13 февраля 2016г.
Формирование взаимоотношений в подразделениях МЧС России является важным этапом становления курсантов как отдельной единицы целостной системы. Служебный коллектив – совокупность людей, взаимодействующих в рамках одной организации и объединенных единой целью, идеями и потребностями.
Процесс формирования межличностных отношений в курсантских подразделениях проходят по основным социально-психологическим закономерностям формирования любого коллектива, но с учетом своей специфики. Поэтапное формирование продуктивных межличностных отношений в курсантском коллективе имеет свою специфику. На первом этапе реализуются в основном непосредственные контакты между курсантами, основанные на эмоциональной приемлемости и поверхностных знаниях курсантов друг о друге. На втором этапе межличностные отношения между курсантами опираются на совместную деятельность в процессе обучения и службы. На третьем этапе, который соответствует последнему году обучения курсантов, построение позитивных межличностных отношений основывается на принятии всеми курсантами учебной группы единых целей совместной деятельности и правил поведения в коллективе.
Немаловажной особенностью становления курсантской общности как сплоченного коллектива является специфика управления коллективом. Часть полномочий управления курсантским коллективом возлагается на младших командиров, которые являются «переходным звеном» между руководством курса и непосредственно рядовыми курсантами. Таким образом, на плечи командиров младшего звена возлагается часть ответственности по формированию благоприятного климата в курсантских коллективах, координации их деятельности и выстраиванию продуктивных взаимоотношений между членами коллектива.
Особо можно отметить отсутствие системы специальной подготовки младших командиров перед вступлением их в должность, тогда как в войсковых частях будущие сержанты проходят специальную подготовку. В специализированных вузах, ввиду спе6цифики их деятельности, предполагается работа с младшими командирами только на первых годах после вступления их в должность. Но данная система подготовки нуждается в систематизации, обоснованности и определения направления работы с младшими командирами. Данное исследование является только частью работы над проблемой анализа социально- психологических особенностей младших командиров, спецификой их взаимоотношений с офицерским составом и учебным коллективом, а также выработкой практических рекомендаций по совершенствованию отбора младших командиров и дальнейшей работы с ними.
В данной части исследования мы поставили следующие задачи:
1. Конкретизация трудностей младших командиров, имеющих социально-психологического характера.
2. Выявление взаимосвязи между имеющимися трудностями младших командиров и наличием удовлетворенности социально-психологической обстановкой курсантами в своих подразделениях.
Понятие удовлетворенности курсантов в нашей работе мы рассматриваем в рамках следующих аспектов:
- удовлетворенность межличностными отношениями с командирами отделений;
- удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе;
- удовлетворенность своим официальным статусом;
- желание в дальнейшем занимать командирскую должность.
В своем исследовании мы рассмотрели, насколько совпадают мнения младших командиров по вопросу наличия у себя трудностей, связанных с должностными обязанностями, с предположением подчиненных курсантов. Мы предположили, что совпадение этих моделей может положительно влиять на межличностные отношения между командирами и подчиненными, а также оказывать влияние на чувство удовлетворенности курсантов учебно-служебной обстановкой в целом.
Исследование проводилось среди курсантов первого, третьего и пятого курсов ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Общее количество учащихся академии, участвующих в данном исследовании составило 470 человек, из них 105 являются командирами отделений и заместителями командиров учебных групп и 365 – рядовыми курсантами.
Сначала мы провели пилотажное исследование среди курсантов и младших командиров, чтобы выделить основные трудности, с которыми приходится сталкиваться новоназначенным сержантам. К их числу можно отнести: 1) отдавать приказы подчиненным курсантам; 2) выполнять приказы командиров курса; 3) сохранять дружеские отношения с приятелями, которые находятся в подчинении; 4) налаживать отношения с командирами курса; 5) справляться с повышенной ответственностью; 6) справляться с увеличенной нагрузкой; 7) соответствовать предложенной должности; 8) не потерять уважение в лице товарищей; 9) лишиться свободы поведения, встав на должность; 10) не показывать свои слабые стороны перед подчиненными курсантами; 11) не показывать свои слабые стороны перед командирами курса; 12) проявлять достаточный уровень своей компетентности.
Далее мы провели корреляционный анализ, с целью выявления взаимосвязи между удовлетворенностью курсантов службой и актуальностью возможных проблем командиров отделений. Материалы исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики с использованием компьютерных программ Microsoft Excel, SPSS 14.0.
В Табл.1 приведен список проблем, которые имеют наиболее значимую корреляцию с наличием удовлетворенности у курсантов по вышеперечисленным аспектам.
