Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Магнитогорск
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Приоритетной задачей современной системы образования является приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Основа ценностных ориентаций начинает закладываться рано, и важным периодом их формирования является начало школьного обучения. Ориентирование личности на одну из важнейших ценностей, сохранение и укрепление здоровья, возможно средствами физического воспитания.

Однако, у большинства детей не сформировано положительное отношение к физической культуре, они не приучены к систематическим занятиям физическими упражнениями, не имеют должной информации о значении и роли двигательной активности в сохранении и укреплении здоровья человека.

В тоже время осознание здоровья как высшей ценности человека формирует у человека потребность в повседневных физических упражнениях.

В формировании ценностных ориентаций большую роль играют следующие факторы: а) социальное окружение ребёнка; б) личность педагога физической культуры; в) физическое развитие ребёнка; г) различные средства, формы и виды физической культуры [1].

Чтобы экспериментально проверить как вышеперечисленные факторы влияют на формирование ценностной ориентации, сохранение и укрепление здоровья, нами было организовано и проведено исследование среди детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы г. Магнитогорска. Эксперимент предполагал использование следующих методов: анализ научно-методической литературы, анкетирование учащихся и их родителей, беседы с учителем, педагогическое наблюдение, тестирование, математико- статистический метод.

Физическое воспитание в современной школе представлено в форме уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассной работы, спортивных мероприятий. Одни формы (урок физической культуры) более регламентированы, другие (внеклассная работа и физкультурно-оздоровительные мероприятия) – менее [2, С. 738].

На основе результатов анкетирования нами было установлено, что даже предусмотренная в образовательном процессе двигательная активность по мнению детей недостаточна. Было опрошено 10 обучающихся четвертого класса. На вопрос «Сколько бы вы хотели уроков физической культуры в неделю?» 70% респондентов ответили большее количество чем предусмотрено программой и образовательным стандартом. Особенно привлекательным для всех школьников является игровая деятельность, что обусловлено возрастными особенностями ребенка. На вопросы «Что вам нравится на уроках физической культуры?» и «Чем бы вы хотели больше заниматься на уроке физической культуры?» все респонденты ответили «играть». Включение в образовательный процесс игр делает дисциплину «физическая культура» особенно привлекательной среди детей младшего школьного возраста, поскольку это создает эмоциональный фон, предоставляет ребенку возможность самовыразиться. Также игровая деятельность вызывает положительное отношение у всех респондентов к занятиям физической культуры, формирует интерес, потребность в двигательной активности как в урочное, так и во внеурочное время. Кроме занятий по физической культуре, которые все респонденты посещают с огромным удовольствием, 8 из 10 (80%) занимаются дополнительно по избранному виду спорта.

Немаловажным фактором в формировании ценностных ориентаций, как нами было выявлено ранее, играет личность учителя. Все респонденты указывают на ведущую роль педагога в процессе физического воспитания. Положительное отношение к физической культуре как предмету у 70% респондентов вызвано именно личными качествами и профессионализмом педагога.

Из опрошенных 80 % понимают влияние занятий физической культурой на здоровье. Также социологический опрос показал, что положительное отношение к физической культуре и спорту в семье имеет доминирующее значение при выборе ценностей у ребенка. На вопрос «Занимаются ли твои родители спортом?» 70% школьников дали положительный ответ. Это говорит о том, что родители понимают роль и значение физической культуры и спорта, осознают оздоравливающую функцию и приобщают к этому процессу своих детей.

