Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ КАК ПУТЬ ВЫЯВЛЕНИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИИ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ АКСИОЛОГИИ ГУМАНИЗМА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-8 КЛАССАХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

В современной социокультурной ситуации становится очевидной приоритетная роль образования в формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения «формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление её творческих способностей» [9, с. 6].

Произведения русской и зарубежной классической литературы обладает огромным гуманистическим потенциалом, позволяющим формировать ценностно-мировоззренческую позицию учащихся, их отношение к художественному произведению как особому способу познания мира.

Данная установка приобретает особую актуальность в процессе изучения литературы в 5 – 8 классах, когда закладываются основы литературных знаний и аналитических умений, происходит переход с позиций эмоционального восприятия художественного произведения на позиции логического осмысления роли искусства слова.

Освоению гуманистического потенциала уроков литературы в 5 – 8 классах формированию гуманистических убеждений высшего, ценностного, уровня; накоплению личного опыта применения знаний о ценностях гуманизма в качестве регуляторов своего сознания и поведения, переносу их за пределы учебной ситуации, в условия реальной жизни способствует реализация схемы работы на уроке, направленной на осмысление аксиологии гуманизма, включающей 1) выявление эмпирических, идущих от упрощённых обыденных представлений суждений о ценностях гуманизма; 2) знакомство с базовым суждением аксиологии гуманизма; 3) обогащение представлений в процессе составления интерпретации литературных произведений, знакомства с этапами формирования мировоззрения писателя и др.; 4) формирование убеждения как мотивированного мнения и внутренней духовной потребности, проявляющейся в глубокой уверенности личности в правильности своих принципиальных взглядов.

Эффективности процесса выявления эмпирических, идущих от упрощённых обыденных представлений суждений о ценностях гуманизма содействует установление ценностно-познавательных ориентиров, способствующих определению ценностных аспектов учебного материала; группировке этих данных на основе их общности, сходства; соотнесению полученных данных с определением аксиологии гуманизма и формулированию обобщающего суждения.

Группировке частных, конкретных впечатлений в обобщенные категории; развитию умений работать с библиотечными фондами, энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой, включению учащихся в самостоятельный поиск примеров, содействующих осмыслению сущности понятий аксиологии гуманизма, способствует обращение к материалам этнолингвистических, этимологических, фразеологических, лингвострановедческих, словарей-тезаурусов русских пословиц,  поговорок и метких выражений, иностранных слов, синонимов, антонимов, устаревшей лексики к произведениям русской классики, православной лексики и др. на уроках литературы в 5 – 8 классах [1-9].

Осмыслению особенностей русской культуры, духовным центром которой является православие, преодолению трудностей, возникающих в процессе составления интерпретации литературного произведения, формированию навыка филологического анализа художественных текстов на уроках литературы в 5 – 8 классах способствует обращение к «Словарю православной лексики в русской литературе XIX-XX вв. Н.В. Баско, И.В. Андреевой [3].

Решению проблемы диалога православной религии и гуманизма, изучению литературных произведений в культуроведческом аспекте содействует 1) выявление значения ключевых понятий богослужебного обихода, необходимых для понимания художественной идеи произведения; контекстного значения определения, характеризующего чувства героя; лексического значения слова, передающего отношение героя к происходящему с целью определения авторской позиции; лексического значения обобщающего понятия с целью  составления характеристики авторской позиции; 2) определение прямого и контекстного значения наиболее частотного слова в описании с целью выявления особенностей изображённого мира; символического значения детали и её роли в тексте; сущности понятия, обозначающего явления действительности, изображённой в произведении, с целью составления характеристики образа; значения слова, предающего переживания героя с целью осмысления его состояния; существительных, обозначающих имена собственные, географические названия, предметы и др., с целью объяснения причин обращения  автора к данным реалиям и составления  характеристики гражданской позиции автора; 3) выбор разделов словаря, содержащих наиболее точную характеристику нравственных позиций героев; 4) сравнение толкования слова в словаре и представлений героя о понятии, выраженном этим словом; 5) осмысление особенностей отношения писателя к творчеству в процессе исследования лексического значения слов, обозначающих позицию автора, и составления комментариев для рефлексивной части таблицы «Мои замечания об услышанном»; 6) составление реального, или исторического, лингвистического, текстологического комментариев.

Например, на уроке, посвящённом анализу произведения И.С. Шмелёва «Яблочный Спас», осмыслению многогранности и противоречивости сущности диалоговой оппозиции гуманизм – антигуманизм, противопоставляющей понятия «человек – Бог», содействует выделение понятий богослужебного обихода как ценностно-познавательных ориентиров, необходимых для понимания художественной идеи произведения, состоящей в утверждении исторической памяти, необходимости сохранения духовных идеалов народа, единства и гармонии мира и дома, тесной связи истории рода с историей страны и народа.

