Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Стремительные изменения в системе дошкольного образования существенно повышают экстремальность педагогической профессии и  предъявляют  повышенные требования к такой комплексной профессионально- личностной характеристике педагога как стрессоустойчивость. Зависимость уровня способности противостоять профессиональному стрессу от уровня профессиональной компетентности, квалификации рассматривалась  в исследованиях А.А. Баранова, [2] и характеризуется как прямая. Цель данного исследования состояла в изучении сформированности компетенций способствующих повышению стрессоустойчивости.

В исследовании приняли участие 20 педагогов, средний возраст участников 35 лет. Средние показатели педагогического стажа участников 8 лет. Причем 35% педагогов имеют стаж меньше года, 30% стаж от 1 до 5 лет, 15% от 6 до 10 лет и лишь 20% , то есть 4 человека свыше 25 лет. Уровень образования данной выборки: 55% имеют высшее образование, причем у 35% от общего числа высшее педагогическое образование, 45% - среднее специальное, причем 35% из общего числа имеют среднее педагогическое образование. Уровень квалификации: 20 % имеют первую квалификационную категорию, 10% имеют вторую квалификационную категорию, 70% педагогов не имеют квалификационной категории.

Цель  констатирующего  исследования  на  этой  выборке  состояла  в   том,  чтобы  изучить  уровень компетентности педагогов с точки зрения способности противостояния профессиональному стрессу. Для этого использовалась анкета оценки содержания компетенций способствующих стрессоустойчивости [1, С. 136]. Цель анкеты на основе самооценки педагогов выявить особенности сформированности компетенций способствующих стрессоустойчивости.

Педагоги отвечали на вопросы анкеты, используя пятибалльную систему оценки, где 1 обозначает ответ «да, всегда», 2 – «почти всегда», 3 – «иногда», 4 – «редко», 5 – «нет, никогда».

Обработка результатов: каждая из компетенций оценивалась по 5 уровням сформированности, потом подсчитывалась сумма баллов по каждой компетенции от 5 до 25 возможных, и по каждому уровню сформированности по всем девяти компетенциям от 9 до 45 возможных. Чем меньше баллов набирал педагог, тем лучше он оценивал уровень своей компетентности. При анализе анкетирования педагогов учитывались наименее сформированные компетенции и наименее сформированные уровни на основе средних оценок. Косвенно определялся уровень самооценки испытуемых.

Представим особенности сформированности компетенций у педагогов ДОУ. Средняя оценка по всем компетенциям в  общей выборке составила 10,2 балла. Подробнее полученные результаты представлены на Рисунке 1.


Наименее сформированной по итогам анкетирования педагогов стала компетенция деятельности, средняя оценка которой в нашей группе педагогов составила 10,9 балла из 25 возможных. Для педагогов наибольшее затруднение составляет планирование, проектирование и прогноз своей деятельности, 35% опрошенных отметили, что лишь иногда знают как планировать, проектировать или прогнозировать деятельность, а один педагог ответил, что редко знает, как это делать. Также 35% лишь иногда находят нестандартные решения профессиональных задач и проявляют творчество, только 30 % опрошенным это всегда удается. Им наиболее легко дается использование возможностей среды и своих способностей для качественного выполнения деятельности 85% ответили, что делают это всегда или почти всегда.

У обследованной группы педагогов следующими по уровню освоенности шли компетенции здоровьесбережения, средняя оценка которых составила 10,8 балла. В структуре сформированности компетенции здоровьесбережения можно отметить, что наиболее сложным представляется применение способов организации рационального труда и здоровье сбережения. Первое из затруднений касается когнитивного уровня, второе опыта использования знаний. Также большинство педагогов испытывают трудности в эмоционально-волевой саморегуляции, это свидетельствует о сложности для педагогов в реализации принятых  решений, хотя все опрошенные принимают на себя ответственность за выбор того образа жизни, который они ведут.

Следующими, как видно из представленной гистограммы, шли компетенции познавательной деятельности со средним показателем 9,6 балла и компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире (9,3 балла). Наиболее трудным для педагогов является использование знаний разных наук для решения профессиональных задач (40% педагогов делают это лишь иногда) и самостоятельное восприятие, обобщение и анализ информации для решения профессиональных задач. Причем около 25% педагогов работа с информацией дается с трудом иногда, а один педагог отметил, что часто испытывает затруднения в этом. Тем не менее, большинство педагогов (95%) отметили, что всегда или почти всегда готовы к самообразованию. Рассматривая сформированность компетенций ценностно-смысловой ориентации в Мире можно отметить, что у них в целом высокий уровень готовности к реализации компетенции, сформировано положительное отношение и мотивация к ее реализации, но катастрофически не хватает опыта использования данной компетенции, так 70 % педагогов понимают предназначение, миссию педагога в мире, осознают свою социальную значимость, но никогда или очень редко принимают участие в профессиональных конкурсах, мероприятиях популяризирующих профессию педагога, поднимающих престиж этой профессии.

