Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТА НА ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   Результативность усвоения знаний в ВУЗе напрямую зависит от здоровья студента, но преподаватели не рассматривают сохранение здоровья студентов как одну из задач ВУЗа, считая основной его задачей - образовательный процесс. Состояние здоровья студентов вызывают тревогу, особенно в адаптационный период.

    Характерным для биофизиологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. У каждого человека есть своя модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в сложной ситуации может приводить к отказу от деятельности. К факторам, ухудшающим адаптацию в трудной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут возникать эмоции и начинаться стрессовые состояния. И наоборот, облегчает адаптацию опыт человека, а помогает преодолевать трудности хорошее здоровье и волевые качества. Адаптация происходит во время взаимодействия факторов внешней среды и организма человека. Эти адаптогенные факторы, к которым происходит адаптация, могут быть экологическими, физиологическими, социальными, психологическими, профессиональными.

    Адаптация студентов к условиям обучения в вузах имеет свою специфику. Основной проблемой адаптации считают перестройку школьного отношения к учебному процессу. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности. Особенно это касается иностранных студентов.

    Иностранные студенты, приезжающие на учебу в нашу страну, должны адаптироваться не только к вузу, не только к жизни в общежитии, но и к жизни в чужой стране. Эти условия адаптации оказываются для них зачастую экстремальными. Они приезжают из разных стран мира, то есть из разных климатических зон, являются представителями разных социумов с совершенно различными культурами, традициями, системами норм и ценностей. Они, как и все люди, обладают индивидуально-психологическими особенностями, которые также могут проявляться в адаптационном процессе. Иностранцы, приезжающие в другую страну, испытывают влияние климата, связанное со сменой климатических зон, сбой биоритмов из-за смены часовых поясов. Они подвергаются воздействиям неблагоприятных погодных условий. Важный фактор воздействия – это питание. Студенты, живущие в общежитии вынуждены пользоваться столовой. Непривычным может быть вид пищи, ее вкусовые качества, может быть недостаточным ассортимент продуктов. Также известно, что во многих странах сейчас очень популярно обезжиренное питание, чем не может похвастаться русская кухня.

    Кроме физиологических факторов, не могут не оказывать воздействие социальные факторы, то есть новая социальная среда. Студенты, приезжающие на учебу в Россию, живут, как правило, в общежитии. Это непростая ситуация даже для иногородних российских студентов. Для иностранных же студентов часто общежитие является камнем преткновения в адаптационном процессе. Во-первых, значительное количество студентов ухудшает свои жилищные условия при приезде, во-вторых, общежитие - это не только временное место жительства для них, но и место для самостоятельных занятий. Основным фактором, к которому надо адаптироваться, является учебный процесс, так как учеба - главная цель приезда иностранцев в нашу страну. Главной задачей высших учебных заведений является реализация образовательно-профессиональных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования путем создания необходимых для этого условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

    Будущее у большинства выпускников, начинающих свою жизнь в вузе, - это прежде всего работа по избранной профессии. Но ведь опыт и мастерство сами не приходят. Их нужно завоевать в борьбе с огромным потоком научной информации, со старыми представлениями о своих способностях, с усталостью, неорганизованностью, умственной ленью.

   Трудности, ожидающие студента любой специальности: резкая смена содержания и объёма материала; разнообразие новых форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.); сложный язык научных текстов и лекционного материала; отсутствие навыков самостоятельной работы; неподготовленность, обусловленная  обучением,  предшествующим вузовскому; перестройка  сложившихся привычек и навыков: смена места жительства, прежнего уклада жизни, общественного окружения. В этой связи разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Поэтому не все студенты переживают этот процесс безболезненно; резкий переход к самостоятельной жизни, вызывают новые трудности, возрастает необходимость самообслуживания- все это вызывает сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным, а затем приводит к сомнениям в верности выбора вуза, специальности. Информационные перегрузки становятся причиной стрессов, психических срывов, нервного истощения.

    Обучение в вузе относится к категории умственного труда и отличается рядом особенностей. Умственная деятельность многих работников выражается в реализации интеллектуальных способностей при решении различных задач. У студентов она определяется процессом обучения и заключается в усвоении огромного объема учебного материала, то есть в накоплении знаний и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы. Именно умственная деятельность сопровождается функциональными изменениями в сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной системах, что вызывает нервно-эмоциональное напряжение, приводящее к нарушению систем адаптации и ведет к переутомлению, нарушению здоровья. Структура и условия учебной деятельности студента усложняются. Продолжительность рабочего времени составляет 9-11 часов в день, а в сессионные, может возрасти до 12 - 15 часов.