Социологический опрос родителей подтвердил наши  предположения. На вопрос  «Занимается ли ваш ребенок дополнительно физической культурой и спортом?», 70% ответили, что их дети посещают спортивные секции. Это же количество респондентов проявляют собственную заинтересованность в активной деятельности: регулярно занимаются спортом  30%,  нерегулярно -40%.  Достаточным считают двигательный режим  своего ребенка родители, дети которых посещают дополнительно спортивные секции. Однако, следует отметить, что все респонденты убеждены в том, что физическая культура и спорт играют важное значение в гармоничном развитии ребенка. При этом никто из опрошенных не делает утреннюю гимнастику, и только 20% указали, что их дети иногда делают комплекс упражнений утром. Также не менее интересными и противоречивыми получились результаты опроса на определение значимости школьных предметов для ребенка. Наиболее приоритетными по мнению родителей в образовании детей явились математика, русский и иностранный язык. Родители их поставили на 1, 2, 3 места. Следующими предметами, расставленными на 3, 4, 5 места, родители указали чтение и окружающий мир. Дисциплине «Физическая культура» было определено лишь 6, 7 место. Противоречивость результатов заключается в том, что при понимании и осознании родителями значимости физических нагрузок и влияния двигательной активности на организм и здоровье ребенка, респонденты считают важными другие предметы. На наш взгляд, физическая культура должна занимать при ранжировании также первые места, поскольку она благоприятно влияет и на умственную деятельность ученика.

Одной из задач эксперимента являлось и определение физической подготовленности детей  и уровня развития физических качеств. Для этого мы провели ряд тестов: а) челночный бег для оценивания быстроты и координационных способностей учащихся; б) подъем туловища из положения лежа (количество раз за 60 с) для оценки силы мышц-сгибателей туловища; в) прыжок в длину с места для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости.

Тесты в начале эксперимента показали следующие результаты. Результаты челночного бега: из 10 испытуемых 8 человек имеют удовлетворительные результаты, что составило 80%, двое (20%) выполнили на оценку «хорошо». В тесте «Поднимание туловища из положения лежа» 80% мальчиков показали отличный результат, 20% - хороший. На оценку «отлично» 60% учащихся выполнили прыжки в длину с места, 30% на оценку «хорошо», 10% - «удовлетворительно». Интерпретация результатов тестирования позволила нам определить следующее. У обучающихся недостаточно хорошо, по сравнению с другими физическими качествами, развиты координационные способности. Учитывая это, мы включили в программу физического воспитания младших школьников подвижные игры на воспитание координационных способностей. Также мы учли пожелания школьников при подборе игр.

На завершающем этапе эксперимента было проведено повторное тестирование, которое показало следующие результаты. Половина тестируемых показала в челночном беге удовлетворительные результаты, 40% учащихся выполнили на оценку «хорошо», 10% - на «отлично». В тесте «Поднимание туловища из положения лежа» были получены 100% отличные результаты.

Для проверки достоверности и обоснования результатов мы использовали t-кpитерий Стьюдента. После выполнения расчетов, значение t-критерия Стьюдента оказалось равным 2,8. Сравнив полученное значение с t- критическим, при числе степеней свободы 𝑓= 9 и для требуемого уровня значимости 𝑝= 0,05, равным 2,26. Так как  полученное  значение  t-критерия  Стьюдента  оказалось  больше  критического,  то  следует  вывод  о статистической достоверности различий между сравниваемыми величинами.

В ходе эксперимента нами было установлено, что подвижные игры, направленные на развитие координационных способностей учащихся, оказались эффективными. Также игровая деятельность позволила повысить интерес ребенка к занятиям, сформировать осознанное отношение к физической культуре, к сохранению и укреплению здоровья.

Проведенное тестирование по методике Рокича позволило  нам выявить в конце эксперимента,  что  в структуре ценностей всех респондентов здоровье занимает первое место.

Таким образом, весь массив эмпирических данных приводит нас к следующему выводу. Формирование ценностной ориентации на сохранение и укрепление здоровья у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания, будет успешным, если наблюдается заинтересованность педагога и родителей; формы, средства и виды физической культуры используются в образовательном процессе с учетом возрастных особенностей ребенка, физической подготовленности, его потребностей и интересов. Также учителю необходимо осуществлять деятельность, которая способствует приобретению познаний о здоровье, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья, о значении занятий физическими упражнениями, двигательной активности.



Список литературы

1.     Бугаев, С.Г. Внешние и внутренние условия формирования ценностных ориентаций школьников: На материале занятий по физической культуре: дис… .канд. пед. наук 13.00.01 / Бугаев С.Г.: Саратов, 2005. – 184 с.

2.     Пашин А. А. Физическая культура – основа формирования ценностей здорового образа жизни / А.А. Пашин // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. - № 24. – 2011. – С. 736-741.