В процессе анализа текста с использованием материалов «Словаря православной лексики в русской литературе XIX-XX вв. Н.В. Баско, И.В. Андреевой осуществляется формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Установка на восприятие осуществляется в ходе прослушивания сообщения учителя об автобиографическом романе «Лето Господне», созданном в изгнании и основанном на воспоминаниях детства, проведённого будущим писателем в неповторимом по своей красоте и притягательности Замоскворечье.

Учащиеся узнают о том, что название «Лето Господне» восходит к Евангелию от Луки, где упоминается, что Иисус пришел «проповедовать лето Господне благоприятное». Лето здесь обозначает год жизни в Боге. В композиции «Лета Господня» отражён годовой цикл календарных праздников и обрядов: "Великий пост", "Благовещенье", "Пасха" "Яблочный Спас", "Рождество". "Святки" и т. д.

Роман И. Шмелёва "Лето Господне" начинается с Чистого понедельника — первого дня Великого поста, следующего за Прощёным воскресеньем. Центральный мотив книги — мотив отцовства как земного, так и небесного.

Первая часть романа называется "Праздники". Повествование начинается с Великого поста и заканчивается Масленицей. За Масленицей вновь следует Великий  пост. Второй  круг романа – часть "Радости", где описываются события в порядке движения от праздника к празднику. Третий круг – "Скорби". Ваня переживает страшную трагедию – смерть отца и понимает, что человеческая жизнь – это не только праздники, но и скорби. В конце романа Ваня вступает в новую жизнь, где мальчика ожидают новые радости и скорби. Последовательность событий в романе создаёт ощущение вечности «круглого» мира», который и заключает в себе, по мнению автора, смысл человеческой жизни на земле.

Анализ произведения предваряет работа, направленная на выявление значений ключевых понятий богослужебного обихода как ценностно-познавательных ориентиров, необходимых для понимания художественной идеи произведения: Евангелие, Великий пост, Благовещенье, Пасха, Яблочный Спас, Рождество Христово, Святки,  Чистый понедельник, Великий пост, Прощёное воскресенье,  Масленица, Иисус Христос, икона, храм, монастырь.

Формулирование проблемы урока, осуществляется в процессе определения смысла эпиграфа ко всему роману – строчек из стихотворения А.С. Пушкина «Два чувства дивно близки нам…».

Учащиеся выразительно читают стихотворение, определяют его художественную идею (любовь и верность родному дому и памяти предков определяет бытие человека) и самостоятельно формулируют цель урока, состоящую в осмыслении сущности патриотизма как гуманистической ценности, исторической памяти как условия сохранения духовных идеалов народа.

Выявление первоначальных впечатлений происходит в процессе определения места действия (родительский сад, старая Москва, Болотные торговые ряды, церковь, в момент празднования Яблочного Спаса) и ключевых событий рассказа («После обеда трясем грушовку», «меры три собрали… несут на шесте в корзине, продев в ушки», «запрягают в полок Кривую», «а вот и Болото, по низинке, — великая площадь торга, каменные «ряды», дугами», «Горкин набирает для народа бели и россыпи, мер восемь», «пора домой, скоро ко всенощной», «праздник Преображения Господня, в церкви — не протолкаться», «вечером он находит меня у досок, на стружках. Я читаю «Священную Историю») .

Анализ текста осуществляется в ходе групповой работы, направленной на выявления смысла цветовой символики рассказа.

Учащиеся выписывают из описания родительского сада, старой Москвы, церкви во время праздника слова, обозначающие цвет, отмечают особенности цветовой палитры картины, делают выводы о преобладании красного, белого, розового, жёлтого, золотого, голубого.

Обращение к репродукциям икон и сообщение учащихся о «Троице» –произведении гениального русского художника Андрея Рублева, Казанской иконе Божьей Матери, Смоленской иконе Божией Матери, именуемой "Одигитрией", определение цветов преобладающих на иконах (красный, золотой, белый, голубой, синий), сообщение о иконописном каноне, составленное по материалам словаря православной лексики в русской литературе XIX-XX вв. Баско Н. В., Андреевой И. В., позволяет осмыслить символику цвета в иконографии.

Согласно религиозной традиции, духовные цвета являются «небесными прототипами земных цветов»: золотой или желтый цвет в русской иконографии – это метафора Божьего присутствия, небесного света, вечности и благодати; белый цвет символизирует невинность, чистоту, святость, сияние Божественной славы; пурпурным в русской иконописи традиционно писали одежду святых царей и князей; голубой цвет означает чистоту и целомудрие; зеленый – цвет гармонии, единения с божественным, символизирует Христа как дающего жизнь и крест, как древо жизни и часто используется в сценах Рождества.

Итогом работы является ответ на вопрос: «О чём свидетельствуют совпадения цветов на русских иконах, в описании старой Москвы, рассказе о родительском саде, Болотных торговых рядах, праздновании Яблочного Спаса?»

