Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Информатизация общества подарила человеку большой спектр профессий, но требования к работнику резко возросли. Миру требуются специалисты, которые могут грамотно использовать информационно- технологические ресурсы, легко адаптироваться к меняющимся условиям современности. Следовательно, спрос на квалифицированных работников увеличивается. Главная задача общества сводится к созданию категории хорошо подготовленных специалистов, которые будут отвечать всем требованиям современного рынка труда. Профессиональный потенциал личности представляет собой синтез, состоящий из стремления достигать новые высоты, совершенствовать навыки и умения, постоянно развиваться в условиях быстро меняющегося информационно-технологического   пространства.

Однако на практике сегодня все чаще молодые люди выбирают профессию спонтанно, необдуманно, что подчеркивает актуальность выбранной нами темы. Юношам и девушкам свойственно инфантильность в выборе профессии, решение за них принимают родители. На втором месте влияющим фактором в выборе профессии является прагматизм или «здоровый» расчет и таким образом выбирается профессия хорошо оплачиваемая, «чтобы жить не хуже  других». Часто выбор профессии происходит спонтанно, выбирается скорее вуз, его удобное местоположение, хороший уровень профессиональной подготовки, а не сама профессия [6].

Эта несамостоятельность, ориентация на внешнюю атрибутику в будущем несет ряд негативных последствий для человека и общества в целом. Неправильно выбрав профессию, человек обрекает себя всю жизнь заниматься не любимым делом, что неблагоприятно влияет на его душевное и физическое состояние. Обычно категория таких людей склонна к наркомании, суициду, пьянству, депрессии. Специалисты в системе образования – педагоги, психологи стремятся решить вопросы: как правильно выбрать профессию? Как помочь человеку с выбором? Какие факторы лежат в основе выбора профессии?

Профессиональное становление личности – процесс прогрессивного изменения под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Существует ряд концепций, отражающих процесс профессионального становления человека. Ярким примером является, концепция профессионального развития Д. Сьюпера – генетическая теория.  Данная концепция профессионального формирования связывает феноменологические концепты и отличительную психологию и считается наиболее известной за границей. Д. Сьюпер акцентирует внимание на следующих этапах профессионального становление: стадия «пробуждения»; стадия «исследования»; стадия «сохранения»; стадия «снижения». Стадии профессионального развития соотносятся с этапами жизненного пути, т.е. с возрастом человека. Важную роль автор отводит   стадии «исследования» (возраст индивида от 15 до 24 лет). Девушки и юноши пытаются разобраться в своих интересах, увлечениях, способностях, возможностях. Таким образом, происходит самоанализ, основываясь на его результатах ребята просчитывают возможные варианты карьеры. К завершению этого этапа молодые люди обычно находят подходящую профессию [7]. Особое значение в процессе профессионального становления А. Маслоу, Фредерик Герцберг и Дэвид Мак Клелланд отводят потребностям человека, которые и являются основой формирования мотивов.

Рассмотрим теорию мотивации А. Маслоу. Основу этой теории составляет анализ потребностей человека и их строгая иерархическая последовательность, структурность. По мнению Абрахам Маслоу поведение, а не сознание человека является предметом психологии. Основу поведения формируют потребности человека. Их можно разделить на 5 групп: а) физиологические потребности, необходимые для существования (еда, вода, отдых, жилья) б) потребность в безопасности, в) социальные потребности (потребность в принадлежности), г) потребность в общественном признании, уважении окружающих, чувстве поддержки, д) потребность самовыражения [3]. На группе студентов был проведен тест «Пирамида потребностей», основателем которого является А. Маслоу. Исследование проведено со студентами факультета управления, приняло участие 27 человек из них 14 девушек и 13 юношей. Целью  исследования явилось выявление доминирующих потребностей у студентов.


