Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ПО МОДИФИЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКЕ БУДАССИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Введение.

Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, стремлением найти свое место в жизни и социуме, то есть с одной из основных потребностей человека [3, 4]. Специалисты в области связей с общественностью и рекламы имеют важные и значимые роли в обществе. Вместе они выступают в качестве сил, которые участвуют в формировании общественного знания, мнения и сознания. Главным принципом их деятельности выступает коммуникация [5]. Коммуникация, в свою очередь, это общение, которое пронизывает все сферы человеческой жизни  и без которого невозможно представить само существование общества [5]. Поскольку во время коммуникативных контактов оценка личностных качеств в связи с идеалом образа «профессионального-Я» является одним из аспектов профессиональной самооценки, то представления человека о самом себе являются неотъемлемой частью профессионального становления. Тестирование С. А. Будасси позволяет измерять самооценку в количественном выражении, основываясь на ранжировании [1, 2]. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. При этом качества, которые человеку свойственно приписывать самому себе, не всегда адекватны [5, 6]. Методика самооценки личности С. А. Будасси позволяет определить уровень и адекватность самооценки, как соотношение между Я-идеальным и Я-реальным [1, 2].

Цель исследования – выявить динамику развития профессионально-личностной самооценки студентов специальности «Связи с общественностью» в процессе профессионального обучения в ВУЗе.

Материалы и методы. Работа выполнялась в два этапа: на первом этапе провели модификацию оригинальной методики С. А. Будасси, в основе которой было проработано и проанализировано определение профессиональной самооценки личности, выбраны и модифицированы  определенные профессиональные качества, характерные для специалиста по связям с общественностью. За основу взят принцип оригинальной методики С. А. Будасси, но были заменены 48 позиций свойств личности по С. А. Будасси на другие позиции, которые были  выбраны группой  экспертов-профессионалов при  предварительной  подготовке к проведению исследовательской части работы. В качестве экспертов-профессионалов были привлечены специалисты, обладающие успешным опытом PR-деятельности в области политики и бизнеса со стажем работы от 4 до 15 лет (35 человек); из них – 8 мужчин и 27 женщин в возрасте от 25 до 47 лет.

На втором этапе – опробовали данную методику на студентах 1 и 4 курсов специальности «Связи с общественностью» Института Маркетинга Государственного университета управления. Из представленных 48-ми вопросов респондентам необходимо было выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность специалиста по связям с общественностью (идеальный PR-специалист) с точки зрения студента. Далее из 20 отобранных свойств личности респондентам необходимо построить эталонный ряд, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с их точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Затем распределить по рангам качества реального PR-специалиста, с точки зрения каждого студента. Условием выполнения работы являлось требование, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась. По результатам тестирования был произведен подсчет частоты упоминания каждой профессионально-личностной характеристики, в результате чего было получено две модели семантического ядра отдельно для студентов- первокурсников и студентов выпускников. Общая выборка составила 88 человек. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием блока программ Microsoft Excel – 2010, с применением коэффициента ранговой корреляции Ч. Э. Спирмена. Значения коэффициентов корреляции подверглись сравнению между группами студентов.

Результаты и обсуждение.

В результате обработки материалов экспертов-профессионалов было сформировано семантическое ядро профессиональных качеств специалиста по связям с общественностью. В центр семантического ядра попали такие качества, как коммуникабельность (91,4%), активность и энтузиазм (71,4%), гибкость (68,6%), ответственность (65,7%), хорошая  фантазия и креативность  (65,7%), быстрота мышления и реакции (60%), настойчивость (60%), обаяние (60%), стрессоустойчивость (60%), всего 10 первых позиций.

При обработке анкет с вопросами по профессиональной самооценке по модифицированной методике С. А. Будасси выявлено, что у 71,7% студентов 1 курса специальности «Реклама и связи с общественностью» профессиональная самооценка находится на уровне средней, и является адекватной. Завышенная, но адекватная профессиональная самооценка у студентов-первокурсников встречалась в 9,4% случаев. В то время как показатель заниженной адекватной самооценки был немного выше – 13,2%.

При обработке результатов исследования анкет студентов—выпускников ВУЗа, выявлено, что результаты практически идентичны данным, полученным у студентов 1 курса. У 74,29% респондентов преобладает средняя адекватная профессиональная самооценка; завышенная адекватная самооценка у студентов-выпускников встречается в 14,29% случаев, что выше по показателям, чем значение у студентов 1 курса. Заниженная адекватная и неадекватная профессиональная самооценка встречаются в равном количестве, и составляет 5,7% от общего числа респондентов.

Стоит отметить, что люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. В то же время люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их возможностям. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают самоуверенность и отказ себе в праве на ошибки. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение таких людей в процесс самовоспитания. Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания.

Выводы

Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что данная модифицированная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания. Развитие в себе специальных личностных качеств и функций, необходимых для профессионального становления PR-специалиста, невозможно без рефлексии. Для того чтобы создать практичные и динамичные личностно-профессиональные стандарты, концепцию развития и саморазвития, построить практичные профессиональные отношения, безусловно, следует иметь адекватное представление о самом себе. Только познав и оценив себя, человек может сознательно контролировать свое поведение и заниматься самовоспитанием.

 

Список литературы

1.     Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. / Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С.А. Будасси) // Учебное пособие. – М., 2007. 72 с.

2.     Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007 — 653 с.

3.     Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2011. — № 2 (16). [Электронный ресурс]: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.10.2014).

4.     Румянцева Т.В. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) / Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006. С. 82–103.

5.     Салтыкова О. А. Роль Я-концепции в профессиональном становлении специалиста по связям с общественностью и рекламы. / Вестник Университета (ГУУ) № 3. 2015. С. 290–294

6.     Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.193–197.

7.     Encyclopedia of public relations / edited by Robert L. Heath, University of Houston, Volume 1, 2005, 1067 p.