Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРУКТУРА КРЕАТИВНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   В психологических науках нет единого мнения о компонентах структуры креативности. Исследователи, анализируя данную проблему, выделяют различные аспекты и разные структурные компоненты креативности. Существуют исследования, например  Ф. Джаксона, С. Мессика и  др. ученых, в  которых  креативность определяется взаимодействием способностей, высокой мотивацией, а также сочетанием других факторов, например эрудицией, стилем мышления и особенностями личности, разнообразным сочетанием когнитивных и эмоциональных качеств. Однако большинство исследователей, рассматривая структуру креативности, опираются на теорию креативности Гилфорда, в которой были выделены такие структурные компоненты как: беглость, гибкость, оригинальность и точность. Данные показатели были обозначены Гилфордом в 50-х годах ХХ века, когда было оформлено новое направление, изучающее «специфическую способность, не сводимую к интеллекту –креативность» [3]. В рамках этого направления Гилфорд систематизировал все результаты в области общих способностей и создал кубообразную модель структуры интеллекта, классифицирующую свойства интеллекта по трем измерениям: операции, содержание, результаты. Им было выделено пять типов операций: познание, запоминание, продуктивная дивергенция, продуктивная конвергенция и оценивание. Содержание автором определялось природой материала и могло быть: изобразительным, символическим, семантическим, поведенческим. Результаты в модели были представлены элементами, классами, отношениями, системами, преобразованиями и примечаниями. Внутри описанной исследователем модели были выделены четыре основных фактора креативности: оригинальность – способность продуцировать отдельные ассоциации, необычные ответы; семантическая гибкость – способность выделять функции объекта и находить способы его нового использования; образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности; семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи.

   Концепция Гилфорда приобрела большую известность и широкое применение в научных кругах, а выведенные им структурные элементы креативности легли в основу разнообразных теорий других исследователей. Так П. Торренс, продолжая работу над структурой креативности, видел основу креативности в способности  личности  к  «порождению  оригинальных  идей  и  использованию  нестандартных  способов интеллектуальной деятельности – в широком смысле; и дивергентные способности – в узком смысле» [1]. В целом креативность по Торенсу – это процесс выявления пробелов в информации, процесс образования идей и разнообразных гипотез, их проверка и модификация. Таким образом, исследователь расширил структуру показателей креативности и ввел еще один критерий – разработанность, заключающийся в способности личности детально разрабатывать возникшие идеи.

   В дальнейшем исследователи, основываясь на предложенные Дж. Гилфордом и П. Торренсом структуры креативности, расширяют ее, выделяя в ней самостоятельные и отдельные показатели. Так Е.Е. Туник отмечает, что в структуру креативности входят такие критерии (способности) как чувствительность к проблеме, способность к синтезу, способность к выделению сходства и различия, способность к прогнозированию, способность к воссозданию недостающих деталей, дивергентное мышление.

    И.А. Малахов выделяет следующие критерии креативности: мышление (дивергентное и конвергентное); качественные показатели мыслительной деятельности (широта категоризации, беглость, гибкость, оригинальность); воображение (воссоздающее и творческое); творческое самочувствие (интеллектуальное и эмоциональное); интеллектуальная инициатива (творческая активность, чувствительность к проблеме, легкость в поиске проблемы).

    Модель Ф. Вильямса [8] содержит такие креативные факторы, как: когнитивно-интеллектуальные творческие факторы мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и личностно- индивидуальные творческие факторы – аффективно-чувственные (способность пойти на риск, сложность, любознательность, воображение).

   Т. Амабал предполагает модель креативности, включающую в себя умения, относящиеся к определенной области знаний, компетентность (образование и способности), креативные процессы (личность, когнитивный стиль, рабочие навыки) и внутреннюю мотивацию (интерес, включенность).

   А.М. Матюшкин в структуре креативности выделяет следующие компоненты: любознательность, интуитивность, легкость владения языком как средством формирования мыслей [10].

   В структуре креативности Н.Ф. Вишняковой выделяется три подхода к показателям креативности: креативность как личностная категория,  связанная с  саморазвитием  и самоактуализацией; креативность  как созидательный процесс; и креативность как результат деятельности, связанной с созиданием нового [5].