Были получены следующие результаты. У 39% участников на первом месте стоит потребность в самоактулизации. Эти люди испытывают желание соответствовать собственной природе, ищут личностного роста. Конечно, у всех людей она проявляется индивидуально. Одни хотят добиться карьерного роста, другие стремятся к достижению спортивных высот, третьи хотят стать идеальными родителями. Самоактулизация подразумевает стремление человека к реализации потенциала, достижению высот в какой-либо деятельности. Так как тест проходили студенты факультета управления такой результат говорит об их стремлении занять авторитетные позиции в обществе, научится грамотно управлять подчинёнными. А. Маслоу утверждает, что потребность в самоактулизации относится к потребностям высшего уровня и только после удовлетворение потребностей, которые занимают уровни ниже, она вступает в силу [4].

Социальные потребности стоят на первом месте у 26 % студентов. Эти потребности очень часто играют важную роль для человека и общества в целом. Для 24% участников главной потребностью является – безопасность. Постепенное обособление от родителей вызывает у молодых людей чувство незащищенности, опасности. Поступая в ВУЗ, перед юношей или девушкой встает ряд проблем, с которыми они раньше не сталкивались. Социальная ситуация развития в вузе кардинально меняется. Ослабление внешних детерминант (обучение вдали от дома, изменение родительской позиции) принуждает индивида самому искать решения в поворотные моменты своей жизни [5]. С одной стороны – полная свобода, с другой – такая же мера ответственности, что порождает высокую тревожность.

Всего 11% участников основной потребностью, считают потребность в самовыражении. Это потребность подталкивает человека выделится из толпы, быть особенным и непохожим на всех. Данная потребность проявляется в манере одеваться, говорить, в мировоззрении.

Следующая методика, какую мы применили в изучении профессиональной направленности – психогеометрия, автор Сьюзен Деллингер. Психогеометрия – это система анализа личности, помогающая быстро определить тип характера человека, качества, которые ему свойственны.

41% из группы на первое место поставили квадрат. Можно сделать вывод о том, что этим людям свойственна последовательность, скрупулезность, высокая ответственность. Они доводят начатое дело до конца, умеют добиваться целей. 23% студентов на второе место поставили квадрат. Такая последовательность фигур свидетельствует о скрытом лидерстве.

35% предпочли треугольник. Треугольники-лидеры. Самая характерная особенность треугольников концентрироваться на цели. Треугольники – уверенные в себе люди. Такому типу свойственна четкая речь, энергичная походка, широкие жесты.

18% участников выбрали  основной  фигурой  круг. Круг – это  символ  гармонии, спокойствия. Люди, которые выбирают круг, заинтересованы, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Круг – самая доброжелательная фигура. 31% из данной группы после круга поставили квадрат. Можно сделать вывод о том, что такие люди умеют не только хорошо строить взаимоотношения, но и качественно выполнять работу

6% поставили зигзаг на первое место. Творчество и креативность девиз этих людей. Это самая уникальная фигура. Все те, кто выбирают зигзаг основной фигурой, являются инакомыслящими, в большей степени они используют правое полушарие . 10 % «зигзагов» после своей фигуры выбрали треугольник. Такой выбор говорит, о сильном лидерском начале и независимости взглядов.

0%.Никто из участников теста не выбрал в качестве основной фигуры прямоугольник. Это временная форма личности. Так как никто не поставил прямоугольник на первое место, следует, что все участники находятся в комфортной и устойчивой зоне.

Таблица 3 

Иерархия потребностей для психогеометрии.


Потребности

треугольник

квадрат

круг

зигзаг

прямоугольник

Социальные

25

25

35

15

Самореализация

30

10

20

40

Самоактуализация

25

30

29

16

Безопасность

10

44

29

17

 

Основываясь на результатах первого и второго теста можно сделать следующие выводы :

1.     Социальные потребности и для треугольников, и для квадратов занимают одинаковые позиции. Треугольники стремятся удовлетворить в первую очередь потребность «Для себя», в то время как квадраты стараются удовлетворить потребность «Для других». Для кругов социальные потребности важнее, чем для треугольников и квадратов. Это может быть вызвано тем, что круги нуждаются в социальных связях сильнее, чем другие фигуры. Для кругов на первом месте стоят хорошие межличностные отношения. Зигзаг меньше всего заинтересован в удовлетворении социальных потребностей, потому что эта фигура стремится к независимости.

