Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ МИРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
18 июня 2016г.

Современные межгосударственные отношения регулируются особой отраслью права – международным правом, которое в современном виде стало складываться с принятием Устава Организации Объединенных Наций в 1945 г., закрепившем основные принципы международного права в качестве основы мирного существования и развития государств и наций. На 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1970 г.) принципы международного права были конкретизированы в соответствующей декларации. В Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. основополагающие принципы были дополнены и внесен ряд новых общезначимых принципов международного права. Необходимость изучения международного права и его значение были обозначены еще в резолюции Генеральной Ассамблеи от 17 ноября 1947 г. «Преподавание в школах государств-членов Организации сведений о целях и принципах ООН, о ее структуре и деятельности», в которой подчеркивалось, что знание и понимание задач и деятельности Объединенных Наций существенно важно для поощрения и обеспечения общего интереса и поддержки их работы обществом. В этих целях рекомендовано всем государствам-членам принять в возможно скором времени меры к поощрению преподавания в школах и высших учебных заведениях в своих странах сведений о целях и принципах ООН, ознакомления с Уставом организации, с историей ее возникновения, с ее структурой и деятельностью [2].

В Резолюции «Десятилетие международного права ООH» № 44/23 от 17 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея вновь подчеркнула необходимость «содействовать преподаванию, распространению и более широкому признанию международного права» [3]. Данная тенденция находит проявление в различных аспектах развития и совершенствования интеллектуальной базы преподавания международного права, том числе, на общеобразовательном уровне.

Задачи, обозначенные в резолюциях, являются актуальными и сегодня, поскольку понимание сущности и значения международного права необходимо широкому кругу лиц. Принципы международного права, как отмечалось, являются универсальным регулятором межгосударственных отношений, направлены на охрану базовых общечеловеческих ценностей, в числе которых: неприменение силы или угрозы силой, мир и сотрудничество, суверенное равенство государств, уважение прав и свобод человека и т.д. Правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых принципах, являются базисом международного правопорядка,  они определяют его политико-правовой облик, являются критериями международной законности, служат идейной основой функционирования и развития современных правовых систем.

Международное право в современных условиях занимает особое положение. С одной стороны, во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, декларируется его приоритет над национальной системой законодательства. С другой стороны, возникают все новые противостояния в отношениях между государствами, которые приводят к спорным ситуациям (конфликтам) и пересмотру политического влияния, а в отдельных случаях и к ослаблению роли международных механизмов по поддержанию мира и безопасности.

В этих условиях возрастает роль правовых механизмов регулирования межгосударственных отношений, для чего требуется содействовать более широкому распространению, изучению, преподаванию основ международного права.

Представляется необходимым обозначить роль мирных средств в разрешении международных споров. В процессе реализации данной цели реализуется ряд важнейших задач:

–   образовательная: расширяются представления о мирных средствах разрешения международных споров, как важной сфере международного права; 

–      развивающая: вырабатывается умение анализировать и использовать разнообразные источники информации, делать выводы.

–       воспитательная:  вырабатывается  собственная  позиция  относительно  международных   проблем, формируется правовая культура учащихся.

Следует особо обращать внимание на то, что все участники международных отношений обязаны решать возникающие между ними споры мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе мир и безопасность международного сообщества. На сегодняшний день механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств урегулирования. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны-государства, участвующие в любом споре, продолжение которого может угрожать поддержанию мира и безопасности, должны в первую очередь стремиться к разрешению спора посредством «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». В поисках подобного урегулирования необходимо согласовывать такие средства, чтобы они соответствовали существу спора.

Из обязательств, содержащихся в данном принципе, вытекают соответствующие права и обязанности государств: возможность выбора способов разрешения спора; требование к сторонам конфликта не уклоняться от поиска способов разрешения противоречий; выполнение принятых решений; право на помощь со стороны третьих государств и международных организаций; поиск возможных способов решения спора; обязанность воздерживаться от действий, могущих ухудшить сложившуюся к началу разбирательства ситуацию; добровольно выполнять принятое совместно решение. Если продолжение спора может угрожать интересам мира и безопасности, Совет Безопасности ООН уполномочен рекомендовать сторонам конкретную процедуру разрешения спора, при необходимости может обратиться к сообществу государств с призывом применить уставные санкции (должны быть временными, исключать применение вооруженных сил, могут быть полными или частичными).

Важность изучения данной темы заключается в том, что главными требованиями  принципа мирного разрешения споров является положение о приоритете мирных средств в разрешении международных споров. Это требование распространяется на весь комплекс межгосударственных споров, независимо от предмета спора, времени и места его возникновения, степени остроты и опасности для поддержания международного или регионального мира и безопасности, что служит существенным условием для обеспечения эффективности данного принципа. Принцип мирного разрешения международных споров закреплён в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 г, Манильской декларации о мирном урегулировании международных споров, 1982 г. и многих других документах.

Учитывая необходимость в распространении знаний по международному праву, осознавая важность изучения международного права для применения его норм во внутригосударственной сфере, наличие различных теоретических концепций, построение занятия, раскрывающего специфику современного международного права как особой правовой системы следует отражать данные достижения и полученные знания в школьной программе для перспективного развития международного права в целом. Обращение к международным документам помогает глубже познакомиться с излагаемыми вопросами, анализ литературы позволяет рассмотреть различные точки зрения, сформировать собственное мнение.

Необходимо акцентировать внимание на том, что общепризнанные принципы и нормы международного права определяют формирование нового типа межгосударственных отношений и предполагают дальнейшее углубление общедемократических принципов. Поступательный процесс развития международного права, несомненно, приводит к непрерывному усложнению его системы, что, в свою очередь, вызывает необходимость теоретического и практического решения указанной проблемы. Раскрывая особенности преподавания международного права, необходимо обеспечить такое формирование международного правосознания, которое опиралось бы на общепризнанные принципы и нормы права, служащие миру, международной безопасности и международному сотрудничеству.

 

Список литературы

1.     Жадан В. Н. Значение и некоторые вопросы преподавания международного права // Армия и общество. – 2013. – № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru

2.     Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/RES/137(II) от 17 ноября 1947 г. «Преподавание в школах государств-членов Организации сведений о целях и принципах ООН, о ее структуре и деятельности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/2/docs/2res.shtml

3.     Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/137(II) от 17 ноября 1947 г. «Преподавание международного права» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/2/docs/2res.shtml