Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

     Применяемый на практике организационно - экономический механизм управления современной инновационной деятельностью будет эффективным  только в том случае, если он обеспечит наиболее гармоничное сочетание целей, потребностей и интересов всех заинтересованных сторон в осуществлении данной деятельности в условиях динамично и непредсказуемо изменяющейся социально - экономической ситуации ведения бизнеса. Апробированный опыт свидетельствует[2], что это практически возможно, если будет своевременно сформирован и задействован инновационный рычаг. Таковым является экономический механизм, имеющий свою специфику, которая состоит в следующем:

-   в основе его построения лежит системное взаимодействие инновационнообразующих факторов;

-   основная цель его применения - преобразование относительно небольших затрат в инновационной сфере деятельности в значительно больший по своим масштабам социально – экономический эффект, как на уровне государства, так и на уровне регионов, отдельных компаний. При этом наибольшую скорость подобной трансформации может обеспечить рычаг, построенный в виде мультипликатора.

   Эффект мультипликации достигается за счет аккумулирования потоков нововведений, исходящих от их инициаторов. Сам процесс аккумулирования начинается с менее зрелых фаз развития инноваций, через прохождение стадий их приспособления к массовому распространению, дающему наибольший экономический эффект, до более зрелых форм их развития [4].

   Апробированный алгоритм построения такого мультипликатора на примере управления инновационным процессом в промышленности следующий.

   Первый шаг - установление масштаба эффекта мультипликации, который определяется, как интенсивностью потоков реализованных, так и готовых к реализации научно-прикладных продуктов/услуг, ориентированных на изменение объемов промышленного производства.

    При этом, располагаемый масштаб эффекта мультипликации может находится в диапазоне от минимально допустимого его значения, обеспечивающего воспроизводство существующих темпо - ритмов промышленного развития, до максимально возможного уровня, определяемого желаемыми темпами функционирования промышленного производства. С целью определения его количественного значения используют специальный интегральный показатель – индекс инновационной активности А.

    Он состоит из комбинации следующих индикаторов:

-   темпы промышленного развития, % (Кт);

-      количество предложенных научно-прикладных продуктов/услуг, оформленных в виде заявок на изобретения, публичных демонстраций «ноу-хау», логических алгоритмов и т.п. При этом, используются натуральные единицы измерения (шт. на 100 тыс. населения (Кп));

-   численность исследователей (генераторов идей) и разработчиков (трансформаторов идей в замыслы) (ед. на 100 тыс. населения (Ки);

-   число организаций (самостоятельных и отдельных подразделений предприятий, занимающихся НИОКР), создающих общие и специализированные знания (шт. на 1000 промышленных фирм (Ко);

-   расходы на исследования и разработки, измеряемые в процентах от ВНП (Кр);

-   затраты на одного исследователя и разработчика (руб. на человека (Кз);

-      количество сформированных и развиваемых научных направлений в сферах фундаментальных и прикладных исследований (шт. (Кн).

    Аналитический вид индекса А представляется следующим выражением: А = Вт· Кт + Вп· Кп + Ви · Ки +Во · Ко + Вр · Кр + Вз · Кз + Вн · Кн,

   где В – удельные веса коэффициентов (К), которые для промышленной сферы могут быть определены следующими значениями: 0,23; 0,08; 0,26; 0,1; 0,13; 0,05; 0,15.

    Индекс А рассчитывается, как на весь исследуемый период, так и по отдельным временным отрезкам (например, год) анализируемого периода Кроме того, иногда полезно рассчитать данный индекс на определенный момент времени. Техника его расчета основана на следующих этапах: первый этап - определяется нормативное значение данного показателя, характеризующее желаемый масштаб промышленной мощи; численные значения коэффициентов Кi, используемых в индексе, прогнозируются в соответствии с имеющимися в наличии ресурсами и действующими в развитых странах нормами. Следующий этап - определение величины индекса А, показывающую существующее положение дел в промышленной деятельности на данном этапе ее развития. Разница между рассчитанными индексами (нормативным и действующим) показывает требуемый масштаб эффекта мультипликации.

    Второй шаг - структурирование периода жизнедеятельности мультипликатора по следующим фазам реализации:

а) работы в резерв на накопление научно-прикладного задела;

б) развитие действия мультипликатора до достижения необходимых масштабов эффекта; в) поддержание устойчивых крейсерских темпов промышленного прогресса.

    Последние две фазы реализуются следующим образом: последовательно, параллельно, последовательно - параллельно. Данный выбор связан с конкретными условиями их осуществления.