Следующая группа компетенций, по степени сформированности, это компетенции информационных технологий (8,75 балла). Здесь наибольшее затруднение вызывает реализация когнитивного и мотивационного компонентов. Далее следуют сложные компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личной и предметной рефлексии (8,5 балла), в которых педагогам не хватает знаний, опыта и саморегуляции и компетенции гражданственности с таким же показателем и схожими затруднениями в реализации компонентов компетенции на когнитивном уровне и уровне эмоционально-волевой саморегуляции.

И наконец, наиболее сформированными по итогам проведенного опроса являются компетенции в общении 8,2 балла и компетенции социального взаимодействия. Педагоги проявляют высокую готовность к общению, отмечают, что знают профессиональную речевую культуру, продуктивно общаются с детьми и коллегами руководствуясь принципами принятия, диалога и сотрудничества, лишь некоторые (20%) иногда испытывают затруднение в использовании современных приемов коммуникации. В компетенциях социального взаимодействия педагоги отмечают, что всегда или почти всегда готовы к кооперации с коллегами и работе в коллективе, уважают и принимают другого, позитивно взаимодействуют и проявляют эмпатию по отношению к субъектам взаимодействия. Некоторые затруднения вызывает у одного педагога отсутствие знаний о том, как строить бесконфликтное взаимодействие и около 20% педагогов, хотели бы чаще использовать весь свой потенциал для вхождения в коллектив.

Анализ уровней компетенций показал следующее, средняя оценка по всем уровням в общей выборке составила 16,6 балла. Этот результат свидетельствует о достаточно высокой самооценке педагогов, поскольку диапазон средних оценок по анкете  составлял от 9 до  45 баллов.  У педагогов менее всего сформированы компетенции на уровне опыта использования знаний и умений (19,9 балла), то есть им не хватает практики, необходимой для решения профессиональных задач, об этом же свидетельствует малый стаж педагогической деятельности у педагогов. Затем они ощущают недостаток знаний, то есть когнитивный уровень развития компетенций недостаточен (17,5 балла), это собственно обусловлено тем, что в выборке представлено большое количество педагогов, не имеющих профильного педагогического образования. Педагоги испытывают затруднение в реализации принятых решений, то есть на уровне эмоционально-волевой регуляции деятельности (17баллов), т.е. затруднение составляет достижение запланированных результатов. Наиболее благоприятная картина представлена на первом уровне «готовность к реализации компетентности» (12,9 балла). Также у педагогов имеется хорошая мотивация к реализации компетенции, то есть сформировано положительное отношение к процессу, содержанию и результату компетенций (15,4 балла). На основании этих данных можно сделать вывод о том, что именно практико-ориентированные занятия в виде тренингов и семинаров практикумов станут наиболее подходящей формой для повышения компетентности педагогов в условиях ДОУ.

Исходя из анализа сформированности компетенций у обследованной группы, можно определить наиболее актуальные направления в содержании работы учреждения по повышению стрессоустойчивости педагогов.

1.  Важно стимулировать педагогов на проявление творчества, поиск нестандартных решений, достижение запланированных результатов, тренировать в планировании, проектировании и прогнозировании своей деятельности, оснащать технологиями принятия и реализации решений.

2.   Стимулировать педагогов к соблюдению норм здорового образа жизни, к применению способов организации рационального труда и здоровье сбережения.

3.   Побуждать педагогов к проектированию своего профессионального развития. Стимулировать педагогов к участию в профессиональных конкурсах, разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на повышение престижа профессиональной деятельности в рамках учреждения, методического объединения педагогов. Менять восприятие педагогов себя как личности, как профессионала в позитивную сторону.

4.  Тренировать в решении конфликтов, формировать терпимость и гибкость и развивать потребность реализовывать весь коммуникативный потенциал.

5.   Стимулировать использование  современных приемов коммуникации,  обучение ИКТ для получения новой профессионально значимой информации.

 

 

Список литературы

1.      Багадаева, О.Ю. Стрессоустойчивость педагога: особенности и условия формирования. Монография / О.Ю. Багадаева. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2014. – 171с

2.      Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога [Текст]: Монография / А.А. Баранов. - Ижевск. Изд-во Удмурт. Ун-та 1997.