Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский,  А.В. Запорожец,  А.А. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.А. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими учѐными в области психологии. В формировании связной речи отчѐтливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности отмечал Ф.А. Сохин [6].

В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребѐнок идѐт от части к целому: от слова к соединению двух или трѐх слов, далее к простой фразе, ещѐ позже – к сложным предложениям. С.А. Рубинштейн выделил две формы связной речи: контекстную и ситуативную. По его мнению, контекстная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе еѐ собственного предметного содержания [3, с. 54.].

Речь маленького ребѐнка сначала отмечается обратным свойством: «Она не образует такого связного смыслового целого – такого «контекста», чтобы на основании только его можно было вполне еѐ понять; для еѐ понимания необходимо было учесть ту конкретную, более или менее наглядную ситуацию, в которой находится ребѐнок и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным, лишь, будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь» [4, с.107].

Вопросы формирования связной речи у детей в педагогической литературе рассматриваются в двух направлениях: обучение диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определѐнный эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать еѐ нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений [1]:

1.   Собственно речевые умения:

– вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);

– поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника); проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; сравнивать, излагать своѐ мнение, приводить примеры;

– говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Таким образом, основная цель развития диалогической речи у дошкольника – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы.

Однако в последнее время взгляд на развитие  детской диалогической речи несколько изменился. Новые исследования В.В. Ветровой [1], С.А. Мироновой [5], в области онтолингвистики доказывают, что детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а детерминирован потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно - деятельностного взаимодействия. Таким образом, вопросы возникновения и развития диалога целесообразно рассматривать в русле становления у ребенка различных видов предметно-практической совместности.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать еѐ темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Однако, в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). В связи с этим на наш взгляд, пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даѐт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Выделяются следующие виды пальчиковых игр:

1.   Игры с пальчиками.

2.   Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

3.   Пальчиковые игры со скороговорками.

4.   Пальчиковые игры со стихами.

5.   Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

6.   Пальчиковый алфавит.

7.   Пальчиковый театр.

8.   Театр теней.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: универсальность - можно играть в любом месте в любое время; кратковременность - обычно не более 2-5 минут; активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх; невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов; наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Диалогическая речь наиболее социально значимая сфера исследования для дошкольной и коррекционной

педагогики. Именно диалог представляет особое значение в речевом развитии дошкольников. В этом аспекте дошкольники по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор с детьми. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). Кроме этого, для развития диалога у детей могут использоваться пальчиковые игры, совместная изобразительная деятельность и др.

 

Список литературы

1.      Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить / В.В. Ветрова, Е. О. Смирнова. – М.: Знание, 1988. – 94с.

2.      Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Педагогика, 1995. -77 с.

3.      Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54.

4.      Козлова С. А. Дошкольная педагогика / Козлова С. А., Куликова Т. А. – М.: Академия, 2000. – 416с.

5.      Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Гном, 2009. -168 с.

6.      Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2004. -183 с.

7.      Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей.СПб.: Питер, 2002.- 720 с.