   Завершающий шаг - разработка программы реализации мероприятий, предусматривающимися на стадии (а). В ней необходимо предусмотреть активные упреждающие меры по предотвращению, как возможных структурных, так и циклических колебаний. В итоге необходимо смоделировать график запуска работы данного механизма, т.е. формируется основа реализации работы мультипликатора со сроками и темпами, направленных на обеспечение, как разрешения текущих проблем, так и развитие промышленности в динамики в соответствии с разработанными действиями, предусмотренными на стадии реализации шагов (б) и (в). При этом, для более гибкого и адекватного воздействия на процесс промышленного развития при осуществлении шагов (а) и (б) необходимо своевременно и в полном объеме осуществлять производство того количества товаров, работ, услуг, которое будет способствовать обеспечению устойчивого промышленного роста.

   С целью решения этой задачи на этапе (а) предусматривают создание специального фонда быстрореализуемых наукоемких инноваций. Полезно провести построение адекватной системы диверсификации нововведений. Это актуально для российских компаний в силу особенностей их функционирования, ориентированного не на долгосрочное развитие научно-техническое прогресса в целом, а на отдельные направления, приоритетные, с их точки зрения, на текущий момент времени.

    Инновационный мультипликатор адаптирует (самонастраивает) хозяйственную систему к потребностям общества, изменяющимся во времени, пространстве, существующей системы общественного разделения труда, а также по масштабам, качеству и скорости преобразований. Инновационный хозяйственный механизм, основанный на принципах мультипликации, способен обеспечить экономически устойчивое развития, как промышленного производства, так и экономики в целом. В наибольшей степени этому способствует следующее обстоятельство: мероприятия, предусматривающие реализацию стадии (а), необходимо задействовать уже на стадиях подъема и стабильной работы экономики.

    Общепринято, что в современных развитых странах мира прикладная научная деятельность финансируется, как правило, за счет их превращения в востребованный рыночный продукт/услугу, т.е. коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

   В советской командно – административной системе такой категории, как «коммерциализация научных результатов» не существовало, было распространено понятие «внедрение». Это существенно разные понятия. Внедрение – «силовой» прием, который заключается в том, чтобы заставить производителей использовать результаты определенной научно – исследовательской деятельности в собственной практике без ориентации их на существующие потребительские предпочтения.

   В силу этого, основная проблема развития советской научно-технической сферы и всего промышленного комплекса в целом, заключалась в том, что огромное количество проведенных и коммерчески выгодных исследований, разработок никогда не были внедрены в практическую деятельность отечественных компаний. В результате этого, в стране, обладавшей мощным научно-техническим потенциалом и комплексом, выпускалась в основном неконкурентоспособная на мировом рынке продукция. Советское ученое сообщество не было заинтересовано и, следовательно, ориентировано на то, чтобы результаты их научных исследований воплощались в форме рыночно востребованного товара/услуги. Само существование и благополучие научных организаций не зависело от практической апробации достигнутых ими результатов. Командно – административная система была основана на том, что все исследования, которые начинались, доводились «до результата, готового к внедрению» вне зависимо от их коммерческого успеха. Это не сопутствовало процессу формирования и развития наиболее гармоничного социально – экономического потенциала, как промышленного, так и общества в целом.

   В современных условиях хозяйствования такой подход недопустим. Основой современной инновационной деятельности является процесс «коммерциализации» полученных, входе ее реализации, достижений.

   При этом, сам процесс «коммерциализация» ориентирован на получение определенного экономического эффекта всеми заинтересованными участниками данного инновационного процесса (исследователями, производителями, инвесторами, потребителями и т.д.). В ходе его развития создается неразрывная единая интегральная цепочка, основанная на функционировании «обратной связи», «наука – производство – рынок». В этом случае исследователям, изобретателям необходимо ориентироваться на рыночные потребности и осуществлять такие разработки, которые будут восприняты и востребованы рынком и которые предопределят основу будущего коммерческого успеха его участникам.

   Согласно статистическим данным в современных развитых странах при достижении новым товаром/услугой рыночной доли в размере 8-10%, исследования, связанные с их разработкой и распространением завершаются. При этом, в ходе разработки, апробации и распространения нового товара/услуги одновременно осуществляется постоянный мониторинг, как рыночного потенциала, так и научно - прикладных исследований с целью поиска и выявления новых возможностей коммерциализации полезных результатов НИОКР. Если устанавливается, что новый товар/услуга не в состоянии обеспечить запланированный уровень развития  на данный момент времени, то они признаются коммерчески не привлекательными и прекращают свое существование

    В силу этого, важно определить всех ключевых участников инновационной деятельности, обеспечивающей ее существования на всех стадиях жизненного цикла. В одним из них относятся:

1.     Крупные компании, в том числе транснациональные (ТНК), заинтересованные в инновациях для совершенствования, как своей собственной деятельности, так и выхода на рынок. Это, прежде всего, организации из стран Северной Америки, Западной Европы, некоторых государств Юго-Восточной Азии. Они ориентированы на поиск и реализацию наиболее значимых инноваций, прежде всего из сферы «новой экономики».

