Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕ СОЗДАННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2017г.

Гудвил – многогранная категория, которая классифицируется по целому ряду признаков. Однако среди множества его классификаций наиболее значимым является подразделение гудвила исходя из места возникновения относительно компании на внутренний (внутренне созданный) и приобретенный. На рисунке представлены концептуальные основы МСФО в отношении учета данных двух видов гудвила.




Внутренне созданный гудвил – это внутренние преимущества компании, такие как безупречная работа высококвалифицированного персонала, слаженность менеджерской команды, узнаваемость бренда, лояльность клиентов, выгодное месторасположение и т.п., позволяющие компании получать прибыль выше среднеотраслевой. Для создания таких отличительных черт компании тратят немалые средства, надеясь на то, что они окупятся в будущем и принесут экономическую выгоду. Очевидно, что внутренне созданный гудвил является нематериальным объектом по своей природе и по классификации активов мог бы быть отнесен к нематериальным активам. Однако большинство учетных стандартов и, в том числе МСФО, не разрешают капитализировать затраты на его создание, несмотря на высокую вероятность генерирования будущих экономических выгод компании. В частности, это касается затрат на обучение персонала и расходов на рекламу; такие затраты признаются расходами того периода, в котором они понесены.

Анализируя положения МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» в части внутренне созданного гудвила можно констатировать, что такой учетный подход (запрет на признание в качестве актива) согласуется с общим подходом к признанию активов, изложенным в Концептуальных основах финансовой отчетности для внешних пользователей в системе МСФО. Так, согласно данному документу, для того чтобы объект был признан в качестве актива, требуется одновременное выполнение трех критериев:

-   соответствие определению актива (нематериального актива);

-   существование вероятности того, что любая будущая экономическая выгода, связанная с ресурсом, будет получена предприятием;

-   возможность надежно измерить фактические затраты на приобретение.

Первый и последний из перечисленных критериев признания актива не выполняются, поэтому внутренне созданный гудвил не признается.

Несоответствие определению нематериального актива заключается, во-первых, в том, что у компании отсутствует контроль над внутренним гудвилом: так, например, компания не может иметь контроля над своим персоналом, любой из сотрудников может уволиться в любой момент. Во-вторых, гудвил не является идентифицируемым ресурсом,поскольку он неотделим от компании и не возникает из договорных или иных юридических прав.

Что же касается невыполнения третьего критерия признания (отсутствие надежной оценки затрат на создание), то, несмотря на существование различных методик оценки внутренне созданного гудвила, все они не дают надежного ответа на вопрос: сколько же компания потратила на создание комплекса нематериальных благ, формирующих собственный гудвил организации.

Таким образом, в силу невыполнения ряда условий, составляющих критерии признания объекта в качестве актива (наличие контроля, идентифицируемость, надежная оценка), в соответствии с МСФО, внутренне созданный гудвил не признается в качестве актива в финансовой отчетности компании.

В МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» приводится следующее определение приобретенного гудвила: «актив, представляющий собой будущие экономические выгоды, являющиеся результатом других активов, приобретенных при объединении бизнеса, которые не идентифицируются и не признаются по отдельности».

Итак, согласно МСФО, гудвил признается в качестве актива только в случае приобретения бизнеса. При этом учет  объединения бизнеса (или учет на дату приобретения) является отправной точкой для применения метода консолидации. Согласно МСФО (IFRS) 3 компания-покупатель должна применить метод покупки, вследствие которого в учете покупателя и возникает гудвил. Обобщив вышесказанное, необходимо отметить, что приобретенный гудвил отражается в консолидированной отчетности компании- покупателя бизнеса в качестве актива в отчете о финансовом положении.

