Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВКЛАД РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В МЕТОДИКУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Пересмотр содержания школьного географического образования, позволил освободить его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов. Однако использование лучших традиций методики преподавания географии, опыта педагогов прошлого только поможет развитию познавательных способностей учащихся, формированию интереса к предмету. В данной статье рассматривается вклад русских писателей в экологическое образование учащихся. Ученикам нужно показать и рассказать о красоте природы, научить их беречь, то, что у нас еще пока осталось. Наши писатели создали замечательные произведения о природе, растениях, животных, где они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности. Эти произведения не потеряли актуальности и в наши дни.

В книгах Благосклонова Константина Николаевича - ученого, орнитолога, педагога, исследователя поведения птиц, организатора популярного в стране праздника Дня птиц, мы находим не только описания тайн и красот родной природы, но и рекомендации по охране окружающего человека пространства.

Все мини-рассказы Виталия Бианки написаны в такой доступной и интересной форме что, прочитав хотя бы один, сразу понимаешь, что для этого человека значила природа и как он ее любил. Бианки подмечал такие необычные повадки животных, о которых не всегда прочитаешь даже в энциклопедиях. Выходя в лес, или парк, он прислушивался к каждому птичьему писку, всматривался в каждую пролетающую бабочку или муху. В результате этих прогулок, наблюдений появляется знаменитая «Лесная газета». Это замечательное произведение знают не только в нашей стране, оно переведено на несколько языков и издано миллионными экземплярами. Почти через все рассказы автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает детям, как нужно вести себя в лесу, на речке, как помочь животным в трудное время года, как наблюдать за птицами и в то же время самому остаться незамеченным. Вклад В. Бианки неоценим, его «Лесную газету» можно с уверенностью назвать одним из лучших художественных произведений биолого-экологического характера.

В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые эколого- географические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий. Цель экологической сказки – дать точную, научно-достоверную информацию. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов.

Еще В.А. Сухомлинский писал: «Сказка неотделима от красоты... благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить». Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это должно лежать в основе экологического воспитания детей.

Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей  Тимофеевич Аксаков тоже  был связан с родной природой. Произведения С.Т. Аксакова вобрали в себя всю красоту нашей родной природы, в них сквозными линиями проходят любовь и преданность родной Земле. Не модные и практически не цитируемые сегодня К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя особенности взаимоотношений человека и природы, отмечали необходимость «формирования человеческого вкуса к природе, человеческого чувства природы», гибко и  динамично откликающегося на своеобразие явлений и предметов, отвечающего за богатство человеческой и природной сущности. «Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, человек есть часть природы». Эти же мысли мы нашли и в книгах С. Т. Аксакова, например, по его произведениям можно совершить экскурсию к реке, чтобы увидеть «лицо» реки, т.е. ее своеобразный характер, отличие от других рек.

«При блеске как будто пылающей зари подъехали мы к первому мосту через Ик; вся урема и особенно река точно дымилась... Но как хорош был Ик! Легкий пар подымался от быстро текущих и местами завертывающихся струй его...

...то уже увидели славную реку, очень быструю и глубокую; но всё он был по крайней мере вдвое меньше Ика, и урема его состояла из одних кустов...


Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и оскорями, вышина которых только тогда вполне обозначалась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки. – долго не сбывала полая вода, и эта медленность раздражала мое нетерпение. Напрасно мать уверяла меня, что она не поедет в Сергеевку до тех пор, покуда не вырастет трава: я все думал, что нам мешает река и что мы оттого не едем, что она не вошла в берега.

Белая вошла в межень, улеглась в своих песках...

Наконец мы въехали в урему, в зеленую, цветущую и душистую урему.

Подъезжая к ней, мы опять попали в урему, то есть в поемное место, поросшее редкими кустами и деревьями, избитое множеством средних и маленьких озер, уже обраставших зелеными камышами: это была пойма той же реки Белой, протекавшей в версте от Сергеевки и заливавшей весною эту низменную полосу земли. Направо зелена и сверкала, как стеклами, своими озерами пойма реки Белой. Река выступала из берегов, подняла урему на обеих сторонах и, захватив половину нашего сада, слилась с озером грачовой рощи…» [1, стр. 197]


С.Т. Аксаков бесспорно один из самых великих «сказочников» нашей России. В Ульяновской области в мае ежегодно проводят межрегиональный фестиваль «Дикий пион». Когда распускается этот цветок, то холмы и балки покрываются удивительным алым цветом (пишет на своем сайте ульяновец Дм. Илюшин). Существует поверье, что если полить дикий пион родниковой водой, то весь год будешь счастливым. Также, многие верят в то, что именно пион тонколистный и является тем самым Аленьким цветочком из сказки С.Т. Аксакова.

В заключении отметим, что использование описаний природы из произведений русских писателей позволит учащимся совершать «Сказочные путешествия» в природу нашей необъятной страны. Использование описаний природы на уроках географии способствует, на наш взгляд, духовно-нравственному развитию личности школьника побуждает к поиску оптимального решения возникающих проблем в системе «природа – человек – общество».

 

Список литературы

1.     Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. 448 с.

2.     Аксаков  С.Т.  Записки  ружейного  охотника  Оренбургской  губернии.  Уфа:  Башкирское  книжное издательство, 1984. 416 с.

3.     Хизбуллина Р.З., Канафина Г.В. Использование Аксаковского наследия в краеведческом воспитании  школьников / Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI Всероссийской научно- практической конференции. 15 января 2015г., Самара / отв. ред. И.В. Казанцев. – Самара: ПГСГА, 2015. – 304 с.

4.     Хусаинов З.А. Методика обучения географии и экологии Татарстана. – Казань: КГПУ, 2005. – 196с.

5.     Чванов М.А. Огонек в ночи. Повести, рассказы, очерки. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. - 288 с.