13 февраля 2016г.
Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса:
1. Длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями.
2. Короткое озарение и интуитивно принятые решения.
Во второй половине 20 века исследования понятия творчества стали расширяться. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей, подростков, взрослых людей. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственность за принятое решение.
Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается.
Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы мышления, деятельности более понятны большинству людей, а новые нестандартные решения «по инерции» с трудом и не сразу принимаются.
Творческая активность педагога – это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности, охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.
П.В. Занков отмечал, что «творчество педагога не ограничивается отдельными методическими находками – это постоянное стремление вперед, к более совершенному, новому, и осуществление возникшего стремления» [1, с. 180].
Каждый из педагогов детского сада работает по своему направлению и имеет свои интересные наработки, свою творческую лабораторию. Порой, одна проблема объединяет несколько человек, тогда есть место творческому объединению, в котором каждый педагог может проявить свои способности.
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознание себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста т построение программы самосовершенствования.
Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями:
- уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других;
- уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания;
- эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком;
- высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало. Поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.
Творческий педагог всегда творит в соавторстве с воспитанниками. Это позволило ученым педагогам В.А. Кан-Калику и Н.Д.Никандрову описать варианты сотворчества педагога с детьми [2]:
- педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя;
- педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом;
- педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;
- педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия), учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. И получает при этом лучший результат.
Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.
Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «у творчески работающего педагога – творчески развитые воспитанники».
Список литературы
1. Занков, П.В. Беседы с учителями [Текст] /П.В.Занков// Изд.2-е. – М., 1975.-191 с.
2. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество [Текст] /В.А. Кан-Калик, Н.Д.Никандров// - М.: Педагогика, 1990.- 144 с.