Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ И СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Известно, что порядок рождения человека (сиблинговая позиция) является основным детерминантом образа успешности, профессионального выбора, а также жизненного пути зрелой личности [2-6].

Сиблинговый опыт взаимоотношений старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родителей и их установок и ценностей на детей, оказывают влияние на формирование стиля жизни человека. В семье между детьми проявляется конкуренция за родительское внимание, что позволяют предположить, что у каждого из детей в зависимости от порядка рождения (сиблинговой позиции) наблюдается свой жизненный сценарий. В современных исследованиях на роль сиблингового опыта человека обращается недостаточное внимание, что и составляет актуальность данной работы.

Установлено, что на первенца («медаль семьи») родители возлагают самые смелые и блестящие надежды. Первенцы настроены на успех, но стараются избегать риска. С раннего детства первенцы привыкают к ответственности и стараются занять руководящие посты. Младший ребенок старается переложить ответственность на других, легко берется за новое, склонен к манипуляции. Средний ребенок легко осваивает новое и коммуникабелен, так как привык налаживать взаимоотношения с авторитетным старшим и спонтанным младшим детьми.

Известно, что единственный ребенок не обладает сиблинговым опытом взаимоотношений и, поэтому, старается отзеркалить характеристики родителя своего пола. У единственных детей склонность к экспериментам выражена слабо, как у первенца, к тому же он охотно перенимает родительские воззрения. Что касается общественной жизни, тут его установки гораздо ближе к позиции младших: присутствует определенная склонность к радикальным взглядам. Единственный ребенок – нечто вроде «контрольного эксперимента», который позволяет установить, к чему приводит отсутствие постоянной конкуренции в семье.

Анализ литературы по проблеме сиблинговых взаимоотношений позволил нам предположить, что студенты с разными сиблинговыми позициями могут проявлять в конфликтных ситуациях разнообразные стратегии поведения. В нашем исследовании принимали участие 2 группы студенток заочной формы обучения двух факультетов НФ МГЭИ – гуманитарного (30 человек) и факультета экономики и управления (28 человек) в возрасте от 22 до 40 лет. Группа испытуемых состояла из 21 старшей сестры, 21 младшей сестра и 16 единственных дочерей.

На Рисунках 1 и 2 представлены результаты психодиагностики стратегий поведения в конфликтных ситуациях двух групп испытуемых с помощью методики К. Томаса и У. Килменна.
Из Рисунка 1 видно, что в конфликтных ситуациях младшие сиблинги гуманитарного факультета чаще используют стратегию «соперничество» по сравнению со старшими сиблингами (t=2,64; P<0,05) и единственными детьми (t=3,16; P<0,01). Младшие сиблинги отвергают стратегию поведения в конфликтах «приспособление» по сравнению как со старшими сиблингами (t=4,56; P<0,001), так и с единственными детьми в семье (t=2,41; P<0,05). В то же время старшие сиблинги не прибегают в конфликтных ситуациях к стратегии поведения «избегание» относительно единственных детей в семье (t=2,26; P<0,05) и младших сиблингов (t=2,95; P<0,01). Таким образом, младшие сиблинги стараются обратить на себя внимание родителей с помощью стратегий поведения в конфликтных ситуациях «соперничество» и «уклонение» и отказа от стратегии поведения «приспособление». Единственные дети в семье предпочитают в конфликтных ситуациях использовать стратегии поведения – «избегание» и «приспособление». Бесспорно, что у единственных детей снижен дух соперничества, им никогда не приходилось делить с братьями и сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде.

Из Рисунка 2 видно, что исследуемая группа младших сиблингов факультета экономики и управления, также как и группа младших сиблингов гуманитарного факультета предпочитают стратегию «соперничества» в конфликтных ситуациях по сравнению со старшими сиблингами (t=2,33; P<0,05) и единственными детьми (t=3,14; P<0,01). Аналогичная картина наблюдается и по отношению стратегий поведения в конфликтных ситуаций «избегание» и «приспособление». Так и младшие сиблинги, и единственные дети по сравнению со старшими сиблингами предпочитают стратегию «избегание» соответственно: t=3,28, P<0,01 и t=2,63, P<0,05. И, наконец, старшие сиблинги готовы в конфликтных ситуациях идти на уступки, выбирая стратегию поведения «приспособление» по сравнению с младшими сиблингами (t=2,89; P<0,01) и единственными детьми (t=3,22; P<0,01). Различия между двумя группами испытуемых двух факультетов отмечается при выборе стратегии поведения «сотрудничество». Младшие сиблинги факультета экономики и управления игнорируют стратегию поведения в конфликтах «сотрудничество» как по сравнению со старшими сиблингами (t=2,43; P<0,05), так и по сравнению с единственными детьми (t=2,83; P<0,05).

Таким образом, результаты психодиагностики стратегий поведения в конфликтных ситуациях испытуемых двух групп свидетельствуют о взаимообусловленности стилей поведения в конфликтных ситуациях сиблинговыми взаимоотношениями. Так, младшие сиблинги выбирают такие стратегии поведения в конфликтных ситуациях как «соперничество» и «избегание», и отказываются от стратегий «сотрудничество» и «приспособление». Единственные дети, как и старшие сиблинги, избегая стратегию поведения в конфликтных ситуациях «соперничество», демонстрируют готовность к стратегии «компромисс». В тоже время единственные дети, как и младшие сиблинги предпочитают стратегию поведения в конфликтных ситуациях «избегание», и отказываются от стратегии поведения в конфликтных ситуациях «приспособление». Мы видим, что единственные дети занимают промежуточное положение между предпочтениями стратегии поведения в конфликтных ситуациях младших и старших сиблингов.

В соответствии с полученными данными нами разработаны рекомендации для ведущих тренинговых групп. На наш взгляд данные рекомендации, направленные на психокоррекцию стилей поведения в конфликтных ситуациях, могут оптимизировать процесс личностного и профессионального развития [1], а также послужить для студентов с разными сиблинговыми позициями этапом к профессиональному совершенствованию.

 

 

Список литературы

1.     Каткова О.В., Лебедева Т.Е., Фокина Т.А. Использование тренинговых технологий при подготовке специалиста сферы сервиса//Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Научно-теоретический журнал. Направление «Гуманитарные науки и образование». -№3/2012.-С.132-139.

2.     Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. [Текст] / А.В. Либин – 2-е изд., переработанное. - М.: Смысл; Per Se, 2000. - 549 с.

3.     Лукьянченко, Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности [Текст]/ Н.В. Лукьянченко// Психологическая наука и образование. -2010. - №1.- С. 31-40. – Библиогр.: с.40 (8 назв.) – ISSN 1814-2052

4.     Марютина, Т.М. Психологические факторы как детерминанты генотип-средовых соотношений [Текст] / Т.М. Марютина //Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 2. - С. 74-84.

5.     Русс, С.А. Особенности образа успешности студентов с разным порядком рождения [Текст] / С.А. Русс // Современные исследования социальных проблем. – 2010. - №4(04). – С. 151-155. - Библиогр.: с. 151 (5 назв.). – УДК 15.41.21

6.     Toman W. Family constellation. 3” ed. – New York: Springer, 1976.