Учащиеся делают вывод о том, что повседневное в романе приобретает высший, духовный смысл.

Осмыслению этого тезиса способствует исследовательская работа с текстом, направленная на выявление особенностей взаимодействия церковной и бытовой лексики в тексте.

Учащиеся выписывают слова, обозначающие церковные понятия (преображение, для розговин, на окропление, всенощной, на клиросе, на хоругвях, лиловой камилавке, канунный столик), отмечают наличие в тексте лексики, характерной для произведений устного народного творчества («тонко-тонко», «сладость- крепость», «льются-дрожат на яблоньках», соломенных жгутиках-виточках», «постукивают тонко- сухо»; «крива-крива ручка», «кто даст — тот князь, кто не даст — тот собачий глаз»; «годика через два- три, «в холодок», «топориком», «от яблочков грушовки», «полчасика», «с березками и рябиной, с яблоньками», «махонькие», «за заборчиками»).

Итогом работы является вывод о гармонии земного и духовного в художественном мире И. Шмелёва. Выявлению художественной идеи произведения способствует установление                              причин обращения писателя, находящегося вдали от Родины,  к воспоминаниям детства, проведённого в Замоскворечье. В процессе дискуссии учащиеся приходят в выводу о том, что работа над романом «Лето Господне» - проявление чувства любви к России, попытка восстановить утраченную гармонию в душе.

Интерпретация данных осуществляется в процессе составления промежуточного суждения о патриотизме как гуманистической ценности; сравнения полученного определения с формулировкой понятия в гуманистической философии (патриотизм одна из форм единения человека и Отечества); конструирование выводов, касающихся сходства и различий.

На заключительном этапе урока учащиеся отмечают, что праздник Преображения Господня (Яблочного Спаса) в художественном мире романа И.Шмелева – образ навсегда потерянной России, противопоставленной и Советам, и чужой Франции. Возвращение в мир гармонии помогало бороться с отчаянием, помогало выжить.

Таким образом, в процессе анализа учащиеся самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи между понятиями богослужебного обихода как ценностно-познавательными ориентирами, необходимыми для понимания художественной идеи произведения, и определением патриотизма как гуманистической ценности.

Овладение приемами применения созданного в процессе работы на уроках понятия в практической деятельности ориентировано на формирование умений создавать устные и письменные высказывания о патриотизме с использованием промежуточного суждения, сконструированного в процессе освоения учебного материала: память о Родине, о повседневном, приобретающем высший, духовный смысл, - духовная опора человека. Верность духовным идеалам народа определяет бытие человека, преданного своей родине. Патриотизм является одной из форм единения человека и Отечества.

Таким образом, методическая модель урока-анализа рассказа И.С. Шмелёва состоит из следующих этапов: 1) выявление значений ключевых понятий богослужебного обихода как ценностно-познавательных ориентиров, необходимых для понимания художественной идеи произведения; 2) установление взаимосвязи эмпирических представлений о патриотизме как гуманистической ценности и лексических единиц богослужебного обихода; 3) интерпретация данных, формулирование примерных промежуточных суждений как отдельных аспектов понятия патриотизм как гуманистическая ценность; 4) овладение приемами применения созданного в процессе работы на уроках суждения в процессе составления устных и письменных высказываний на основе сформулированных на уроке суждений о патриотизме как гуманистической ценности.

Установление ценностно-познавательных ориентиров с использованием словарей различных типов на уроках литературы в 5 – 8 классах содействует расширению и углублению понимания базового учебного материала и выступает как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета, поскольку ученик получает возможность научиться применять знания, связанные с историей языка и культуры России, в процессе составления интерпретации литературного произведения.



Список литературы

 

1.        Атрошенко О. В., Кривошапова Ю. А., Осипова К. В. Русский народный календарь.Этнолингвистический словарь / Науч. ред. Е. Л. Березович. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2015. - 544 с.

2.        Баско Н. В., Андреева И. В. Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики. - М.:ACT-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 448 с.

3.        Баско Н. В., Андреева И. В. Словарь православной лексики в русской литературе XIX-XX вв. -М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2015. -272 с.

4.        Баско Н. В., Зимин В. И. Фразеологический словарь русского языка (5-11 классы). – М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2012. - 416 с.

5.        Березович Е. Л., Галинова Н. В. Этимологический словарь русского языка (7-11 классы). -М.: ACT- ПРЕСС КНИГА, 2015. - 304 с.

6.        Зимин В. И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений. — М: ACT- ПРЕСС КНИГА, 2015. — 736 с.

7.        Крысин Л. П. Современный словарь иностранных слов. — М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2014. — 416 с.

8.        Львов М. Р. Толковый словарь антонимов русского языка. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 512 с.

9.        Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

10.     Россия. Большой лингвострановедческий словарь/Под общ. ред. Ю.Е. Прохорова. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА. - 736 с: ил.