Таблица 1
Взаимосвязь удовлетворенности отношениями курсантов с командирами отделений и психологической атмосферой в коллективе с уровнем совпадения их взглядов на доминирующие трудности в деятельности последних (по коэффициенту корреляции Пирсона)
|
|
удовлетворенность
курсантов отношениями командирами отделения
|
с
|
удовлетворенность
курсантов психологической атмосферой коллективе
|
в
|
удовлетворенность
курсантов своим официальным
статусом
|
|
отдавать приказы
подчиненным курсантам
|
-0,254*
|
0,162
|
0,033
|
|
выполнять приказы
командиров курса
|
0,228*
|
0,246*
|
0,196
|
|
сохранять дружеские
отношения с приятелями, которые находятся в подчинении
|
0,305*
|
0,354**
|
0,122
|
|
справляться с
увеличенной нагрузкой
|
0,203
|
0,280*
|
0,308*
|
|
соответствовать
предложенной должности
|
0,032
|
0,275*
|
0,028
|
|
не потерять уважение в
лице товарищей
|
-0,348**
|
0,034
|
0,028
|
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Совпадение взглядов курсантов и младших командиров на испытываемые трудности последних при выполнении своих обязанностей оказывает влияние на ощущение комфорта курсантов в межличностных отношениях и в учебно-служебной деятельности.
1) Курсанты испытывают большую удовлетворенность межличностными отношениями с командирами отделений, когда их взгляды совпадают на наличие следующих трудностей: выполнение приказов командиров курса; сохранение дружеских отношений с приятелями, находящимися в подчинении.
Так как младшие командиры находятся в прямом подчинении командиров курса, им приходиться выполнять все приказы и распоряжения вышестоящего руководства. Они также несут ответственность за все, что происходит с рядовыми курсантами в их подразделении: конфликты, успеваемость по учебе, выполнение служебных обязанностей. В связи со строгой иерархической подчиненностью в подразделениях МЧС России, курсанты не имеют право высказывать свое несогласие с действиями вышестоящего начальства. Из такого положения вытекает множество трудностей, с которыми приходится им справляться. Большое значение при этом для курсантов имеет факт признания командирами существования этих трудностей. Только когда проблема замечается и осознается факт ее наличия – может последовать ее разрешение. Удовлетворенность отношениями снижается, когда младшие командиры не признают существования таких проблем, как: наличие психологического барьера в процессе отдачи приказа подчиненным курсантам; сохранение уважение в лице товарищей. В таком случае курсанты ощущают большую дистанцию при общении с командирами, которые, по сути, являются такими же курсантами, только в вышестоящей должности.
2) Соответствие позиций курсантов и младших командиров также может оказывать свое действие и на ощущение психологического комфорта курсантов на службе в целом. Курсанты чаще оценивают психологическую атмосферу в коллективе как благоприятную, если командиры отделений признают наличие в своей деятельности следующих трудностей: выполнение приказов командиров курса; сохранение дружеских отношений с приятелями, находящимися в подчинении; увеличенная нагрузка.
3) Курсанты чаще остаются довольными своим статусом, когда получившие свою должность младшие командиры признают значительное увеличение нагрузки в связи с новыми обязанностями. Тот факт, что курсанты в отличие от младших командиров несут меньшую ответственность за коллектив и занимаются только четко регламентированной деятельностью, значительно повышает их общую удовлетворенность учебно-служебной обстановкой.
Также стоит отметить, что совместное проживание младших командиров со своими подчиненными, необходимость нести ответственность за служебную и учебную деятельность своего подразделения и выполнять часть функций по воспитанию личного состава тоже затрудняет процесс построения продуктивных взаимоотношений внутри курсантских подразделений.
Таким образом, необходимо выработать критерии отбора курсантов на должности младших командиров и определить направления работы с ними по овладению навыками управления подразделением, взаимодействия и общения с подчиненными. Необходима оптимизация процесса отбора претендентов на должности младших командиров, которые будут соответствовать предъявляемым требованиям, уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с командованием курса и подчиненными курсантами, быстро входить в свою должность и выполнять соответствующие обязанности. Это будет способствовать продуктивной работе всего курса как самостоятельной структуры организации. От того, как долго по времени и с какими затратами происходит процесс определения соответствующего должности младшего командира, зависят текущие и предстоящие успехи налаживания работы всего подразделения (курса), процесс становления каждого новобранца как курсанта.
Так как младшие командиры включены в процесс воспитания курсантов, необходимо сделать акцент на штабной культуре младшего командира и развитию управленческих компетенций. Младшие командиры должны научиться правильному распределению обязанностей между подчиненными; отдавать приказы и распоряжения; указывать на ошибки подчиненных, при этом, не унижая их перед другими курсантами; интересоваться личной жизнью подчиненных, быть в курсе их проблем; иметь представление о психологических особенностях своих подчиненных и использовать эти знания для индивидуального подхода к ним в процессе служебной и воспитательной деятельности и многое другое. Младший командир курсантского подразделения вуза в большей степени должен быть неформальным лидером, а его формальный статус должен только подтверждать его активную позицию в управленческом процессе коллектива и давать ему соответствующие полномочия. Подготовка командира младшего звена должна осуществляться комплексно при взаимодействии курсовых офицеров, психологов учебных заведений экстремального профиля и профессорско-преподавательского состава.