16 декабря 2015г.
Необходимость совершенствования бюджетного процесса, слабая связь между ограниченными бюджетными ресурсами и результатами использования бюджетных средств обусловили переход к системе бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Бюджетирование, ориентированное на результат – система организации государственного (муниципального) управления бюджетными средствами, при которой расходование бюджетных средств осуществляется в непосредственной взаимосвязи с достигаемыми результатами.
Бюджетирование, ориентированное на результат имеет значительные преимущества:
· для государства – систематическое получение полной информации о реализации государственных целей и задач, а также об использовании средств бюджетов. Появляется возможность более эффективного распределения финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики, что в конечном итоге способствует экономии бюджетных средств за счет повышения эффективности работы государственного сектора;
· для общества – наглядное представление насколько цели и приоритеты государственной политики удовлетворяют интересам граждан;
· для учреждений – самостоятельность в оперативном управлении расходами, возможность подкрепления запросов об увеличении бюджетного финансирования экономически обоснованным расчетом эффективности реализации программы [3].
Применение целевых программ в качестве инструмента программно-целевого бюджетирования – это возможность в значительной степени повысить эффективность и результативность бюджетных расходов. Использование программно-целевых методов позволяет оптимизировать формирование бюджета, обеспечить преемственность экономической и бюджетной политики.
Процесс внедрения программного подхода в управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации начался в 1995 году, когда появилась возможность принятия федеральных (региональных и муниципальных) целевых программ. Назначение таких программ – решение приоритетных социально- экономических, научно-технических, экологических и других задач государства.
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в 2004-2007 годах предусматривалось определение целей, задач и показателей для всех видов деятельности органов исполнительной власти, а также внедрение ведомственных целевых программ.
Следующий этап внедрения программного подхода связан с принятием Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на 2010-2012 годы, в которой предусмотрено внедрение государственных программ и переход к программному формату федерального бюджета.
Программная структура расходов бюджета предполагает распределение законом (решением) о бюджете бюджетных ассигнований по целевым статьям классификации расходов бюджета, соответствующим целевым программам, в том числе с привязкой к главным распорядителям средств бюджетов. Определяющим признаком целевых программ является формирование различных целей использования бюджетных средств с разбивкой на подцели, определение механизма их достижения, временных рамок и индикаторов промежуточного состояния выполнения задач. Суть программно-целевого управления бюджетными расходами состоит в использовании целевых программ как инструмента организации использования бюджетных средств с учетом необходимых и значимых результатов.
В Российской Федерации действуют следующие виды целевых программ:
· государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы;
· федеральные и региональные целевые программы;
· ведомственные целевые программы;
· федеральная адресная инвестиционная программа.
Основным видом целевых программ в настоящее время выступают государственные программы. Государственная программа является инструментом государственной политики. Государственная программа – это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического и социального характера, взаимосвязанных по срокам, направленная на достижение поставленных целей и решение проблем, сбалансированная по финансовым, кадровым и другим ресурсам.
Государственные программы как инструмент программно-целевого управления формируются с 2011 года. Государственная программа - это документ, в котором определены цели и задачи, результаты, направления и инструменты государственной политики, направленные на реализацию приоритетов, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
С 2011 года осуществляется практика аналитического распределения ассигнований федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации. В рамках реализации государственных программ Российской Федерации с 2012 года осуществляется переход к программному формату федерального бюджета.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013-2015 годах», переход к «программному бюджету» в полном объеме необходимо осуществить, начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Использование целевых программ в качестве инструмента управления бюджетными расходами позволяет решать проблемы социально-экономического развития комплексно, способствует развитию государственно- частного партнерства в ходе реализации программы, дает возможность оценить результаты, что в конечном итоге отражается в повышении эффективности расходования средств бюджета.
Однако у целевых программ имеется ряд недостатков, которые обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования. Это отсутствие эффективного мониторинга за ходом реализации целевых программ. В качестве приоритетного направления совершенствования механизма управления целевыми программами выступает мониторинг, который целесообразно проводить по двум направлениям: мониторинг результативности реализации целевых программ (оценка степени достижения цели) и мониторинг эффективности реализации программ (оценка затрат на ее реализацию).
Существенным недостатком целевых программ является дублирование мероприятий государственных программ и федеральных целевых программ. С этой целью целесообразно сократить количество последних и включить запланированные в них мероприятия в состав государственных программ.
Во избежание отставания России от ведущих стран мира, необходимо сопоставлять международный опыт в сфере реализации бюджетных целевых программ с российским опытом, что на сегодняшний момент не происходит.
Не менее важным направлением в использовании целевых программ является автоматизация процессов разработки целевых программ и управлениями ими.
Список литературы
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013-2015 годах»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»
3. Макашина О.В. Бюджетирование, ориентированное на результат // Вестник ИГЭУ. №1, 2008