   Умственная деятельность студентов протекает, как правило, на фоне эмоционального напряжения. Такое напряжение обусловлено необходимостью одновременного изучения многих дисциплин за сравнительно короткий срок. Установлена связь личностной тревожности с уровнем способностей. По данным А.Ф. Белова, М.М. Лапкина, Н.В. Яковлева (1993, 1994) высокие показатели успеваемости демонстрировали студенты, обладавшие одновременно высоким уровнем способностей и высоким уровнем личностной тревожности. Наличие высоких показателей этих качеств в отдельности не способствовало достижению успехов в учебе. Более того, высокие показатели личностной тревожности при низком уровне общих способностей требуют от организма студентов наиболее значительных усилий для получения хороших результатов. Значительно меньших физиологических усилий требуется студентам с низким уровнем тревожности.

   Установлена также связь личностной тревожности с механизмами регуляции сердечного ритма. Так, в состоянии покоя частота сердечных сокращений, напряжение и частота сердечного ритма были тем больше, чем выше был уровень личностной тревоги.

   Наблюдается тесная связь психофизиологических показателей со свойствами личности, определяемыми в категориях интро-экстраверсии. Как показывает анализ литературного материала, экстравертам присуща высокая скорость выполнения различных задач. Им же свойственно легкое переключение с одного вида деятельности на другой. Но из исследований психологов следует, что экстраверты, начиная быстрее выполнять задания, быстрее интровертов снижают свою активность, тем самым допускают ошибки.

   При рассмотрении проблемы умственной работоспособности на первый план выдвигаются аспекты, связанные с оценкой результата деятельности, выяснения роли индивидуальных  психофизиологических особенностей, поиском путей максимального использования своего интеллекта. При этом в меньшей степени уделяется внимание вопросу о том, какими физиологическими усилиями дается эта деятельность и каково ее воздействие на функциональное состояние человека. В работах ряда авторов показано, что эффективность умственной деятельности в значительной степени определяется свойствами ВНД человека и менее полно представлены данные о роли этих свойств в развитии напряжения физиологических систем организма, обеспечивающих данную деятельность. Наиболее чувствительной в адаптационно - приспособительной деятельности организма является сердечно-сосудистая система. Таким образом, отсюда следует, что в многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях, проведенных в последние годы, отмечается ухудшение функционального состояния организма студентов в процессе адаптации к учебной деятельности. Многоуровневая функциональная система адаптации формируется при взаимодействии и взаимовлиянии психологических и физиологических компонентов приспособительных реакций.

   В сложной системе  структур,  реализующих адаптационный процесс,  важнейшее  значение имеет вегетативная нервная система. Взаимосвязь и взаимозависимость эмоционально-мотивационной сферы и систем вегетативного регулирования обуславливает необходимость комплексного изучения соотношений психологических и вегетативных функций в адаптациии. В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма студентов необходим также индивидуально-типологический подход к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности, которая влияет на возникновение тревожности.

   Чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается студент, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях. Причины тревожности на социальном уровне – нарушение общения. На психологическом уровне – неадекватное восприятие студентом самого себя, на психофизиологическом причины тревожности связываются с особенностями строения и функционирования ЦНС.

   Личностная тревожность проявляется не обязательно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику.

    Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающие в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

  Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, способствует развитию предневротических состояний, отрицательно влияет на результаты деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная деятельность.

   Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения.

 Как мы видим, решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии.

   Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у студентов поможет избежать ряда трудностей.

 

Список литературы

1.      Бадиков, В.И., Быкова, Е.В., Климина, Н.В. Теория функциональных систем П.К.Анохина в изучении психофизических показателей результативной деятельности студентов // Вестник Российской АМН. 1997, №12. С.45-49.

2.      Белов, А.Ф., Лапкин, М.М., Яковлева, Н.В. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологиченский аспект // Психол. журн. 1994. Т.15. № 1. С.81- 86.

3.      Истратова, О.Н.  Справочник психолога-консультанта  организации/О.Н.  Истратова, Т.В. Экскакусто. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.

4.      Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 2004. – 688 с.

5.      Пасынкова, Н.Б.  Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. Т.17. №1. 1996. С. 169-174

6.      Постовалова, Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов/Г.И. Поствоалова. - М.: Азимут-Центр, 1993. – 229 с.

7.      Умрюхин, Е.А. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках / Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. // Физиология человека. - 1996. - Т.22, N 2. - С. 108- 111.