   Д.Б. Богоявленская рассматривает показатели креативности не по продукту, а по процессу, выделяя интеллектуальную активность в качестве основной единицы анализа творчества. Под интеллектуальной активностью автор понимает «интегративное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации» [4]. При этом в структуру интеллектуальной активности входят как умственные способности, так и мотивационные факторы, взаимодействие которых дает то свойство личности, которое определяет индивидуальный уровень креативности.

   По мнению В.Н. Дружинина и Н.М. Гнатко, в структуре креативности можно выделить два уровня: потенциальный и актуальный. С точки зрения исследователей потенциальная креативность – это креативность деятельностная, характеризующая готовность личности к приобретению актуальной и творческой активности. Этой же точки зрения придерживается и А.Н. Лук, считая, что понятие креативность шире, чем творческий потенциал. Однако, исследователь считает, что основным структурных элементом креативности являются творческие способности. В связи с этим в свою модель он входит три группы творческих способностей: способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоциональность) и умственные способности. При этом автор выделяет большое разнообразие творческих способностей, связанных, как с психофизиологией человека, так и с психическими процессами: [7]

-   зоркость в поисках – способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, т.е. увидеть проблему и способ ее решения;

-    способ кодирования информации нервной системой – это способность манипулировать с различными типами символов (кодами);

-    способность к свертыванию мыслительных операций – это способность к замене нескольких понятий одним, относящимся к более высокому уровню абстрагирования, способность к использованию все более емких в информационном отношении символов;

-    способность к переносу – умение отделить специфический аспект  проблемы от  неспецифического, переносимого в другие  области, по сути это способность к выработке обобщающих стратегий, т.е.  поиск аналогий;

- боковое мышление – это способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию;

- целостность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части;

-       готовность памяти – способность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту (сообразительность);

-     сближение понятий – это легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых  понятий, т.е. способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения (остроумие);

-    гибкость:

а) мышления – способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию;

б) интеллекта – способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы;

-   способность к оценочным действиям – способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки;

-    способность к «сцеплению» – способность индивида объединять вновь воспринимаемые сведения с прежним личностным опытом, включать их в уже имеющуюся систему знаний, группировать данные тем или иным способом;

-   легкость генерирования идей – способность порождать множество идей;

-   беглость речи – легкость индивида оформлять новую идею в слова;

-    способность к доведению до конца – способность к доработке деталей, к доведению до совершенства первоначального замысла.

   Перечисленные выше способности, по мнению А.Н. Лука, составляют основу структуры креативности в комплексе и, выявление одной какой-либо способности не может служить ключом к диагностике общей креативности и быть залогом продуктивности мышления.

   Вслед за А.Н. Луком, современный исследователь Т.А. Барышева рассматривает креативность как системное психологическое образование, имеющее многомерное и многоуровневое строение, состоящее из следующих элементов:

-   мотивационные параметры: интересы, мотивация, творческая позиция, потребность в творчестве;

-   аффективные параметры: эмпатия, эмоциональность, лабильность и т.д.;

-   интеллектуальные параметры: интуиция, способность к преобразованию, дивергентность, прогнозирование;

-   эстетические параметры: чувство юмора, стиля, перфекционизм, ассоциативность;

-   экзистенциальные параметры: креативная модель мира, уникальность, нонконформизм и т.д.;

-   коммуникативные параметры: сотрудничество, мотивирование других, аккумуляция творческого опыта;

-   компетентность (актуальный уровень владения какой-либо областью знаний).

   Перечисленные выше структурные компоненты креативности в комплексе определяют «творческую стилистику поведения, обеспечивают продуктивность, новизну, уникальность способов и результатов деятельности, предрасположенность и готовность личности к творческим преобразованиям в различных сферах жизнедеятельности» [2].

