Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Внедрение стандарта второго поколения стало новой ступенью в развитии современного российского образования. ФГОС вывел на первое место личностноориентированный и компетентностный методы. Актуализировал весь опыт и достижения советской и постосоветской педагогики. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал,  что невежда опасен для общества,  так как не может  быть счастлив сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен средней школы может и не знать все общеобразовательные предметы в совершенстве, но он обязательно должен быть умным человеком.

Современные ученики – это не чистый лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает информации. Главной проблемой для обучающихся становится процесс превращения информации в знания. Таким образом, обилие информации не приводит к системности знаний. Следовательно, учеников средней школы необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого научить их выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть, речь идет о формировании у детей информационной компетенции. В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными школьниками (в нашем случае с 5 по 9 класс), которых педагог старается «насытить» стандартным набором готовых теоретических знаний, например - теорем. Часто от учителей предметников, в том числе и математиков можно услышать суждения о том, что в ответ на объяснение фундаментальных тем обучающиеся отвечают равнодушием. Поэтому и был выведен основной вопрос, затрагивающий перспективы преподавания математики в школе - как организовать обучение на уроке через желание? Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.

Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: 1. определить, какие необходимо вырабатывать у обучающихся умения для ее формирования и 2. как организовать данный процесс непосредственно на уроках математики. Ведь компетентность в  чем-либо предполагает  не только наличие  необходимого знания, но и сформированность умения их использования. Объяснительно-иллюстрированный метод не достаточно эффективен так как затрагивает чувственный уровень восприятия учебного материала обучающимися. Данный метод отличается эмоциональностью, но не глубиной познания предмета. Самостоятельная деятельность учащихся очень ограниченна, целью является усвоение знаний. Проблемные ситуации, дифференцированный подход, коллективные способы обучения – все это хорошо, но это средства, лишь отчасти решающие перечисленные проблемы, основой которой является объяснительно-иллюстрированный метод. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения обучения. Метод проектов зародился во второй половине XIX века в США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Учащемуся в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.

Метод проектов имеет различные типологические признаки. В соответствии с доминирующим методом различают следующие типы проектов: исследовательские; роле-игровые; ознакомительно-ориентировочные; творческие; другие. В книге Полат Е.С. (М.: Академа, 1999) автор рассматривает метод проектов, как исследовательскую деятельность школьников.

С нашей точки зрения к факторам успешной исследовательской деятельности относится: овладение приемами и культурой мышления. Нормирование учебной информации, предназначенной для усвоения в среднем звене школы, координация учащихся в информационном пространстве. Рационализация умственного труда предполагает использование приема экстраполяции (экстраполяция – способ распространения выводов, полученных при изучении явления как системы с изученной части на неизученную). Механизация и автоматизация умственного труда заключается во внедрении карточек, фишек, перфокарт, наглядных каталогов (например, для некоторых заданий достаточно поместить карточку в нужный тематический файл перфокарты или для поиска нужной информации найти данный объект в специальном пособии-каталоге, что дает возможность ученику сделать выводы о существенных признаках данного объекта).

Умение пользоваться методами проектов – показатель квалификации учителя математики, его прогрессивной методики развития учащихся. Недаром эти технологии относят к педагогическим технологиям XXI века, способствующим умению учащихся адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Как писал Питюков В.Ю.: «Метод проектов, обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования в разных странах мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но и, главным образом, в сфере социальной.... Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения; выдвигать гипотезы; делать выводы и заключения».

Деятельность педагога в рамках ученического исследовательского проекта можно разделить на следующие этапы:

1 этап. Педагог, организуя деятельность на уроке, предлагает определенную развивающую среду (подборка книг, иллюстрация, дидактических игр), организуя соответствующие вопросы с стороны учащихся – привлекает интерес классного коллектива к определенной теме. Затем, изучив ученические вопросы в данном направлении, учитель создает проблемную ситуацию, демонстрируя ученикам противоречие, способное привести учащегося к состоянию умственного напряжения, или интеллектуальной активности. Далее задача педагога состоит в том, чтобы подвести ребенка к осмыслению и словесной формулировке возникшей умственной задачи. В этом заключается начальный этап исследовательского метода проектов. Таким образом, когда цель обозначена, актуальность предмета исследования подтверждена возникшей интеллектуальной активностью со стороны учащихся, педагог переходит к основному этапу исследования.

2    этап. Продумывание методов овладения приемами и культурой мышления (моделирование,  схемы, опорные сигналы). Просмотр нормированной учебной информации: школьные тематические энциклопедии, педагогические пособия (математические игры), координированная помощь учителя через разные виды вопросов при рассмотрении учебного, наглядного материала (перфокарты, каталоги).

Прием экстраполяции: рассмотрении и изучение аналогичных противоречий на другом познавательном материале, предполагая возможность распространения полученных выводов на не изученную область исследования. Выдвижение гипотез. Педагог побуждает учащихся к определенным выводам, способствует объединению похожих ответов и разделению мнений на 2-3 гипотезы.

3   этап. Заключительный: опыты, эксперименты, подтверждающие или опровергающие каждую из гипотез (вывод после опыта делают ученики и выбирают верную версию). Прием поддержания длительного интереса для осмысления полученных результатов: педагог предлагает ученикам разработать задание для одноклассников или учащихся параллельного класса и обсудить итог выполнения задания.

 

Список литературы

1.     Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии/ В.Ю. Питюков. М.: Знание, 1997.

2.     Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат. М.: Академа, 1999.