Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2018г.

В настоящее время повышаются требования общества, и в первую очередь семьи, к воспитателю как профессионалу, умеющему строить педагогический процесс с учетом закономерностей развития ребенка, его половозрастных и индивидуальных особенностей. Подчеркивается, что современное дошкольное учреждение нуждается в высококвалифицированных, творчески мыслящих, способных к непрерывному профессиональному развитию специалистах по дошкольному возрасту, ориентированных на создание и использование новых знаний, владеющих системным подходом к решению разнообразных психолого- педагогических, информационно-технических, социально-экономических, гуманитарных задач, способных не только гибко адаптироваться к новой среде, но и активно ее преобразовывать. Расширяются требования и к личности педагога-воспитателя. Гуманистическое понимание воспитательного процесса, личностно ориентированное дошкольное образование предполагает выполнение им не столько функции передачи подрастающему поколению социального опыта, сколько создания условий для развития личности ребенка.

В то же время наряду с изменением степени значимости, востребованности педагога детского сада в образовательном процессе, возрастанием требований к его квалификации, способности адекватно и быстро решать проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности, отмечаются недостаточные престижность профессии воспитателя, его статус и авторитет, а также уровень его моральной и материальной защищенности. В связи с этим на факультеты дошкольного образования колледжей и вузов в большинстве случаев идут выпускники 9-ых и 11-ых классов школ с относительно невысокой подготовкой (Н.Е. Веракса, 2010; Проблемы дошкольного детства…, 2010 и др.).

В условиях растущих, постоянно меняющихся требований к педагогу дошкольного учреждения и противоречий, наблюдающихся в современном российском обществе, перед педагогическими университетами и колледжами стоит непростая задача сформировать у будущих педагогов готовность к определенному виду профессиональной деятельности в различных структурах, оказывающих образовательные услуги с использованием всего арсенала психологических, педагогических, игровых и технологических средств. Ведь от того, насколько быстро и качественно педагогические колледжи и вузы реагируют на изменение системы воспитания в обществе и запросы работодателей, зависит качество подготовки специалистов. Причем в последнее время роль образовательного учреждения и степень ответственности педагогического коллектива за подготовку будущих воспитателей возрастают.

Профессионально-педагогическая подготовка имеет две составляющие: первая – система мер, направленная на познание профессии педагога и тех областей знаний, которые составляют ее теоретическую основу, а также практическую реализацию знаний, умений и навыков; вторая – система мер, направленная на познание студентом себя и на саморазвитие личности до обретения ею уверенности, позволяющей компетентно заняться педагогической деятельностью. Важный момент первой составляющей - подготовка практико-ориентированных, востребованных на рынке труда специалистов, способных апробировать и моделировать инновационные технологии в области воспитания детей дошкольного возраста. Значимым моментом второй составляющей является процесс профессионального развития личности, обусловленный соотношением внешних требований к профессиональной подготовленности и внутренних личностных потребностей в становлении педагога, выраженного рефлексивного начала.

Практика показывает, что в обоих указанных выше направлениях профессиональной подготовки существуют свои проблемы. С одной стороны, отмечается недостаток практических умений студентов и выпускников в организации мер и процедур педагогического взаимодействия. В частности дошкольному педагогу достаточно сложно погрузить ребенка в новый для него мир вещей, событий, вовлечь в интересные дела, сделать его субъектом деятельности. Это во многом связано с тем, что традиционно профессиональная подготовка будущих педагогов направлена, прежде всего, на планирование образовательной деятельности, реализацию программ, освоение технологий, организацию деятельности детей по задуманному образцу. Большинство форм обучения в педагогических колледжах и вузах, так же как и повышения квалификации воспитателей, способствует теоретико-методическому развитию воспитателя, а не становлению профессиональной компетентности в практической деятельности, умению общаться с детьми дошкольного возраста и понимать их (Л. Волошина, 2011; Ю.Николаенко, 2012 и др.).