Генезисом оценки внутренне созданного гудвила является одна из первых работ, выделивших проблему отражения в учете внутренне созданного гудвила, книга профессора Калофорнийского университета Г.Р. Хэтфилда «Современный бухгалтерский учет: принципы и некоторые проблемы», которая была издана в 1909 году в Нью-Йорке. Хэтфилд определил гудвил как «…типичную форму нематериальных активов, представляющую собой стоимость деловых связей, оценку вероятности того, что нынешние клиенты будут продолжать покупать у нас, несмотря на соблазны со стороны конкурирующих торговцев». Также он отметил, что объективная оценка гудвила компанией, создавшей его, невозможно. Хэтфилд указал на то, что из-за сложности объективной и достоверной оценки гудвил не должен отражаться в финансовой отчетности организации, за исключением приобретенного гудвила.

Выдающийся  британский  исследователь  гудвила  начала  ХХ  в.  П.Д.  Лик  в  своей  книге «Коммерческий гудвил: история, оценка и отражение на счетах бухгалтерского учета», изданной в 1921 г. в Лондоне, сформулировал следующее определение: «Коммерческий гудвил может включать в себя любое или все из перечисленных свойств: деловые связи, ассоциированные с именами, лицами и местами ведения бизнеса; торговые марки, патенты и образцы; авторское право, и право на осуществление монополии. Возмещаемая стоимость гудвила базируется на ожидании того, что владелец любого из этих прав будет зарабатывать в будущем прибыль, увеличение стоимости или другое преимущество сверх нормального вознаграждения на вложения капитала и человеческих усилий, которые необходимо осуществлять в любом начинании. Гудвил, как обычно предполагается, обладает текущей возмещаемой стоимостью, и эта стоимость часто бывает очень большой». П.Д. Лик особо отмечал, что в финансовой отчетности должен признаваться только приобретенный гудвил, представляющий собой лишь малую часть гудвила.

Еще один известный британский бухгалтер – Ф.У. Пиксли в изданном в 1922 г. в труде «Бухгалтерский словарь» начал статью, описывающую гудвил и его отражение в бухгалтерском учете, с критики существующих определений гудвила: «Термин «гудвил» постоянно используется в коммерческой практике, но его смысл неясен, а его природа часто понимается неправильно. Еще никогда не давалось удовлетворительное определение гудвила». Сам Пиксли определял гудвил как «…приведенную стоимость будущих сверхприбылей». Он полагал, что любая успешная компания обладает гудвилом, но видимым и подлежащим оценке этот гудвил становится лишь в момент продажи компании. Эта сумма (приобретенный гудвил), по мнению Пиксли, является сравнительно небольшой частью всего гудвила.

После выхода в свет фундаментального труда «Принципы бухгалтерского учета», авторство которого принадлежит трем «титанам» американского бухгалтерского учета первой половины ХХ в.: профессору Гарвардского университета Т.Г. Сандерсу, профессору Калифорнийского университета Г.Р. Хэтфилду и профессору Йельского университета А. Муру, по вопросу отражения в учете внутренне созданного гудвила в ней заявлялось следующее: «Общепринято, что стоимость гудвила отражается в бухгалтерском учете только тогда, когда этот гудвил был приобретен. Следовательно, гудвил не должен отражаться в бухгалтерском учете компании, создающей его». Данная позиция позже была закреплена в большинстве бухгалтерских стандартов, регламентирующих отражение гудвила в бухгалтерском учете и раскрытие информации о нем в финансовой отчетности компаний. Необходимо отметить, что в настоящее время внутренне созданный гудвил в финансовой отчетности компаний также не признается.

Деловая репутация на сегодняшний день во многих компаниях является значимым активом, однако существующие методы оценки деловой репутации предназначены только для оценки приобретенной деловой репутации организации, хотя внутренне созданная деловая репутация, играющая важную роль для предприятия, не оценивается вообще и по существующим стандартам финансовой отчетности как российским, так и международным, не признается активом. Необходимость стоимостной оценки внутренней деловой репутации возникает при определении маркетинговой компании, прогнозировании эффективности инвестиций, а также при управлении организацией, которое направлено на увеличение ее стоимости. Деловая репутация организации приносит более долгосрочные доходы, так как причинами формирования деловой репутации могут быть высококвалифицированный управленческий персонал, устойчивые отношения с поставщиками, преимущества местоположения организации и т. д.

