Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ СБАЛАНСИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

    В России растет спрос на современные технологии стратегического управления. Стратегия компаний, нацеленная на экономический рост сегодня достаточно актуальна. В зарубежной практике корпоративный рост – безусловный аргумент наиболее конкурентоспособных компаний, который прописан в управленческих регламентах. В России стратегия роста крайне редко формализована на корпоративном уровне, однако, потенциал роста – важнейший фактор инвестиционной привлекательности компаний. Это обуславливает растущий интерес к передовым практикам управления корпоративным ростом с позиций стратегического и финансового менеджмента. Современные методики и техники управления отечественными компаниями все еще находятся на стадии становления, что побуждает исследователей развивать теоретические и прикладные сценарии интеграции стратегии корпоративного роста и его финансовой реализации [4, с. 772].

Сбалансированная система показателей в последние годы стала наиболее популярной и востребованной методикой стратегического управления. Согласно данным опросов в Скандинавии, в 2000 г. 27% из 250 опрошенных компаний уже внедрили какую-либо версию стратегических карт, а 61% компаний собирались внедрить стратегические карты в течение ближайших двух лет.

    Результаты опроса Bain & Co (2001), посвященного управленческому инструментарию 25 современных управленческих методик и инструментов, сотни американских руководителей из 30 отраслей, показали, что лучший инструментарий управления – BSC (Balanced Scorecards).

   Первоначально сбалансированная счетная карта была разработана в качестве системы оценки деятельности предприятия и инструмента управления нематериальных активов Р. Капланом и Д. Нортоном [8]. Интересно, что в начале 1990-х гг. появилось сразу несколько похожих систем, разработанных различными коллективами авторов для решения задач оценки эффективности деятельности и управления нематериальными активами: сбалансированная счетная карта Мейселя, пирамида целей и показателей деятельности Мак-Найра, Линча и Кросса [1, с. 74].

   Потребность в таких системах объяснялась все более нарастающим разрывом между бухгалтерской и рыночной стоимостью компаний. Так, если разрыв между балансовой и рыночной стоимостью компаний, согласно данным по 3500 американским компаниям, в 1978 г. составлял 5%, то к 1998 г. по бухгалтерской балансовой стоимости компании недооценивали себя на 72%, т.е. бухгалтерская балансовая стоимость активов составляла менее трети рыночной стоимости компаний.

     Причиной такого разрыва стало постепенное, но неуклонное увеличение стоимости нематериальных активов – интеллектуального капитала, инноваций, репутации – в общей стоимости компаний. Стандарты финансовой отчетности не учитывали изменения природы активов компаний в условиях информационного и инновационного развития экономики. В таких условиях инвесторы при принятии решений стали отказываться от такого источника информации о состоянии компании, как бухгалтерская отчетность.

   Если рассматривать более ранний период, необходимо отметить, что начиная с 1932 года разработано множество моделей управления эффективностью компании, отличающихся принципами построения, и широтой охвата, и ориентацией на различные группы пользователей. Анализ моделей, описанных в экономической литературе, показал недостаточную структурированность предлагаемых моделей сбалансированных показателей. Для критической оценки в целях сравнения моделей мы предлагаем рассмотреть их с позиций четырех критериев: объект управления, основная идея, недостатки и достоинства модели (Табл.1). Рассмотрим некоторые из них и приведем сравнительную характеристику.



Таблица 1 Сравнительная характеристика моделей сбалансированных показателей

Объект управления

Основная идея

Достоинства модели

Недостатки модели

Система сбалансированных показателей Нортона-Каплана [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие

Выработка приемлемой стратегии с декомпозицией целей для каждого подразделения и исполнителя в виде ключевых показателей эффективности (KPI)

3 элемента: разработка карты стратегических задач, составление тактической карты сбалансированных показателей, осуществление процессов планирования, сбора информации, отслеживания фактических значений показателей и контроля. Ключевое внимание отводится причинно- следственным связям между отдельными показателями и элементами.

Основная идея – сбалансировать деятельность компании во времени и пространстве.

 

 

 

 

Любая задуманная стратегия и поставленная цель, при условии качественной трансформации в стратегические карты и декомпозицию в соответствующие KPI, позволяет топ-менеджерам сделать информацию доступной и понятной каждому на всех уровнях иерархии компании.

Модель учитывает не только финансовые показатели, но и рыночные, а также внутренние.

 

 

 

 

 

 

 

Не полностью защищена от манипуляций. Есть возможность ошибок на этапе разработок стратегических карт, выявлении причинно- следственных связей и измерениях нефинансовых показателей.

Система сбалансированных показателей Мейселя [9]

 

 

Финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, трудовые ресурсы

В рамках ключевого аспекта

«трудовые ресурсы» оценке подлежит инновационная деятельность, обучение и подготовка персонала, совершенствование продукции, формирование базисной компетенции фирмы и корпоративная культура.

 

 

 

Включает в себя показатель человеческий капитал в явном виде.

Недостаток – глобальность непрерывного процесса совершенствования, развития и обучения, сложность внедрения.

