Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Вместе со временем приходило и уходило великое множество методов и форм обучения. Новое время – новые дети, новые задачи, которые требуют новых решений.

Проектная работа хорошо вписывается в технологию саморазвивающего обучения. А.В. Хуторской пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определённой темы.» [3]

Главная идея метода проекта заключается в развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться  в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Учебный проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта [2].

На практике чаще всего используются следующие виды проектов индивидуальной и групповой деятельности:

Исследовательско-творческие (дети экспериментируют, результаты оформляют в виде сообщений, докладов и т.д.);

Ролево-игровые (с элементами творческих игр, театрализации и т.п.); Информационно-ориентированные (дети собирают и реализуют информацию);

Практико-творческо-ориентированные (урок или его фрагмент, внеклассное мероприятие и т.д.) [1].

Проектная деятельность учащихся может осуществляться индивидуально, в паре или группе в течение определённого временного промежутка (части урока, одного урока, нескольких уроков четверти и т.п.).

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1.     Выбор темы.

Учащиеся выбирают тему из предложенных учителем.

2.     Сбор информации.

Учащиеся собирают информацию по выбранной теме, обращаясь к различным источникам информации. Учитель направляет деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

3.     Выбор проектов.

После  завершения  этапа сбора информации учитель предлагает  детям принять участие в  реализации проектов.

4.     Реализация проектов.

Учащиеся готовят выбранные проекты в классе или дома.

5.     Презентации.

После завершения работы над проектом учащиеся рассказывают о своей работе одноклассникам и учителю, показывают то, что у них получилось.

Благодаря применению метода проектной деятельности ученики начинают активно применять свои знания на практике. Школьник, принимающий участие в проектной деятельности, учится анализировать, сравнивать, систематизировать, иллюстрировать и самостоятельно добывать знания, что повышает мотивацию его учебной деятельности.

В первом классе при изучении чисел первого десятка целесообразно предложить учащимся выполнить проект на тему «Числа в загадках, пословицах и поговорках».

Где только не встретишь разные числа: на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин. Числа встречаются и в народном фольклоре. Есть они и в загадках, пословицах и поговорках. Этот материал можно использовать в начальной школе для развития интереса учащихся к математике. Ведь главное заинтересовать детей, предоставить им возможность организовать различные виды творческих работ в рамках проекта, нужно обязательно учитывать то, что материал должен соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы, а также то, что необходимо продумать эффективное завершение проекта.

Конечным продуктом проекта «Числа в загадках, пословицах и поговорках»  будет журнал, в котором будут собраны загадки, пословицы и поговорки, найденные детьми в их исследовательской деятельности.

Данный проект относится к типу:

•        краткосрочный (1 неделя);

•        коллективный.

При работе с детьми каждое дело, любое начинание имеет свои цели. В реализации проекта «Числа в загадках, пословицах и поговорках» ставятся следующие цели:

•        Изучение загадок, пословиц и поговорок, в которых встречаются числа.

•        Развитие логического мышления, кругозора, устной и письменной  речи, творческих  способностей учащихся;

•        Формирование наблюдательности и внимания, умения преподнести информацию;

•        Поддержание тесного контакта с родителями с целью расширения кругозора учащихся;

•        Активизация  познавательной  деятельности  учащихся  через  исследовательскую  и  проектную деятельность.

Работа над проектом происходит в 3 этапа: 1 этап. Подготовительный.

На данном  этапе учитель мотивирует детей на участие в проекте, включает учащихся в технологию деятельности. Необходимо обсудить с родителями вопросы, связанные с подготовкой и реализацией проекта, а также подготовить необходимую художественную литературу по теме проекта и познакомить учащихся с ней.

2 этап. Сбор и систематизация информации.

На этом этапе происходит формирование интереса к исследовательской деятельности, знакомство с разными способами сбора и систематизации информации. Дети под руководством учителя знакомятся с дополнительной литературой и энциклопедиями, в которых есть необходимый материал. Распределяют между собой цифры, про которые будут писать. Каждый ученик делает свой альбом, роль которого будет исполнять папка с файлами, куда собирается весь материал. Дома, при помощи родителей, ученики оформляют свои работы.

3 этап. Презентация проектов.

Это будет завершающим этапом работы. Итогом деятельности является представление и оценка результатов труда всех учащихся в работе над журналом, в котором собрана информация о числах. Презентацию можно провести в классе в присутствии родителей. Необходимо дать возможность учащимся рассказать о своей работе, показать то, что получилось, получить поддержку и похвалу.

В начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Задача учителя — организовать учебный процесс так, чтобы общеучебные умения и навыки стали основой для получения знаний. А для этого нужно использовать проектную деятельность на уроках и во внеурочное время. Работа по выполнению проектов мотивирует детей на  активную самостоятельную деятельность,  способствует упражнению детей в составлении инструкции выполнения задания и их применении. [4; с.176]

 

Список литературы

1.     Горячев, А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ – 2004. – №5. – С. 3-8.

2.     Игошина, Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2014. – №1. – С.68-72.

3.     Хуторской, А.В. Современная дидактика: уч. для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

4.     Черкасова, А.М. Начальное математическое моделирование как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников: дис… канд. пед. наук / А.М. Черкасова.– Орел, 2014. – 245 с.