Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Российское общество ищет пути обновления образования и в связи с этим приобретает особую актуальность идея развития системы самоуправления.

В данной статье речь пойдёт о кадетской системе образования. Имея большой стаж работы в кадетской школе-интернате, хочется поделиться опытом в направлении развития системы самоуправления в этом учреждении.

Кадетские корпуса предоставляют воспитаннику возможность получения среднего  образования и реализации себя в будущем в профессии военнослужащего. Здесь создается особая среда, которая оказывает влияние на формирование и развития личности воспитанника. Она даёт возможность самореализации и самоопределения, всемерного развития способностей и творческого потенциала. Поэтому актуальны разработки новых образовательных технологий. Особую роль в этом процессе играют педагоги-психологи.

В образовательных организациях востребованы темы лидерства и самоуправления. Особую роль в кадетском корпусе играет корпоративная культура. Исторически формировалась система управления и самоуправления, включающая определённую систему ценностей, ритуалы, символику (вплоть до формы одежды), этику поведения и т.д. Идеальный образ кадета – это образ человека, способного самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличаться мобильностью и конструктивностью, способностью к сотрудничеству и развитым чувством ответственности за себя и других. Однако для формирования такой личности недостаточно только военной составляющей образования, необходима специальная работа по созданию системы ценностей подобного образа жизни, осознанного и ответственного отношения к собственной роли и нахождению способов эффективной реализации своих потенциалов. Деятельность в органах самоуправления кадетского корпуса – это условие становления подростков-лидеров, способных координировать эту деятельность, готовых взять на себя данную функцию.

Ежегодно, последние пять лет, в нашем корпусе проводится комплексная подготовка по обучению эффективным способам управления для командного и резервного состава из числа кадетов по программе «Школа младшего командира», разработанной нашей психологической службой с участием педагогов и военных. Благодаря групповой работе достаточно большое количество детей имело возможность принять участие в данной программе, тем самым создавались условия для подростков попробовать свои силы в руководящей работе, проявить свои лидерские качества, обратить на себя внимание, приобрести необходимые компетенции. Игровая среда, которая создается в пространстве кадетского корпуса, имеет собственное содержание, правила и ожидаемый результат. Программа направлена на развитие способностей к совместной деятельности, к коллективному творчеству, на формирование нравственных ценностей, развитие коммуникативных умений, самореализации личности лидера в детском коллективе, а так же обучение эффективным способам самоуправления.

Для кадет создаётся уникальное сочетание тренинговых упражнений и процедур в игровой форме, которые в максимальной степени способствуют решению задач, важных для конкретной группы учащихся в данный момент времени. В работе акцент делается на возрастные особенности и потребности подростка.

Каждая, выполняемая человеком, роль требует особых умений. С возрастом у подростков цели и возможности приходят к некоторому согласованию и отличаются большим разнообразием. Это ведёт к тому, что складывается определённый стереотип поведения. На этом этапе мы и делаем попытку целенаправленного формирования личности кадета-лидера с перспективой самореализации в социально-значимой деятельности.

Для эффективного выстраивания межличностных отношений и взаимодействия в группе подросткам необходимо проявлять коммуникативные навыки, быть самостоятельными, активными, проявлять устойчивость своих взглядов в сочетании с гибкостью своей позиции, определяемой складывающимися обстоятельствами и возникающими условиями. Всеми этими навыками можно овладеть благодаря групповой работе в тренингах.

Подросток часто сталкивается с серьёзными разногласиями, нередко возникают конфликтные ситуации. Очень важно  какой стиль поведения при столкновении со  сложной ситуацией выработается у него, какую стратегию поведения он будет применять в дальнейшем для выхода из конфликта. Приобретённые навыки поведения в конфликтных ситуациях могут существенно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. В связи с чем, в программе уделено особое внимание данной теме. Кадеты получают возможность не только познать теоретический материал, но и учатся выявлять подлинную причину конфликта, осуществлять поиск возможных решений. Путём проб и ошибок, в групповой работе оптимально вырабатывается эффективная стратегия поведения в конфликте.

Программа «Школы младшего командира» способствует решению следующих задач:

1.     Помощь в приобретении знаний и умений для эффективного управления группой, раскрытие ресурсов и потенциала кадет.

2.     Формирование позитивной самооценки учащихся, уверенности в своих возможностях.

