Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Аннотация: в статье проанализированы нормативные документы, раскрывающие суть проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, содержание программы повышения профессиональной компетенции педагогов по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, процесс развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста, программа повышения профессиональной компетенции педагогов.

Abstract: The article analyzes the normative documents that reveal the essence of the problem of increasing the professional competence of teachers of preschool educational organizations, the content of the program enhance the professional competence of teachers on the issue of development of communicative abilities of preschool children in various activities.

Keywords: professional competence, the development of communicative abilities of children of preschool age, the program will enhance the professional competence of teachers.

Развитие современной системы дошкольного образования нацеливает нас на переосмысление сложившихся подходов к профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации. Бесспорно, что педагог детского сада должен быть компетентен в вопросах планирования работы с детьми дошкольного возраста (перспективное, ежедневное, тематическое и т.п.), организации различных видов деятельности с дошкольниками (совместной, самостоятельной и специально организованной и т.п.), осуществления контроля (уровнем усвоения программы, сформированными компетенциями, оборудованием развивающей предметно-пространственной среды и т.п.).

Современное дошкольное образование характеризуется активным включением субъектов образования в инновационную деятельность, внедрением развивающих технологий, парциальных программ, активных методов взаимодействия с детьми, родителями и коллегами. В таких условиях особое значение приобретает процесс повышения профессиональной компетентности, стремление к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию педагогов дошкольной образовательной организации.

В «Профессиональном стандарте педагога» профессиональная компетенция трактуется как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [2].

С выходом в свет Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральных государственных образовательных стандартом  дошкольного  образования  и  др.  произошли  серьезные  изменения  в  области  дошкольного образования, данные нормативные документы обусловили разработку актуальных технологий речевого коммуникативного развития старших дошкольников в разных видах деятельности [1; 3].

В  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  дошкольного  образования  в  рамках направления «социально-коммуникативное развитие», обозначены задачи, связанные с усвоением дошкольниками социокультурных норм, моральных и нравственных ценностей, развития различных форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками, определенной целенаправленности, развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками и другое [1].

В нашем исследовании мы предприняли попытку разработать программу повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Цель программы: создание условия для повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Направления деятельности с субъектами образовательного процесса включали проведение:

1.   Теоретического семинара «Терминология методики развития речи детей дошкольного возраста». Цель: освоение   теоретических   понятий   «развитие   речи»,   «коммуникация»,   «коммуникативные   умения»,

«классификация коммуникативных умений», «коммуникативная компетентность» и т.п. по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

2.    Семинаров-практикумов «Психологические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста», «Технологии развития коммуникативных умений дошкольников», «Формы и методы развития речи детей дошкольного возраста». Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по обозначенной проблеме.

3.     Тренинга «Диалог с прекрасным». Цель: расширение представлений педагогов детского сада по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с различными видами искусства (музыка, живопись, литература).

4.     Практикумов «Технологии развивающего обучения, направленные на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста», «Диагностика развития коммуникативных умений дошкольников». Цель: развитие у педагогов детского сада представлений о развивающих и диагностических технологиях в области речевого развития дошкольников.

5.    Пресс-конференции «Педагогические условия развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста». Цель: систематизация представлений педагогов детского сада по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

6.   Размещение информации на сайте детского сада для педагогов по проблеме коммуникативного развития дошкольников «Игровые технологии в развитии речи дошкольников», «Диалоговые технологии в обучении дошкольников», «Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути решения», «Использование информационно- коммуникативных технологий в процессе развития речи дошкольников», «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков дошкольников», «Развиваем коммуникативную культуру дошкольников в процессе чтения литературных произведений» и т.п. Цель: расширение представлений педагогов детского сада о технологиях развития коммуникативных умений дошкольников.

7.    Открытых занятий с детьми старшего дошкольного возраста по следующим темам «В королевстве вежливых слов», «Письмо заболевшему другу», «Скамья примирения» и др. Цель: анализ специально организованной деятельности с детьми дошкольного возраста (цель, задачи, оборудование: демонстрационное и раздаточное, используемые развивающие технологии, активность детей и т.п.).

8.     Тематических педагогических советов «Система работы по развитию коммуникативных умений дошкольников в детском саду». Цель: разработка и апробация в детском саду системы работы по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

9.       Разработка проектов «Развивающая предметно-пространственная среда как условие развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста», «Взаимодействие с социальными институтами в процессе развития коммуникативных умений дошкольников», «Театрализованная деятельность как средство развитие коммуникативных умений дошкольников», «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе развития речи дошкольников». Цель: развитие проектировочных способностей педагогов детского сада.

10.      Подготовка к изданию тематического сборника трудов «Развиваем коммуникативные умения дошкольников» (конспекты занятий, развивающие технологии, модель развивающей предметно- пространственной среды, модель взаимодействия воспитателей с узкими специалистами по обозначенной проблеме, формы работы с родителями и т.п.). Цель: обобщение накопленного материала в детском саду по проблеме развития коммуникативных умений дошкольников в разных видах деятельности.

11.     Подготовка к изданию тематической рабочей тетради для детей дошкольного возраста «Учимся общаться». Цель: систематизация развивающих технологий развития коммуникативных умений дошкольников.

12.    Осуществление систематического контроля: со стороны администрации по оценке качества освоения содержания программы повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада по проблеме развития коммуникативных умений дошкольников; с точки зрения педагогов: рефлексивный анализ применяемых технологий развития дошкольников; с точки зрения родителей: обмен мнениями, опытом по вопросам коммуникативного развития дошкольников.

Таким образом, для эффективного осуществления процесса развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста необходимо осуществлять систематическое повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по обозначенной проблеме.

 

Список литературы

1.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

2.     Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа// http://fgosvo.ru/01.004.pdf.

3.     Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. /Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. [Электронный ресурс]. Режим доступ // www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.