Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСВОЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ УЧИТЕЛЕМ ГЕОГРАФИИ КАК ФАКТОРРАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

  Одним из ключевых факторов приобретения педагогического мастерства является освоение интеграционных процессов. Понятие «интеграция» применительно к системе обучения может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающегося  целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция – цель обучения), во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь она – средство обучения). Как цель обучения интеграция создает условия для обучающихся, где они получают знания, отражающие связанность отдельных частей мира как системы, учатся представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Как средство обучения она направлена, прежде всего, на развитие эрудиции. По сути, она является условием для формирования компетентности, в том числе профессиональной.

   Мы сегодня занимаемся педагогической деятельностью в  информационном обществе. Следовательно, актуально усвоить такие понятия как: «информационно-образовательное пространство» и «предметность обучения».

   Предметность обучения – «дидактический феномен, возникающий при организации целенаправленного процесса обучения и связанный с выделением актуальных в настоящее время аспектов культуры, на которые необходимо опираться при конструировании содержания образования» [1]. Предлагаем в этом определении изменение слова «образование» на «самообразование», применительно к профессиональному обучению педагога. Соответственно, предметность может рассматриваться как инструмент организации взаимодействия учителя-предметника и некоего уровня развития интеллектуальной, общественной и производственной жизни. В настоящее время необходима предметность, отражающая социокультурную сущность постоянно растущего педагога, возможности организации профессионально-познавательной деятельности в образовательной и профессиональной среде, направленной на формирование у школьного учителя не только представлений с позиций собственного предмета, а с позиций целостности мира человеческой культуры.

  Цель данной статьи – научное осмысление собственного профессионального опыта учителя географии, синтезирующего в своей деятельности различные  направления (музееведение,  педагогику обучения детей и взрослых, туризм).

   В 2009 г. на конференции автором представлена технология создания виртуального географического музея как проектное задание для учащихся в ходе систематизации и обобщения материала в течение изучения курса географии в 6,7 и 8 классах. В роли «экспонатов» выступают географические явления и объекты. Проект создает условия для саморазвития и самореализации творческой активности учащихся [6]. Данный опыт подтверждает актуальность интеграции музейных методов в обучение географии.

   Неоднократно опубликован опыт научного географического исследования в соавторстве с воспитанниками [3;4]. Работы выполнены на стыке географии с демографией, музееведением.  Девушки выпускницы научно- исследовательского объединения «Поиск». Начав исследование в школе, они его продолжили в вузе. Это подтверждает роль интеграции, профессионального воспитания и приобщения к научному исследованию со школьной скамьи для саморазвития и профессионального роста. Программа дополнительного образования детей «Поиск» прошла экспертизу на краевом конкурсе «Сердце отдаю детям», неоднократно опубликована [2].

  Автором предложен проект музейных арт-туров по географии и экологии [6;7;8;9]. Выделены их особенности в условиях интеграции во внеурочную деятельность школьников. Анализируются путешествия - образовательные программы, направленные на трехуровневое получение результатов: приобретение школьниками социальных знаний; ценностного отношения к социальной реальности и получения опыта самостоятельного общественного действия. Основной образовательной технологией определяется игровая, в том числе учебной деловой игры. Автором определена возможность использования коллекции музея в качестве регионального туристского ресурса Алтайского края посредством проведения экскурсий экологической тематики. Проанализирована обзорная экскурсия музея «Мир камня» и тематические экскурсии лаборатории минералогии географического факультета Алтайского государственного университета в г. Барнауле. Сделан вывод о роли интеграции инновационных процессов в туризме и образовании, обозначены перспективы разработки эколого- географических экспедиций для школьников.

    Разработана концепция проекта взаимодействия турбизнеса, образования и культуры – «Школьного клуба путешественников» и представлена на международной конференции «Экономика. Сервис. Туризм. Культура- 2013»[10]. Основным технологическим принципом организации всех его составляющих является интеграция, с помощью которой спроектирована взаимная адаптация технологий бизнеса с образовательными и воспитательными.

