Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИЗНАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Ковров
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса:

1.      Длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями.

2.      Короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Во второй половине 20 века исследования понятия творчества стали расширяться. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей, подростков, взрослых людей. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается.

Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы мышления, деятельности более понятны большинству людей, а новые нестандартные решения «по инерции» с трудом и не сразу принимаются.

Творческая активность педагога – это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности, охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

П.В. Занков отмечал, что «творчество педагога не ограничивается отдельными методическими находками – это постоянное стремление вперед, к более совершенному, новому, и осуществление возникшего стремления» [1, с. 180].

Каждый из педагогов детского сада работает по своему направлению и имеет свои интересные наработки, свою творческую лабораторию. Порой, одна проблема объединяет несколько человек, тогда есть место творческому объединению, в котором каждый педагог может проявить свои способности.

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознание себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста т построение программы самосовершенствования.

Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями:

-    уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других;

-    уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания;

-   эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком;

-    высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало. Поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

Творческий педагог всегда творит в соавторстве с воспитанниками. Это позволило ученым педагогам В.А. Кан-Калику и Н.Д.Никандрову описать варианты сотворчества педагога с детьми [2]:

-   педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя;

-   педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом;

-   педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;

-   педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия), учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. И получает при этом лучший результат.

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на  формирование  творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «у творчески работающего педагога – творчески развитые воспитанники».

 

Список литературы

1.      Занков, П.В. Беседы с учителями [Текст] /П.В.Занков// Изд.2-е. – М., 1975.-191 с.

2.      Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество [Текст] /В.А. Кан-Калик, Н.Д.Никандров// - М.: Педагогика, 1990.- 144 с.