3.     Развитие коммуникативных навыков.

4.     Формирование интереса к социально-значимой деятельности.

5.     Создание условий для приобретения опыта в решении межличностных проблем, развитие умений для работы с разрешением конфликтных ситуаций.

6.     Создание координирующей и управляющей группы, которая в дальнейшем осуществляла бы работу по обмену и передачи опыта от старших к младшим.

В своей работе мы опирались на существующие правила ведения тренинга. Были созданы оптимальные условия для работы группы, выделено особое место (тренинговая комната) с оборудованным пространством. Назовём некоторые приемы работы с группой:

1.   интрига в рамках игровой метафоры; легенды, притчи, сказки.

2.      трансляция инструкция, проговаривая которую, необходимо грамотно расставить акценты на содержании игры, чтобы участникам было понятно, что и как делать, какие существуют правила, как этих правил придерживаться, как действовать в сложных или спорных ситуациях.

3.   наличие эмоциональной точки в игре позволяет каждому участнику получить конкретный, чёткий ответ на вопрос «А зачем мы играем?»

4.   внимание на продуманность и предвидение того, как развивается мотивация участников игры на каждом этапе взаимодействия. Что привлекает участников тренинга на первых этапах? Как можно создать мотивацию на дальнейшее участие в работе? Необходимо понять, как эта мотивация поддерживается в процессе всей работы по программе и сохраняется до самого финала.

Для этого необходимо;

·       осмысленно организовать игровую деятельность;

·       выстраивать логику игрового взаимодействия;

·       закладывать необходимую динамику развития группы;

·       корректировать командное и индивидуальное развитие;

·       оказывать помощь участникам на пути самопознания, снятие психологических барьеров;

·       оказывать содействие во всём, что способствует личностному росту кадет.

Тренинговая работа при правильной организации несёт в себе огромный положительный заряд. Программа рассчитана на 36 часов (полуторачасовое занятие один раз в неделю). Оптимальное число учащихся для групповых занятий – 12-15 человек, приблизительно одного возраста. Мы ведём работу с подростками от 12 до 17 лет. В Табл.1 предлагаем вашему вниманию программу занятий в «Школе младшего командира» и в Табл.2 укажем соотношение тем занятий и их целей.

  

Таблица 1  

Разделы программы «Школы младшего командира» и виды занятий


 

 

 

 

 

 

 

№ раздела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование разделов

Количество часов

 

 

Всего

 

 

Лекции, дискуссии, круглые столы

 

 

Тренинг

 

 

Мастер-классы, кино-клубы

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

Диагностика

 

1

Вводные занятия. Ознакомительный

блок.

 

3

 

1

 

1

 

1

2

Изучение основных понятий личности

и выявление индивидуальных особенностей.

6

1

1

2

3

Группообразование.

4

1

2

1

 

4

Коммуникативная компетентность.

Навыки эффективного общения.

 

5

 

1

 

2

 

1

 

1

5

Целеполагание и планирование.

4

1

1

1

1

 

6

Регуляция психического и

эмоционального состояния.

 

4

 

1

 

1

 

1

7

Конфликтология.

6

2

3

1

 

8

Системы самоуправления и

психология управления.

 

2

 

2

9

Завершающие занятия.

5

1

2

2

Всего:

36

11

13

1

5

6

    

Таблица 2  

Тематическое планирование


Тема

Цели занятий

 

1

Вводные занятия.

Ознакомительный блок.

Информирование участников тренинга о принципах и правилах

работы в группе.

 

 

2

 

Изучение основных понятий личности и выявление индивидуальных особенностей.

Изучение личности. Установление позитивной обратной связи

как средства стабилизации повышения самооценки участников занятий, актуализация их личностных ресурсов, а так же создание позитивного эмоционального фона в группе.

3

Группообразование.

Сплочение группы и развитие творческой атмосферы в группе.

 

 

 

4

 

Коммуникативная компетентность. Навыки эффективного общения.

Повышение коммуникативной компетентности. Развитие

навыков эффективного общения. Стимулирование познавательного интереса, включение в деятельность, развитие навыков анализа и прогнозирования поведения партнёров. Создание условий для эффективной коммуникации

 

5

 

Целеполагание и планирование.

Создание условий для осознания жизненных ценностей,

переосмысление имеющегося социального опыта, мотивирование к дальнейшей работе над собой.