   В заключении сделаем вывод, что в концептуальных основах образовательного стандарта по географии ведущая роль отводится интегративным процессам и межпредметным связям [6]. Важно не только усвоение школьниками знаний об особенностях географического пространства, но и умение ориентироваться в нем – осваивать, оценивать изменения и преобразования окружающей среды. Для эффективной организации данных процессов учитель географии, прежде всего сам должен владеть в совершенстве современными методами и средствами интеграции.

 

Список литературы

1.      Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.

2.      Иванова, Т.Н. Особенности организации научной деятельности учащихся в условиях интеграции с элементами довузовской профориентационной подготовки / Т.Н. Иванова//Через гражданское образование к гуманистическим ценностям: материалы краевого педагогического форума 26-28 марта 2010 года, посвященного Году учителя. Выпуск 1/под. Ред. Н.В. Молчановой – Барнаул: Азбука, 2010. – С.93-100.

3.      Горланова, И. Историко-демографический портрет Топчихинского района Алтайского края с 1989 по 2002 годы / И. Горланова, Т.Н.Иванова// Родная сторона: сборник исследований по истории и культуре Топчихинского района. – Барнаул: Пять плюс, 2010. – С.187-203.

4.      Иванова, Т.Н. География музейной сети Усть-Калманского района как предпосылка развития туриндустрии в нем / Т.Н. Иванова, Г.М. Емельянова// Туристские ресурсы – основа развития сферы туризма в Алтайском крае: материалы научно-практической конференции (Барнаул, 03-08 октября 2011 г.)/ ред. Кол.: Ю.И. Винокуров, А.Н. Романов, С.В. Харламов. – Барнаул: Азбука, 2011. – С.162-165.

5.      Иванова, Т.Н. Музейные школьные арт-туры по г. Барнаулу туристической компании «Мастерская отдыха на Алтае» (к вопросу об инновационном использовании социально-культурных туристских ресурсов Алтайского края) // Т.Н. Иванова, Е.О. Любимова /Туристские ресурсы – основа развития сферы туризма в Алтайском крае: материалы научно-практической конференции (Барнаул, 03-08 октября 2011 г.) / ред. Кол.: Ю.И. Винокуров, А.Н. Романов, С.В. Харламов. – Барнаул: Азбука, 2011. – С.165-169.

6.      Иванова, Т.Н.  Возможность интеграции методов музееведения в обучении географии в школе / Т.Н. Иванова// Туристские ресурсы – основа модернизации экскурсионного дела в Сибири: материалы научно- практической конференции, организованной в рамках региональной специализированной выставки «Алттур. Алтай курорт 2011», 7-9 апреля 2011г., Барнаул, 2012.- С.81-83.

7.      Иванова, Т.Н. Коллекция минералогического музея как ресурс для организации туристических школьных познавательных маршрутов экологической направленности по Алтайскому краю / Т.Н. Иванова// Современные проблемы географии, экологии и природопользования [Текст]: материалы Междунар. науч.- практ. конф., г. Волгоград, 25-26 апр. 2012 г./ Федер.гос.бюдж.  образоват. Учреждение высш.  Проф. Образования «Волгогр. Гос. Ун-т» [и др.]; редкол.: С.Н.Кириллов (отв. Ред.) [и др.]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. – С. 433-436.

8.      Иванова, Т.Н. Коллекция геологического и минералогического музея как туристский ресурс / Т.Н. Иванова // Проблемы географии Урала и сопредельных территорий: мат-лы II Всеросс. Науч.- практ. Конф. С международным участием, 22-25 мая 2012 г. – Челябинск: «Край Ра», 2012. – С.170-173.

9.      Иванова, Т.Н. Экскурсия экологической тематики как средство использования коллекции минералогического и геологического музея в качестве регионального туристского ресурса Алтайского края / Иванова  Т.Н.//Экономика. Сервис.  Туризм. Культура (ЭСТК – 2012): XIV Международная научно-практическая конференция: сборник статей /Алт.гос.техн.ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012. – С. 45-48.

10.   Иванова, Т.Н. Школьный клуб путешественников «Шестой континент» - проект взаимодействия образования, турбизнеса и культуры / Т.Н. Иванова, О.В. Суворова// Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2013): XV Международная научно-практическая конференция: сборник статей /Алт.гос.техн.ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. – С.85-87.