Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АРТ-ТЕРРАПИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новочеркасск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Арт-терапия как новая область теоретического и практического исследования, в основе которой лежит интеграция искусства и науки, появилась в 30-е годы прошлого века. Она развивается в русле междисциплинарного подхода, объединяя различные научные направления, такие как педагогика, психология, социология, культурология, психотерапия, медицина. Все эти самостоятельные науки объединяет использование творческой деятельности в процессе обучения, лечения, личностного развития человека. В настоящее время сложилось несколько направлений арт-терапевтической деятельности: медицинское (психотерапевтическое), социальное, педагогическое [1].

Педагогическое направление начинает формироваться в 30-е годы XX века. Педагогическая арт-терапия представляет собой одно из инновационных исследований в области педагогики XXI века – терапевтическое. Термин «therapeia» в одном из вариантов перевода с греческого языка имеет значение «забота», а в другом – «лечение». Термин «арт-терапия» означает «лечение изобразительным творчеством».

Развитие педагогического направления в арт-терапии обусловлено возникшей потребностью современного образования в разработке и адаптации здравоохранительных педагогических технологий, которые имеют неклиническую направленность, доступны для освоения учителю и педагогу, а так же эффективны и интересны в работе с обучаемыми разного возраста [2].

Участником арт-терапевтического процесса может стать любой человек, независимо от возраста и художественных способностей.

Педагогическая поддержка арт-терапией, как проявление заботы о человеке, предлагает ему творчество в качестве ведущей деятельности в пожилом возрасте. «Лечение» как избавление от чего-то негативного отвечает функциям не только арт-терапии, но педагогической поддержки людей пожилого возраста, направленной на избавление от внутренних и внешних препятствий личностного развития и улучшения внутреннего самочувствия человека. Функции педагогической арт-терапии в геронтообразовании (образовании пожилых) связаны с тем, что творческая деятельность «излечивает» человека от низкой самооценки, дисгармонии внутреннего самочувствия и внешних нарушений в межличностных отношениях с людьми. Арт-терапевтические эффекты изобразительной деятельности заключаются в гармонизации психоэмоциональных отношений пожилого человека с окружающими и с самим собой.

Арт-терапевтическое образовательное пространство, частью которого становится обучающийся человек, представляет собой непрерывный процесс вербальной и невербальной коммуникации субъектов образования между собой, а также с художественными продуктами творчества.

Вовлекаясь в совместную творческую деятельность, обучающийся человек подвергается педагогическому воздействию со стороны арт-педагога и членов группы, и сам в свою очередь влияет на них, проявляя творческую активность. На содержание творческой деятельности одновременно влияют и арт-педагог, и пожилые люди, поскольку обучение основывается и корректируется, исходя из их потребностей.

Педагогическая поддержка в геронтообразовании с использованием арт-терапевтических возможностей художественного обучения позволяет повысить качество жизни людей пожилого возраста при реализации следующих условий: активное включение пожилого обучаемого человека в арт-образовательное пространство как в личностно значимую деятельность; самоопределение человека в новых видах деятельности путѐм расширения сферы интересов и приобретения новых знаний в процессе обучения и самообразования; гибкость в построении и корректировке процесса обучения на основе «личностных смыслов», позитивного самочувствия, интересов и потребностей обучаемых; актуализация субъект-субъектных взаимодействий педагога и обучающихся людей на основе сотрудничества, поддерживающего взаимодействия, поддержки индивидуальной траектории образования, развития и самоизменения [3].

С октября 2014 года Центром социального обслуживания населения г. Новочеркасска реализуется проект «Улучшение качества жизни новочеркасских узников фашизма и жителей блокадного Ленинграда», включающий арт-терапевтические занятия с людьми старшего поколения.

Педагогическая поддержка пожилых людей в арт-терапевтическом образовательном пространстве содействовала достижению «лечебного» эффекта, который обусловлен тем, что разные изобразительные техники обладают различными защитными и высвобождающими возможностями психологического воздействия на людей, нуждающихся в педагогической поддержке. В ходе арт-терапевтических занятий нами использовалась техника акварельной живописи и рисования песком на специально оборудованных столах. Их варьирование в творческой деятельности позволило снять тревожность, избавить от травмирующих переживаний, связанных с воспоминаниями о военном времени, нормализовать внутреннее психологическое состояние конкретного обучающегося человека, раскрыть и активизировать резервы личностного развития. Творческая работа в том или ином цветовом колорите способствует не только гармонизации эмоций, но и улучшению физического самочувствия рисующего, поскольку, как установили арт-терапевты и психологи, эмоциональное и физическое самочувствие человека тесно связаны между собой.