С другой стороны, значительная часть студентов и выпускников педагогического колледжа и вуза не обладают достаточным уровнем личностного развития, необходимым для того, чтобы стать субъектом обучения и профессионального становления. Это выражается в неопределенности мотивов профессионального выбора (например, И.Н. Фролова, 2011), несформированности субъектной позиции многих студентов (например, Г.С. Громова, 2012); в том, что больше половины студентов находится на низком уровне развития самосознания, рефлексивных способностей (например, Н.М. Гумирова, 2011) и т.д. Причины данного явления кроются, в том числе и в организации образовательного процесса: собственному личностному развитию студентов уделяется мало внимания как со стороны педагогов, так и со стороны психологов педагогических колледжей и вузов, а успешность профессионального обучения традиционно измеряется дидактическими показателями усвоения знаний, реализации умений и навыков на практике; контроль показателей специфики самосознания, уровня развития способностей и профессионально важных личностных качеств обычно в качестве критерия успешности профессионального обучения не рассматривается (Г.В. Безюлева, 2009; С.А. Павлова, 2012 и др.).

Следует отметить, что аналогичная ситуация наблюдается в системе повышения квалификации и психологической поддержки воспитателей дошкольных учреждений. Курсы повышения квалификации воспитателей преимущественно решают вопросы их теоретико-методического развития; а методическая работа, проводимая с педагогами, безусловно, может ставить задачи стимулирования их желания и потребности в самосовершенствовании, саморазвитии, направления творческого поиска каждого педагога на эффективное самообразование в области профессионального общения в том числе. Однако, очевидно, что всех проблем личностного развития воспитателей такая работа решить не может (И.Романова, 2011). Известно, что в обязанности педагога-психолога образовательного учреждения входит оказание психолого- педагогической помощи работникам образования, администрации и педагогическим коллективам учебно- воспитательных учреждений, родителям, законным представителям несовершеннолетних в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Иными словами, проблемы воспитателей рассматриваются педагогом-психологом дошкольного учреждения только в связи с проблемами воспитанников, а не сами по себе (Положение о службе практической психологии..., 2003; Практическая психология образования, 2009). К сожалению, попытки оказания психологической поддержки воспитателям в системе образования на сегодняшний день носят единичный характер (А.Н. Евдокимов, 2011; Л.М. Митина и др., 2005).

Таким образом, с нашей точки зрения, именно развитие личности как составляющая профессионально-педагогической подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений – это наиболее слабое звено в системе профессиональной подготовки педагога. Поэтому как студенты-педагоги, так и воспитатели дошкольных учреждений нуждаются в педагогической поддержке и психологическом сопровождении. Актуальность данного вопроса подчеркивают такие документы, как программа модернизации российского образования (которая на сегодняшний день представлена как современная модель образования на период до 2020 г.) и современные образовательные стандарты профессионального образования, призванные обеспечить внедрение личностно-ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного подхода, расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся. Реформирование современной системы среднего и высшего профессионального образования требует перехода от процесса передачи студентам готовых знаний к приоритетности развития личности, ее способностей к самосовершенствованию, что обеспечивает успешность принятия решений, самостоятельное функционирование в постоянно меняющихся социальных условиях.

 

Список литературы

 

1.      Веракса Н.Е. Проблемы дошкольного образования// Современное дошкольное образование. – 2010, №4.

2.        Волошина Л. Становление профессионализма будущих педагогов дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- 2011, №6. – с. 93-95.

3.        Евдокимов А.Н. Психологическая поддержка личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, работающего с дезадаптивными старшими дошкольниками: методология, теория и практика. – Георгиевск: ГТИ (филиал) СевКавГТУ, 2011.

4.        Митина Л.М., Кореляков Ю.А., Шавырина Г.В. и др. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. – М.: Академия, 2005.

5.        Практическая психология образования. 4-е изд./ Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер,2009.