Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 июня 2016г.

Аннотация: статья посвящена вопросу формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников при овладении иностранным языком. Рассмотрены основные формы организации и способы формирования нравственных качеств средствами иностранного языка. Раскрывается вопрос о воспитании общественного сознания с позиций духовно ориентированных принципов. Автором делается вывод о важной роли личности преподавателя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственные качества, нравственные ценности.

 

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL BY TEACHING ENGLISH

Shipilova A.V.

Moscow City Teacher Training University

 

Annotation: the article considers the problem of formation of spiritual and moral education in primary school by teaching a foreign language. Different forms of work and ways of formation of moral education are considered by teaching a foreign language. The problem of upbringing of social conscious and spiritual and  moral principles is considered. The author reveals the importance of the personality of the teacher in formation of moral education.

Key words: spiritual and moral education, moral qualities, moral values.

В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это связано с изменениями, происходящими в нашем обществе. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - это разрушение личности. Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер, определяет его жизнь. От правильно сформированных нравственных ориентиров будет зависеть какой путь для себя выберет человек, путь погибели или путь преображения. Поэтому необходимо воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, учить понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Важно воспитывать в детях понимание и ощущение того, что от добра и любви, которые каждый их них отдает миру они получают вдвое больше радости, света и тепла.

Детская душа чиста и беззащитна, а потому дети очень чутки и восприимчивы ко всякому проявлению доброты, сочувствию, заботы и любви. Внутренний мир ребенка находится еще в самом начале своего формирования и подвержен сильному влиянию и изменениям.

В основе духовно-нравственного воспитания лежит  начало свободы в человеке. Тайна свободы заключается в выборе. Выбор в направлении добра или зла определяет дальнейшую жизнь ребенка. Различные ситуации, которые побуждают ребенка демонстрировать свою интерпретацию явлений окружающего мира, а, следовательно, свои отношения к миру, к другим людям, к себе самому, побуждают его делать выбор. В ситуациях выбора ребенок оказывается довольно часто: списать домашнее задание или сделать самому, взять чужое или не взять, помочь или пройти мимо, сказать правду или солгать... В основе этого выбора лежат не соображения удобства, как это может показаться на первый взгляд, не ограничения или опасности. Глубинное основание выбора - это ценности, которые разделяет ребенок. Следовательно, наблюдение за поведением ребенка в сложных, неоднозначных ситуациях выбора может дать педагогу представление о тех ценностях, которые актуальны для ребенка в данный момент.

Задача начального общего образования - обеспечить духовно-нравственное развитие средствами своего предмета. Иностранный язык играет важную роль в формировании нравственных качеств учащихся. Организация работы на уроках на основе личностно-деятельностного подхода, например, ролевые игры, тематические уроки, внеклассные занятия, игры-драматизации, создание ситуаций выбора того или иного поступка, взаимодействие учащихся в группе и в парах, помогут ребенку не только проявить свои личностные качества, но и дадут пример правильного нравственного поведения в конкретных ситуациях. Необходимо использование разнообразного аутентичного материала с комплексом заданий, специально разработанной системы упражнений, направленной на воспитание духовно-нравственных аспектов.

Перед учителем стоит задача достижения эмоционального переживания детьми той или иной ситуации, так как знания о нравственной культуре усваиваются тогда, когда становятся личностно значимыми. Необходимо дать личности раскрыться в полноте ее сил, помочь ей творчески осуществить то, что заложено в ее глубине, в основе ее своеобразия и особенности.

Сегодня педагогика, психология и другие социально-ориентированные научные дисциплины вынуждены активнее возвращаться к духовному опыту взращивания внутреннего мира человека, искать более действенные методы для становления его «внутреннего стержня».

Духовная жизнь, религиозный опыт человека – вот основы общественной морали. Вопрос о воспитании нашего общественного  сознания с  позиций духовно ориентированных принципов, раскрытых христианам в Евангелии, является самым насущным на сегодняшний день. Взаимосвязь, взаимоотношения и приемлемость морально-религиозных принципов в жизни общества являются теми самыми злободневными вопросами, в поисках ответов на которые наше индивидуальное сознание порой уходит в дебри различных псевдо-духовных учений. Ответ на эти вопросы таков: «Только святитель является настоящим просветителем, только святость несёт в себе настоящий свет. Истинная просвещённость не что иное, как сияние святости» [Попович: 147]. Эти строки из труда прп. Иустина (Поповича) со всей откровенностью говорят нам о принципе взаимоотношений религии и морали. Только освящённая и просвещённая, одухотворенная мораль может быть истинной. В благодатном соединении с Богом человек может самореализоваться как личность, стать источником просвещения, носителем и транслятором истинных ценностей. Без этих ценностей человеческий разум, как правило, даёт нам лишь примеры противоположного человеконенавистнического характера (напр. история Каина). [ 1 ]

Основой успешности духовно-нравственного воспитания является профессиональная компетентность и сама личность учителя. Профессиональная компетентность педагога – это совокупность психолого- педагогических, предметных и этнокультурных компетенций как обязательный компонент межкультурных компетенций, связанных с жизнью в российском многокультурном обществе (принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий).

Педагогу необходимы знания о методических основах духовно-нравственного воспитания, стремление к самообучению, саморазвитию, духовному возвышению. Важно чувствовать и понимать внутренний мир ребенка, развивать культурный потенциал личности, формировать нравственные привычки у воспитанников. [ 2]

В заключении, следует сказать, что учитель для младшего школьника самый главный человек, образец поведения, образа мыслей, общения. Поэтому педагогу, прежде всего, необходимо формировать в себе нравственный стержень, создавать условия для собственного духовного роста, трудиться над преображением и просветлением своего духовного мира, чтобы дарить тепло, любовь и терпение своим детям, учить ребят быть хорошими людьми и творцами своей судьбы.

 

Список литературы

1.     С.Я. Ромашина С.Я. Диалог культур в личностно развивающем иноязычном образовании. / С.Я. Ромашина, С.Н. Семянников, Р.Е. Андронова, А.В. Межина. // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик. Материалы первой международной научно-практической конференции 14-16 апреля 2016г. - М.: МГПУ, 2016 – с. 473.

2.     Е.Ф. Теплова, Коробейник Д.Н. Сборник тезисов Московского регионального этапа рождественских образовательных чтении 2015/ 16 года. – Москва 2016 год.