Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «К ВЕРШИНАМ ОЛИМПА»

Авторы:
Город:
Киселевск
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Наличие социального заказа способствует активизации деятельности субъектов образовательного процесса в этой области.

В последнее десятилетие неуклонно возрастает количество разнообразных видов внеурочной деятельности обучающихся, в которых и проявляется интеллектуальная одаренность: олимпиады, научно- исследовательские конференции, разнообразные конкурсы и т.д. Постепенно образовательная организация погружается в среду реализации данной деятельности. А всякая деятельность направлена на получение полезного результата.

В настоящее время в городе достигнуты определенные результаты по выполнению мероприятий муниципальной целевой программы «Дети Киселевска», которая действует с 2006 года. Накоплен опыт систематичной работы по поддержке интеллектуально одаренных детей через работу городской школы «Эрудит». Специалистами Центра диагностики и консультирования разработана и успешно реализуется программа психологического сопровождения одаренных детей, которая включает диагностическое направление, развивающую работу и профилактическую деятельность специалистов-психологов. В городе сложилась система работы с одаренными детьми – через предметные олимпиады, научно-практические конференции обучающихся всех уровней обучения «Совенок», «Галилео», «Юный исследователь», городские интеллектуальные игры и соревнования, работу школьных научных сообществ, кроме того, практикуется организация предметных олимпиад младших школьников.

Вместе с тем, в связи с переходом школ на нормативно-подушевое финансирование с 2008 года возникла проблема финансового обеспечении деятельности указанных организаций. Работа школы «Эрудит» была приостановлена. Проявилась тенденция к снижению качества подготовки обучающихся к олимпиадам разных уровней.

В связи с вышеобозначенными сложностями возникла необходимость активного привлечения образовательной организации к проблеме выявления и поддержки одаренных детей, что напрямую связано с политикой государства в сфере образования. В условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО направление развития личности обучающихся является одним из приоритетных. Таким образом родилась идея разработки и реализации проекта «К вершинам Олимпа». Ключевой целью проекта стало содействие формированию системы внеурочной деятельности образовательной организации для реализации потенциала  одаренных детей в олимпиадном движении и учебно – исследовательской деятельности. Для реализации проекта возникла необходимость решения ряда задач: оптимизировать систему психолого-педагогического взаимодействия по выявлению и поддержке ОД; организовать систему работы с ОД по двум направлениям: олимпиадное движение и исследовательская деятельность; развивать материально – техническую базу через привлечение дополнительных средств (финансовая помощь спонсоров, родителей); укрепить социальное взаимодействие с Центром диагностики и консультирования, организациями дополнительного образования и культурными организациями города; выработать потребность у обучающихся в постоянном самообразовании; приобщить обучающихся (на уровне знаний, умений, ценностных установок) к непрерывному самосовершенствованию, т.е. способствовать превращению одаренного ребенка в одаренного взрослого.

Для осуществления проекта потребовалось пройти ряд этапов. На первом (подготовительном, 2011 – 2012 гг.), проведя в июле 2011г. анализ результативности участия обучающихся МБОУ СОШ №27 во Всероссийской предметной олимпиаде школьников (по истории и обществознанию) за период 2008 – 2010 уч.г. мы выявили тенденцию к снижению его качества. В связи с этим возникла идея создания школьного научного сообщества для корректировки ситуации. В 2011 году в рамках реализации внеурочной деятельности начало действовать школьное научное общество гуманитарной направленности «Клио», целью работы которого стало выявление и поддержка одаренных детей. На этапе выявления мы провели брейн – ринг, по результатам которого определили ряд обучающихся, интересующихся гуманитарными науками. Ребятам было предложено посещать указанный клуб во внеурочное время дважды в неделю. Далее, была привлечена помощь Центра диагностики и консультирования, специалисты которого психолого – педагогический мониторинг обучающихся на выявление уровня и степени мотивации к внеурочной учебно – исследовательской деятельности. На втором этапе внедрения проекта (2012- 2014 гг.) для повышения качества участия в олимпиадах и конференциях был разработан банк олимпиадных заданий  по  истории и обществознанию, а также составлена и введена в действие программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности». Каждый обучающийся в группе работал по индивидуальному плану развития, имея возможность скорректировать планируемый результат деятельности. За три года работы общества «Клио» качество участия во Всероссийской предметной олимпиаде школьников и учебно – исследовательских конференциях повысилось.

Таблица 1

 

 

2010 – 2011 уч.г

 

2011 – 2012 уч.г.

 

2012 – 2013 уч.г.

 

2013 – 2014 уч.г.

 

7%

 

20%

 

32%

 

40%

 

Еще в 2009 году на базе нашей образовательной организации был создан единственный в городе Ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения (РЦПиПО), в который изначально вошли

5 образовательных организаций микрорайона (две средних и три основных школы). Одним из направлений деятельности стало выявление и поддержка одаренных детей. С этой целью были организованы сетевые (в т. ч. дистанционные с 2012 г.) предметные олимпиады, учебно – исследовательские конференции. По итогам мониторинга эффективности школьного научного общества «Клио» было принято решение о расширении проекта в направлении укрепления внутрисетевого взаимодействия для привлечения к внеурочной деятельности обучающихся школ - партнеров Ресурсного центра, интересующихся гуманитарными науками и выявление среди них детей с потенциальной одаренностью путем проведения дистанционных тематических занятий, круглых столов, индивидуальных консультаций. Результат этой работы – успешное проведение в 2011- 2013 гг. сетевых конференций и предметных олимпиад.

С 2012 года в рамках реализации проекта началось привлечение к работе школьного научного сообщества детей с ограниченными возможностями, проходящими дистанционное обучение на базе нашей образовательной организации.

Таким образом, внедрение проекта помимо своей основной задачи – раскрытия потенциала интеллектуальной одаренности – позволяет организовывать полноценные процессы реализации требований ФГОС и инклюзивности образовательно – воспитательного процесса.

 

Список литературы

1.     Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности. – 2- е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – С. 57 – 76

2.     Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1644)

3.     Решение Киселевского городского Совета народных депутатов Кемеровской области от 28 ноября 2007 г. N 154-н «О внесении изменений и дополнений в решение Киселевского городского Совета народных депутатов от 27.12.2006 N 66-н "Об утверждении краткосрочной целевой муниципальной Программы "Дети Киселевска" на 2007 год»