«Художники старшего поколения» активно включались в арт-образовательное пространство. Между всеми его участниками сложилась доброжелательная атмосфера, наблюдалась эмоциональная непринуждѐнность  и открытость новому опыту. Во время занятий отмечалось улучшение настроения участников, появление позитивного настроя на обучение, возникновение интереса к процессу собственного творчества. Самоопределение человека в новых видах творческой деятельности расширило возможности гармонизации внутренних психических состояний, формированию позитивного самочувствия.

За период проведения арт-терапевтических занятий с октября 2014 года по май 2015 людьми старшего возраста было нарисовано акварелью около 70 работ разного тематического содержания, которое варьировалось в зависимости от индивидуальных предпочтений обучающихся и траектории образования. Это позволило нам организовать и провести в рамках общегородских мероприятий две художественные выставки их работ.

Участие «Художников старшего поколения» в городских выставках, посвящѐнных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 210-ой годовщине со дня основания города Новочеркасска, расширило возможности пожилых людей в обретении позитивной жизненной направленности, перспективном планировании, увеличении межличностных контактов, межпоколенческом взаимопонимании, вовлечѐнности в жизнь общества.

Все участники праздничных городских мероприятий смогли познакомиться с творчеством участников проекта «Улучшение качества жизни новочеркасских узников фашизма и жителей блокадного Ленинграда». Зрители интересовались не только выставкой, но и самими арт-терапевтическими занятиями, выражая желание поучаствовать в них, попробовать раскрыть собственные творческие способности. Авторы рисунков с радостью представляли свои работы, рассказывали о своих позитивных впечатлениях от процесса обучения творчеству.

«Художники старшего поколения» смогли не только показать своѐ творчество, но  и познакомится с произведениями других творческих коллективов, представленных неподалѐку – на выставке декоративно- прикладного искусства к дню города. Атмосфера праздника, творческого взаимообщения, внимания со стороны общественности позволили всем участникам выставки «прожить» еѐ в состоянии радостного эмоционального подъема.

Выставки положили начало социальному признанию творчества пожилых людей со стороны общественности. Результатом явились такие внутренние личностные самоизменения, как появление чувства значимости и востребованности в собственных глазах и в глазах близкого окружения.

Педагогическая поддержка качества жизни пожилых людей в условиях арт-терапевтического образовательного пространства обладает комплексом функций, реализация которых обеспечивает повышение их жизненной удовлетворенности и качество жизни: терапевтическими (гармонизация внутреннего психофизического самочувствия путѐм избавления от негативных эмоций и переживаний); социальными (разрешение кризиса социальной ситуации развития с помощью новых форм реализации потребностей человека в процессе обучения творческой деятельности); развивающими (развитие личности пожилого человека через раскрытие его потенциальных творческих возможностей); смыслообразующими (наполнение жизни человека новым позитивным содержанием, связанным с новыми творческими планами и активностью в их реализации).



Список литературы

1.      Ермак Н.А. Педагогическая арт-терапия в современном образовании [Текст] / Н.А. Ермак // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. XXVII психолого-педагогические чтения Юга России. – Ч. 1. – Ростов н /Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. − С. 91.

2.      Ермак Н.А. Инновации в теории и практике педагогической поддержки качества жизни пожилых людей // Постдипломное образование:ресурсы инновационного развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. каф. педагогики и андрагогики/ С.-Петербург, 9 апр.2013г. / С.-Петербург. Акад. постдиплом. пед. образования. – СПб.: Культ.-информ.-пресс, 2013. – С. 229.

3.      Ермак Н.А. Педагогическая поддержка качества жизни людей пожилого возраста средствами художественного творчества [Текст]: автореф. дис. … док. пед. наук / Н.А. Ермак . − Ростов н/Д, 2009. – С. 36-37.