   Нестандартную, отличающуюся от предыдущих исследований, структуру креативности предложили такие исследователи, как: А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, А.Б. Никитина, Н.Ф. Чубук и др. Данная группа ученых, рассматривая специфику художественной одаренности и называя креативность термином «творческость», отмечает, что показатель креативности  оригинальность «неадекватен сути художественного творчества» – он «не может служить показателем художественной одаренности ребенка» [9], потому что не отражает сути этого вида творчества. При этом выявление отдельных психологических или психофизических качеств личности, необходимых для занятий конкретным видом искусства, например:  звуковысотный слух, чувство ритма, тонкое цветоразличение, зрительная память, пластика, гибкая моторика и т.д., ни к чему не приведут, т.к. данные способности не являются ни элементами, ни признаками одаренности художественного творчества, а в лучшем случае лишь возможными предпосылками. В отличие от предыдущих теорий, исследователи вводят в структуру творческости такой компонент, как личностная заинтересованность в творчестве, проявляющаяся в ярко выраженной, устойчивой, не ситуативной склонности ребенка к занятиям искусством. Следующим наиболее важным элементом структуры является эстетическое отношение к миру – особое отношение к самой жизни, благодаря которому жизненный опыт человека, преобразуется в содержание художественных произведений, порождает искусство – «Все во мне, и я во всем!..» (Ф.И. Тютчев). При этом данная способность заключается в том, что художник (поэт, музыкант, актер и т.п.) способен относиться ко всему, как к живому и видит во всем окружающем проявление внутреннего состояния, настроения и характера. По мнению авторов, эстетическое отношение к миру делает человека способным к художественным преобразованиям жизненного опыта, и в то же время властно побуждает его к этим преобразованиям, то есть обладает мотивирующей силой. «Художник остро чувствует, что должен «стать голосом» этого безмолвного мира, который открывает ему в эстетическом переживании свою потаенную внутреннюю жизнь и неутилитарную ценность, но сам не может поведать о ней» [9]. Чтобы создать такой выразительный образ, который действительно воплотит в себе и сообщит другим ценности эстетического переживания, художник должен целенаправленно преобразовать свой опыт и придать ему выразительную художественную форму. Он должен как бы выйти из потока собственных, ценностно значимых жизненных впечатлений и занять сознательную и ответственную позицию автора, который оформляет их выразительными средствами того или другого вида искусства. Выделяя следующий компонент творческости, исследователи отмечают, что когда человек, занимающий авторскую позицию, пытается создать выразительную форму, передающую его замысел, то в силу вступает способность воображения. В это понятие авторы вкладывают не общепсихологический смысл термина, а способность придать образ, то есть «во-образить» и сделать доступным другим то необразное, внутреннее, «бестелесное» эмоционально-ценностное ядро будущего произведения, которое, зарождаясь на почве эстетического отношения к действительности, живет поначалу только в душе художника. Это способность делать невидимое содержание – видимым, неслышное облечь в звучание, передать в поэтическом слове то, чего не ухватывает обычная речь.

    Анализ исследовательских работ, посвященных креативности, показал, что «в индивидуальных вариантах структура креативности представляет собой своеобразное и уникальное сочетание мотивационных, эффективных, интеллектуальных, эстетических, экзистенциальных, коммуникативных, компетентностных креативных качеств и способностей, которые в комплексе «индексируют» творческую стилистику поведения, обеспечивают продуктивность, новизну, уникальность способов и результатов деятельности, предрасположенность и готовность к творческим конструктивным преобразованиям в различных сферах жизнедеятельности» [6.].

 

Список литературы

1.      Torrance E. The nature of creativity as manifest in the testing //The nature of creativity. Cambridge, 1988.

2.      Барышева Т.А. Психологическая структура креативности //Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – № 142. – 2012.

3.      Бензелюк Е.И. Диагностические показатели креативности и их диагностика. – М., 2008.

4.      Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – М., 2009.

5.      Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. д-ра психол. наук. – М., 1996.

6.      Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.

7.      Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздательство, 1976.

8.      Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб., 2003

9.      Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы: Методическое пособие /Под ред. А.Мелик-Пашаева. – М., 2010.

10.     Что такое одаренность: Выявление и развитие одаренных детей/Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2006