegas.dyn.ru/media/upload/ECG_in_sports_medicine.pdf// - Дата обращения 07.02.2016.