По нашему мнению, проблема с определением стоимости внутренне созданной деловой репутации в действительности вполне разрешима для организаций, акции которых котируются на фондовых рынках. По установившему на отчетную дату курсу акций данной организации можно определить реальную стоимость ее капитала, присоединив к ней величину обязательств и вычтя справедливую стоимость активов на отчетную дату, получаем стоимость внутренне созданной деловой репутации.

Данные расчеты следует проводить не реже одного раза в год. Полученную таким образом величину внутренне созданной деловой репутации необходимо отражать в виде справочной информации в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Очевидно, что такая оценка зависит от значительных колебаний на финансовых рынках и не застрахована от финансовых спекуляций. Для ликвидации влияния указанных факторов предлагается производить расчет за определенный период, таким образом анализ динамики средних значений показателя деловой репутации становится экономически обоснованным и его результаты целесообразно использовать при принятии решений. Такой подход существенно повысит роль финансовой отчетности в выработке более эффективных решений, принимаемых различными группами пользователей. Внутренний гудвил в том числе служит  важной управленческой информацией для собственников, менеджеров и инвесторов.

В отличие от других нематериальных деловая репутация присуща всей компании и неотделима от нее. В этом заключается одно из ее главных отличий от других нематериальных активов. Любая успешно работающая фирма должна иметь положительную внутренне созданную деловую репутацию.

Очень важно отметить, что для организации деловая репутация – бесценный капитал, который наживается годами, но может быть утерян в результате одного неверно сделанного шага. Деловая репутация может пострадать как под действием внутренних факторов, обусловленных собственными тактическими или стратегическими ошибками, а также внешних обстоятельств, не зависящих непосредственно от деятельности организации (недобросовестные действия конкурентов, некомпетентность работников СМИ и т.д.).

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать следующий подход к деловой репутации. Деловая репутация компании представляет  собой меру доверия и набор ожиданий, которые вызывает компания со стороны всех заинтересованных в своей деятельности сторон. Это важнейший фактор устойчивости функционирования и развития компаний, который является ее неотделимым нематериальным активом, обусловливающим дополнительные существенные доходы и иные экономические выгоды. Нами было установлено, что для публичных организаций, определение стоимости внутренне созданной деловой репутации возможно: по установившему на отчетную дату курсу акций организации можно определить реальную стоимость ее капитала, присоединив к ней величину обязательств и вычтя справедливую стоимость активов на отчетную дату, можно получить стоимость внутренне созданной деловой репутации. Отражение величины внутренне созданной  деловой репутации в виде справочной информации  в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах позволит создать отчетность, которая будет отличаться высокой степенью информативности и значимостью для пользователей.

 

Список литературы

 

1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы»: Приказ Министерства финансов России от 28.12.2015 г., № 217н (ред. от 27.06.2016 г.)

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнесов»: Приказ Министерства финансов России от 28.12.2015 г., № 217н (ред. от 27.06.2016 г.).

3.     Ветошкина Е.Ю. Понятие «Деловая репутация» в российской и международной учетной практике. // Вестник ТГГПУ. Филология и культура. – 2010. – №21. – С. 199-201.

4.    Иванов  А.Е.  Методология раскрытия информации о  внутренне  созданном  гудвилле (оценке синергетического эффекта деятельности) компании в финансовой отчетности. // Финансы и кредит. – 2015. - №22 (646). – С. 48-60.

5.   Калинский О.И. Анализ основных методик экономической оценки стоимости гудвилла. // Наука. Инновации. Технологии. – 2011. - №4. – С.196-205.

6.       Щербакова  О.А.  Гудвилл:  важнейшая  составляющая  нематериальных  активов  в  учете коммерческих предприятий. // Аудит и финансовый анализ. – 2008. - №5. – С. 29-36.