19 июня 2016г.
В настоящий момент во многих регионах России активно развивается кадетское образование, повсеместно открываются кадетские корпуса, школы и классы. Востребованность кадетского образования огромна.
Во многих образовательных учреждениях, реализующих идею воспитания гражданина-патриота, появление уникальной образовательной технологии – «кадетский компонент» явилось объединяющим началом всего процесса образования.
В сентябре 2010 года в МОУ СШ №54 г. Волгограда наряду с общеобразовательными классами открылись классы с изменённым статусом – кадетские классы. Основными отличительными особенностями кадетского класса стали не только форма одежды, символы или использование ритуалов общения, принятых в военной среде, но и реализация различных программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ.
При планировании внеурочной деятельности учитывалась конкретная образовательная ситуация в школе: наличие статуса региональной площадки по патриотическому воспитанию школьников по теме: «Военно- патриотическое воспитание кадетов в условиях реализации этнокультурного (казачьего) компонента содержания образования», наличие школьного музея, посвященного истории создания и боевого пути 38-7-Гвардейской мотострелковой Сталинградско - Корсуньской краснознаменной бригады, детские творческие фольклорные объединения «Казачата-волгарята», запросы родителей как основных заказчиков образовательных услуг, а также интересы школьников.
Наличие серьезной и целенаправленной работы по патриотическому и духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения и послужило основой для разработки программы внеурочной деятельности, направленной на воспитательный результат.
Воспитательная работа в классах с элементами кадетского образования организуется по основным направленностям развития личности (духовно – нравственное, спортивно – оздоровительное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное) и регламентируется программами внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и программами дополнительного образования. Организация занятий по этим видам деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и патриотического воспитания в школе.
В рамках системы по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию кадетов в образовательном учреждении разработана программа «Юный кадет», целью которой является развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. На занятиях по данной программе юные кадеты получают как образовательную, так и воспитательную подготовку. Программа включает строевую и огневую подготовку. Результативность этой программы отслеживается в рамках той массы мероприятий муниципального и регионального уровней: Военно-спортивный слет «Внуки Сталинграда», соревнования по спортивной стрельбе среди кадетских классов, боевые рубежи, кадетский бал.
Самыми яркими мероприятиями в жизни кадета являются посвящение в кадеты и кадетский бал. Церемония посвящения в кадеты - красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадетов, так и для родителей и учителей. Кадеты принимают присягу у подножия Матери-Родины на Мамаевом кургане.
На протяжении уже нескольких лет в Волгоградском музыкальном театре подряд проводится бал кадетов, организованный Комитетом образования и науки Волгоградской области и центром дополнительного образования «Поста № 1». В нем принимают участие учащиеся кадетских классов из образовательных учреждений школ Волгограда и Волжского. Этот бал не просто развлечение. Это еще и школа изящных манер, и возрождение традиций, чтобы честь и отвага для них были непросто красивыми словами, а главными жизненными принципами. Становятся традиционными районные и школьные кадетские балы.
Одним из важных направлений внеурочной деятельности кадетов выступает музейная работа. В школьном музее 38-7-й Гвардейской Мотострелковой Сталинградско-Корсуньской краснознаменной бригады с участием кадетов организуются встречи с ветеранами, проводятся Свечи Памяти, уроки Мужества, единые классные часы, посвященные разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом.
Система воспитательной работы с кадетами предусматривает комплекс воспитательных мероприятий: экскурсии по местам боевой славы, участие в социальных акциях «Дети - детям», «Согреем детские сердца», «Обелиск», «Ветеран живет рядом», «Письмо пожилому человеку», направленных на формирование гражданской идентичности, личностного отношения к социально-значимым идеям и ценностям, связанных с любовью к Родине.
На занятиях творческого фольклорного объединения «Казачата - волгарята» казачий фольклор не просто изучается. Цель несколько иная: приобщиться к казачьей культуре, пережить, прочувствовать неиссякаемую любовь, исходящую от казачьего быта, традиций. Смысл занятий с кадетами не в копировании обрядов, а в том, чтобы через них всколыхнуть в детских душах ту любовь ко всему родному, которая в них заложена, но, которая пока дремлет.
В кадетских классах реализуется программа «Основы православной культуры». Целью программы является знакомство с православными ценностями, отраженными в традициях, святынях православной культуры, житиях святых, героях – патриотах Отечества, все то, что можно назвать «лоном национального опыта, духа и уклада». На занятиях кадеты знакомятся с традициями и культурой нашей страны, осваивают нравственные нормы поведения, учатся различать добро и зло, любить свою Родину. Особенно интересной является творческая деятельность по подготовке к праздникам и знаменательным датам. Традиционно кадетами проводятся праздники, посвященные Рождеству и Пасхе. В рамках программы в будущем планируются встречи со священниками в рамках «Часов духовного общения». Занятия по программе дополнительного образования «Основы православной культуры» проводятся педагогами дополнительного образования из Центра дополнительного образования для детей «Истоки».
Спортивно – оздоровительное направление, наряду с программой дополнительного образования по тхэквондо, представлено программой внеурочной деятельности «Будем беречь здоровье». Данная программа представляет собой цикл бесед, направленных на развитие у кадет представлений о здоровом образе жизни, рациональном питании как составной части здорового образа жизни и способствует формированию полезных привычек. Главное в данной программе - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность помочь кадетам разбудить в себе лучшие качества, в том числе и заботу о своем здоровье.
В рамках социального направления у юных кадетов реализуются программы «Лесенка роста», «Познаю себя и других», разработанные специалистами социально-педагогической службы - школьным психологом и социальным педагогом. Система занятий по программам способствуют развитию таких личностных качеств у кадетов, как самооценка, которая необходима как базовый компонент учения; внутренней позиции школьника, одного из проявлений идентичности; принятие роли кадета, положительного отношения к школе, к своему новому статусу.
Программы общеинтеллектуальной и общекультурной направленности: «Моя малая родина», «Мы – исследователи» способствуют расширению информационной картины мира, способствуют развитию умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
С 2010 года учащиеся кадетских классов МОУ СШ№54 принимают участие в кадетском движении города- героя Волгограда учащихся.
Сегодня в МОУ СШ №54 с 1-го по 11-й классы в каждой параллели есть один кадетский класс, в которых бережно хранятся и применяются традиции кадетского образования.
Список литературы
1. Белибихина Н.А. Патриотическое воспитание кадетов в условиях общеобразовательной школы // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №3(37). Апрель 2015. www.grani.vspu.ru
2. Езушина Е.В. Формирование универсальных учебных действий во внеурочное деятельности // Материалы Всероссийского семинар – совещания заведующих кафедрами начального образования. С.127-131
3. Езушина Е.В. Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании личностных результатов образования у кадетов. // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал № 11 (58) / 2013. С. 589