2.     Потребность в самореализации остро стоит для зигзагов. Они креативные и творческие личности, стремящиеся к достижению творческих успехов. Для треугольников потребность в самореализации стоит далеко не на последнем месте, это фигура-лидер, которая концентрируется на цели и стремится к достижению карьерного успеха. Квадраты, склонные к консерватизму, в самореализации заинтересованы меньше всего.

3.     На первом месте потребность в самоактулизации стоит для квадратов, на втором месте для треугольников, на третьем для кругов и на последнем для зигзагов. Таким образом, методичные, последовательные, в чем-то ригидные квадраты в большей мере стремятся к самоактуализации, чем творческие зигзаги, обремененные желанием выделиться, завоевать уважение, приобрести статус, а треугольники в равной степени стараются удовлетворить социальные потребности и потребность в самоактулизации, уверенность, заложенная в них природой, помогает им сохранить этот баланс.

4.       Потребность в безопасности на первом месте стоит у квадратов. По своей натуре они консерваторы, главная задача которых обеспечить условия комфортной и безопасной жизнедеятельности. Круги, стремящиеся к стабильному бесконфликтному существованию, так же как и квадраты стараются избегать опасностей. Для треугольников и зигзагов потребность в безопасности занимает низкий процент в силу их независимости.

Итог профессионального становления во многом зависит от способностей и качеств личности, от сформировавшейся концепции взаимоотношений и ценностей. Треугольники, квадраты проявляют в большей мере осознанный выбор, так как у них есть точные цели. Но существует противоречие – квадраты с одной стороны стремятся к самоактуализации, но часть из них обеспокоена вопросами безопасности, тогда возможно ранжирование «самоактуализирующиеся квадраты» и «квадраты с потребностью в безопасности», степень осознанности выбора у них будет разная. Круги, миротворцы по натуре, выбирая профессию, руководствуются мнением близких людей, но в тоже время они склоняются к работе, где смогут реализовать социальные потребности, которые являются для них доминирующими. Можно предположить, что в большей степени круги делают выбор сознательно. Зигзаги ищут возможность самовыражения, это потребность контролирует их выбор. Для того чтобы удовлетворить ее зигзаги часто идут на риск, это говорит о том, что выбор их профессии во многом зависит от спонтанных ситуаций, которые несут в себе шанс реализации самовыражения.

Выводы проведенной работы подтверждают правомерность гипотезы о том, что мотивы, которые направлены на удовлетворение потребностей и личные интересы лежат в основе осознанного профессионального выбора. Потребности, которые занимают высшие ступени «Пирамиды потребностей» А. Маслоу определяют осознанный выбор, удовлетворенность будущей профессией, желание ее постигать, осваивать, и наоборот, мотивы, находящиеся на низших ступенях свидетельствуют о внешнем выборе, безучастном отношении к собственному профессиональному будущему. Интересным с точки зрения практического применения является использование данных методик в школе при профориентационной диагностической деятельности, что поможет психологу в решении задач важнейших задач профессионального выбора.

 

Список литературы

1.     Гуревич П. Психология личности: учебное пособие – М.: ЮНИТ-ДАНА, 2012. – 559с.

2.     Кавун Л. Психология личности. Теории личности зарубежных психологов: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – 107 с.

3.     Маслоу А.Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – 2- е изд., испр. – М.: Смысл: Альпина нон- фикшн, 2016. — 496 с.

4.     Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. – М.: Наука, 1982. – 398 с.

5.     Сысоева Л.В., Петренко Т.В. Личностная и ситуативная тревожность в студенческом возрасте как показатель незавершенных сепарационных конфликтов на предшествующих этапах развития // сборник «Современная наука; теоретический и практический взгляд», международная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 276-280.

6.     Сысоева Л.В. Успешная сепарация как необходимое условие становление профессиональной идентичности в студенческом возрасте// сборник «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы». Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 320-324.

7.     Эриксон Э. Идентичность:  юность  и кризис:  Пер. с англ./ Общ.ред.  и предисл.  Толстых А. В. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. – 344 с.