 

6

Регуляция психического и

эмоционального состояния.

Формирование и развитие навыков снижения эмоционального

напряжения. Стимулирование переживаний жизненных 

ценностей человека.

 

7

 

Конфликтология.

Расширение диапазона возможностей в решение конфликтных

ситуаций, изучение этапов конфронтации.

 

8

Системы самоуправления и

психология управления

Получение теоретических знаний и практических навыков в

социально-значимой деятельности. М.:

9

Завершающие занятия.

Интеграция опыта полученного в тренингах и другой работе.

 

В качестве примера предлагаем план одного занятия. Тема занятия: «Как мы выстраиваем отношения».

Оборудование: большое помещение, компьютер, цветной пластилин. Содержание занятия:

Первый этап. Рассмотрение ведущим стратегий межличностных отношений и эффективных способов коммуникаций (слайд-презентация, беседа – 15 минут).

Второй этап. Подросткам предлагается притча «Кто должен измениться?» с последующим обсуждением (15 минут).

На третьем этапе работы тренинга подросткам предлагается упражнение «Пластилиновый диалог» (арт- терапевтическая техника, продолжительностью около 25 минут). Шаги работы с пластилином:

·       Отломить кусочек пластилина любого цвета и небольшого размера.

·       Взять в руку и закрыть глаза.

·       Прислушаться к  своим ощущениям. Послушать себя. Что хочется сделать с комком пластилина? Позвольте себе это.

Все дальнейшие задания выполняются с закрытыми глазами.

·       Теперь необходимо слепить шар и довести его до идеальной формы.

·       Смять шар до неопределённой формы, и только потом слепить куб, так же доводя его до удовлетворяющей формы.

·       После того как мы сомнём куб нужно слепить лепёшку, причём она должна быть как можно тоньше.

·       Собрав лепёшку, лепим пирамиду (какой формы она будет, зависит от вашего воображения).

Вся процедура изготовления шара, куба, лепёшки, пирамиды повторяется по кругу ещё два раза. После чего предлагается сделать одну из четырёх ранее названных форм, которая больше всего понравилась.

Заключительный этап. Обмен мнениями. Интерпретация результатов. Четвёртый этап. Рефлексия занятия (10 минут).

Таким образом, в рамках нашей программы «Школа младшего командира», проводимые тренинги, лекции и дискуссии направлены на формирование волевых качеств, развитие индивидуальных особенностей, необходимых руководителю. Основной целью таких занятий является формирование целеустремлённости и развитие нравственных качеств как устойчивых черт личности. Раскрывается внутренний потенциал учащихся: они овладевают приемами и методами саморегуляции и самовоспитания, обучаются ориентации на социально- ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Специальные игровые упражнения в работе направленны на развитие чувства коллективизма, где важным является готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия, умение поддержать товарища, оказать необходимую своевременную помощь. По итогам освоения Программы у лидеров появляется возможность быть координаторами, способными организовывать работу на уровне малой и большой группы.

 

Список литературы

1.     Агрессивное поведение подростков в современной школе. Дети группы риска. Санкт-Петербург, 1998 г.

2.     Кондракова Ирина Эдуардовна. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Санкт-Петербург, 2000. - 167 с.

3.     Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Ред. Д.И. Фельдштейн. – Москва: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с. – (Библиотека школьного психолога) .

4.     Бендюков М., Соломин И., Чернейко Д. Дорога в будущее. Самоучитель для начинающих профессиональный путь,- СПб.: Рост, 334 с.

5.     Микляева А.В. Я – подросток. Я среди людей. Программа уроков по психологии. – СПб. Речь, 2003 г.

6.     Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под редакцией профессора Л.А. Регуш – СПб., 2001 г.

7.     Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Москва, 2008 г.

8.     Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. «Институт позитивной психотерапии». Москва, 2007г.

9.     Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара : Издат. Дом «БАХРАХ-М», 2001г.

10. Соломин И.Л.  Современные методы психологической экспресс-диагностики   и профессионального консультирования. - СПб.: Речь, 2006 г.

11. Фопель К. На пороге взрослой жизни. Личность. Способности. Отношение к телу. Работа и досуг. – М.: Генезис, 2008г.

12. Фопель К. На пороге взрослой жизни. Цели и ценности. Школа и учёба. Работа и досуг. - М.: Генезис, 2008 г.