2.      Крупные и средние компании, деятельность которых направлена на свой внутренний рынок. Наибольший интерес для них представляют инновации, доведенные до опытного или серийного производства, которым практически гарантирован 100% спрос на соответствующем рыночном пространстве. Для этих предприятий, представляющие прежде всего такие страны, как Китай, Индию, Иран и др.), ключевым моментом является возможность замещения иностранной продукции отечественным производством.

3.    Венчурные компании и фонды, делающих акцент на революционных инновациях, особенно в сфере

«новой экономики». Их основное требование – рынок, предъявляющий спрос на инновации, должен быть динамично развивающимся, с перспективами выхода на объемы продаж, измеряемые сотнями миллионов долларов.

4.     Частные инвесторы. Интерес частного инвестора сконцентрирован прежде всего на окупаемости вложений в краткосрочной перспективе. Иногда встречаются исключения, например, так называемые «ангелы», т.е. такие инвесторы, которые начинают свою работу в венчурных инновационных проектах на ранних стадиях их существования, когда до получения конечного результата необходимо выполнить большой объем работы. Особенность их участия заключается в следующем: частные инвесторы в наибольшей степени, из всех рассмотренных участников данного процесса, заинтересованы, как в скорой отдаче вложенных собственных средств, так и в строгом тщательном контроле за их использованием.

  Отметим, в некоторых странах в инновационной деятельности активно участвуют специальные банки, именующиеся как «инновационные» или «венчурные». Их деятельность представлена и на территории России. Однако, данные финансовые институты, как правило, реальной инновационной деятельностью не занимаются. Практика показывает, что их больше всего интересуют краткосрочные торговые сделки, но не научно – технические инновации, понимаемые в традиционном смысле. Одним из условий привлечения подобных учреждений к сотрудничеству является предоставление им соответствующих гарантий, как правило, в форме значительного залога, причем быстрореализуемого. Данное обстоятельство является существенным барьерам, иногда непреодолимым, на пути выхода значительного числа потенциальных инноваторов на рынок.

   Поэтому, всесторонняя помощь со стороны государства в создании благоприятных условий для ведения цивилизованного взаимовыгодного бизнеса может способствовать большему развитию российских компаний на инновационной основе.

5.   Как и в любой рыночной сфере хозяйствования, важную роль в процессе развития инноваций играют посредники. К ним относятся специализированные агентства, всевозможные и доступные средства массовой информации, «вольные стрелки» и т.д. Процесс развития информационных технологий вносит свой существенный вклад в развитие посреднической деятельности на современном этапе. Например, в этой области активно работает международный центр технологической кооперации (МЦТК). На сайте МЦТК представлены направления и условия передачи технологий. При этом, МЦТК не является единственной организацией, осуществляющей поиск и распространение инновационных достижений в интересах других государств. Их деятельность направлена на «международный рынок» и содействует процессу накопления и распространения инноваций в интересах всего мирового хозяйственного сообщества, внося, тем самым, свой личный вклад в направления и темпо – ритмы развития научно – технического прогресса в целом. Это вполне естественная и востребованная с точки зрения развития рыночной экономики работа, поскольку  в условиях обострения и глобализации конкуренции ключевым параметром научно - технологического прогресса является скорость воспроизводства инновационного цикла от научных исследований до получения результатов на практике. Поэтому, скорость использования и распространения инноваций становится важным фактором устойчивого экономического развития не только компаний, но их объединений, государств, межгосударственных союзов на современном этапе. И посредническая деятельность вносит свой вклад в осуществлении данного процесса.

    Изменение условий хозяйствования также способствует процессу трансформации требований к осуществлению инновационной деятельности, в частности, в сфере  менеджмента. Возникает проблема формирования такого организационно – экономического механизма управления, который способствовал бы обеспечению максимально взаимовыгодного сотрудничества со стороны всех заинтересованных сторон данного процесса.

Список литературы

1.     Гольдштейн Г.Я., Инновационный менеджмент, учебное пособие, ТРТУ, 2006

2.     Инновационный менеджмент, М, «Экономика», 2010

3.     Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов, под ред. С.Д.Ильенковой, М, 2007

4.     Коновалов В.М., Инновационная сага, М., 2010

 5.     По материалам: Donald G. Marguis, The Anatomy of Successful Innovation / Анатомия успешной инновации/ 2010-2011. Перевод, обработка А. Сенин.

6.     По материалам статьи А.Дагаева, Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления, №5, 2009

7.     Шеко П., Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления №2, 200