Универсальная система показателей деятельности (TPS) Рамперсада [3]

Финансы, маркетинг, внутренние бизнес-процессы, персонал

Ключевая идея – достижение максимального уровня ответственности и преданности сотрудников, а также поощрение индивидуального обучения, группового обучения и

 

В случае удачного воплощения позволяет менеджменту подробно контролировать процессы.

Сложность модели гарантирует большое количество ошибок разработки, внедрения и эксплуатации, подверженность манипуляциям т.к.

 

развитие креативности

включает в себя группу других моделей.

Пирамида эффективности МакНейра [10, с. 30]

 

 

 

 

Финансы, маркетинг, внутренние бизнес-процессы, персонал

Выявление связи между общей стратегией компании и финансовыми показателями ее деятельности Пирамида деятельности включает четыре уровня организационной структуры компании и обозначает систему двусторонней связи, необходимую для того, чтобы распространить идеи корпоративной стратегии на разных уровнях иерархии.

 

 

 

Модели позволяют менеджменту в режиме реального времени отслеживать отклонения показателей, корректировать операции и выявлять несоответствия.

 

 

 

Сложность разработки.

Более свободные регламенты оставляют достаточно пространства для манипуляций и ошибок.

Модель ЕР2М Адамса и Робертса [5, с. 504-507]

 

 

 

 

Финансы, маркетинг, внутренние бизнес-процессы, персонал

Основная идея – важность деятельности компании на четырех направлениях: обслуживание клиентов и рынков; совершенствование внутренних процессов (рост эффективности и рентабельности); управление изменениями и стратегией; собственность и свобода действий.

 

 

 

 

Ключевые показатели эффективности могут регламентировать работу всей компании.

 

 

 

 

Сложность разработки.

Требует высокой квалификации работников

Модель «Стейкхолдер» или «Призма эффективности» [2]

 

 

 

 

Интересы групп заинтересованных лиц

Основная идея модели – определение групп заинтересованных лиц (стейкхолдеров) и выявление их интересов, которые трансформируются в целевые показатели, с помощью которых в дальнейшем оцениваются результаты деятельности компании.

 

 

 

 

Низкая сложность. Модель не требовательна к внутренней инфраструктуре и качеству персонала.

 

Нет четкой структуры и не прослеживаются связи между отдельными показателями, не обладает управленческим потенциалом

Модель «Панель управления» [6, с. 3]

 

 

 

Финансы, внутренние бизнес-процссы

Модель ка инструмент управления, используемый для «выбора, документирования и интерпритации» объединенных причинно- следственными связями финансовых и нефинансовых показателей.

 

 

 

Позволяет в определенной степени контролировать финансовые и внутренние бизнес-процессы

 

Не обладает достаточной внутренней логикой между отдельными показателями.

Сложность модели

Концепция управления по целям (МВО) [7, с. 87]

Бизнес-процессы

Менеджмент как целостная

Позволяет менеджменту

Нет целостной

система управления ориентируется на достижении всей совокупности целей.

Основные принципы: каскадирование организационных целей и задач; выделение конкретной задачи для исполнителя; участие персонала в прцессе принятия решений; оценка производительности и обратной связи.

эффективно управлять за счет формализации целей

картины управления, не охватывает всех аспектов деятельности компании

     Для среднестатистической российской компании наиболее приемлемой представляется модель, предложенная Д. Нортоном и Р. Капланом. Она дает возможность наибольшего охвата различных аспектов бизнеса, обладает достаточно высокой устойчивостью к манипуляциям и ошибкам. В определенном смысле этот подход является золотой серединой между управленческими технологиями и теми ресурсами, инфраструктурой и корпоративной культурой, которыми российские компании обладают на сегодняшний день. В связи с этим перед учеными – экономистами стоит задача дальнейшего развитие этой системы.

Список литературы

1.     Неудачин В.В. Реализация стратегии компании. Финансовый анализ и моделирование. М.: Издательский дом «ДЕЛО» РАНХиГС, 2011. С. 74.

2.     Нили Э., Адамс К., Кеннерли М. Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управлении. – М.: Баланс-Клуб, 2003.

3.     Рамперсад Х. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность /Хьюберт К. Рамперсад; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 352 с.

4.     Романенко        О.А.      Стратегия       внешнего        роста      компании:        методические         подходы      к     внедрению сбалансированной системы показателей // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3. С. 772-776.

5.     Adams C., Roberts P. You Are What You Measure (Manufacturing Europe 1993, Sterling Publications Ltd, 1993), p. 504-507.

6.     Chiapello E. The Tableau de Board, a French Approach to Management Information / E. Chiapello, M. Lebas. Working Paper (Revised Third Draft), 2001. August. P. 3.

7.     Drucker P. F. The Practice of Management / P. F. Drucker. New York: Harper Business, 1954. P. 87.

8.     Kaplan R., Norton D. // Harvard Business Review. 1992. № 1.

9.     Lawrence S. Maisel Performance Measurement. The Balanced Scorecard Approach. 1992/

10. McNair C.J., Lunch R.L/ Do Financial and Nonfinancial Performance Measures Have to Agree // Management Accounting. November. 1990. P. 30.