Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РИСКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА И ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

Сельскохозяйственное  производство  имеет  отношение  к  предпринимательской  деятельности, связанной с  повышенными рисками. Это объясняется зависимостью размеров получаемой прибыли не только от экономической обстановки в стране и человеческих усилий, но и от природных явлений, на которые повлиять не возможно.

Риск – это опасность увеличения расходов или недополучения прибыли, в результате наступления неблагоприятных событий, имеющих вероятностный характер [1, с.15].

После введения санкций в 2014 году на продовольственные товары, Россия взяла курс на развитие сельского хозяйства. Сельское хозяйство как наиболее рисковый вид деятельности, определяется природно- климатическими условиями, сезонностью производства и др.

Согласно исследованиям, риски аграрного сектора тесно взаимосвязаны, и довольно сложно разделить их на виды. Так компенсация одного из рисков происходит за счет другого вида риска. К наиболее значимым рискам агропроизводства относят: финансовые риски, погодные риски, риски персонала, социальный риск и т.д.

К методам снижения сельскохозяйственных рисков на макроуровне относят: страхование, лимитирование, хеджирование. Целью страхования является компенсация производителям имущественных убытков урожая, возникшие из-за влияния природно-климатических рисков, а также улучшения финансового положения сельхозпроизводителей и условий кредитования. Лимитирование - установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продаж, кредита и т.д. Хеджирование позволяет уменьшить риски сторон, так как потери от изменения цен на товары компенсируются выигрышем по фьючерсам.

В условиях импортозамещения все больше востребованы стали сельскохозяйственные кредиты, которые все неохотнее выдаются банками. Вследствие этого возникают финансовые риски, связанные с невозможностью покрытия долгосрочных займов и ссуд, а также с непогашением процентов при использовании заемных средств. Государственные программы кредитования с низкими ставками помогают достичь рекордных показателей урожайности. Так, в 2016 году было собрано 119 млн. тонн зерна, в т.ч. в Воронежской области, как крупнейшем сельскохозяйственном регионе Черноземья, было собрано 5,029 млн. тонн зерновых и зернобобовых и 5,8 млн. тонн сахарной свеклы. Наибольшее внимание к нуждам фермеров демонстрирует Россельхозбанк – специально созданный для обслуживания агропромышленного комплекса [5].

Несмотря на совершенствование законодательства и выделение значительных сумм бюджетных субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного страхования, данная сфера в последние годы переживает спад. Одной из причин этого является невыгодность сельскохозяйственного страхования. Так, в 2014 году в страховании с господдержкой участвовало 62 региона, в 2015 году – 56 регионов, а в 2016 году их количество сократилось до 41. В 2015 году была снижена величина критерия гибели урожая сельскохозяйственных культур с 30% до 25%, а критерий утраты посадок снизился с 40% до 30%. Всего выплаты за 2016 год в России достигли 4 млрд. руб., которые были распределенные следующим образом: 2,1 млрд.руб. – страховые возмещения по страхованию с господдержкой, и 1,8 млрд. руб. выплачено по коммерческим договорам, в том числе выплаты страховщиков по договорам агрострахования за период с января по сентябрь 2016 г. в Воронежской области составили 297,1 млн.руб., из которых 237,1 млн.руб. выплачено по страхованию без господдержки и 60,1 млн. руб. – по договорам на условиях господдержки (Рисунок 1).




Убытки в регионах страхования носили локальный характер (например, юг России).

В связи с вступившими, в преддверии 2017 года, новыми правилами субсидирования, остается неясность с объемом поддержки на данный год. Суммы государственных дотаций корректируются, а регионам не утверждены лимиты на выдачу льготных кредитов банкам.

Второй причиной уменьшения масштабов сельскохозяйственного страхования с господдержкой, стало систематическое нарушение Министерством сельского хозяйства России установленных сроков принятия решений, а также документов, касающихся данного вопроса. План сельскохозяйственного страхования утверждался с опозданием – в октябре вместо июля. По этой причине агропроизводители не могли своевременно планировать расходы и свое участие.

Также, в результате ухода страховых компаний с рынка сельхозстрахования, в т.ч. из-за отзыва лицензий Банком России, в настоящее время страховщиков в данной сфере работают только 19, что меньше 2014 года на 34 компании.

В некоторых регионах, в частности, в Республике Бурятия и в Забайкальском крае, вообще не осталось страховых компаний, которые занимаются сельхозстрахованием. В целом уровень конкуренции страховщиков значительно понизился, в результате этого оставшиеся компании соглашаются работать только с крупными клиентами. В регионах это привело к резкому сокращению количества заключенных договоров: в Воронежской области в 3 раза, а в Тамбовской области более чем в 10 раз. В то же время средние размеры заключенных договоров значительно увеличились.[2]

Кроме этого, были отмечены недостатки в работе региональных уполномоченных органов. Так, в 2015 году Правительство Воронежской области не исполнило свои обязательства по финансированию мероприятий в объеме свыше 46 млн.руб. При этом имелись случаи, когда сельскохозяйственные производители отказывались от предоставленных им субсидий из-за «отсутствия лимитов». В Воронежской области выявлено несвоевременное внесение изменений в документы областного уровня, из-за чего они не в полной мере соответствуют нормам федерального уровня.

Также в 2017 году будут приостановлены заявки на субсидирование инвестиционных затрат для покупки основных фондов, и затрат по обслуживанию кредитов на их приобретение (Рисунок 2). Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам составит около 59 млрд.руб., краткосрочным кредитам – 5,1 млрд.руб., на строительство объектов АПК почти 12 млрд.руб. Важным изменением становится создание Министерством сельского хозяйства «единая субсидия» - объединение государственной поддержки в одно [3].




Основными методами снижения сельскохозяйственных рисков на микроуровне является уменьшение погодных рисков, диверсификация, специализация, увеличения уровня капитализации.

Немалое влияние на урожайность культур оказывают природно-климатические риски. Так, в 2016 году крупнейший сельскохозяйственный регион Черноземья - Воронежская область - продемонстрировал рекорды практически во всех подотраслях АПК. Несмотря на неблагоприятную погоду, было собрано 5,029 млн. т зерновых и зернобобовых, и 5,8 млн. т сахарной свеклы. Воронежская область осталась в лидерах по России по приросту производства молока и мяса [4].

Сельхозтоваропроизводители имеют возможность выбрать более или менее рискованное производство. Использование гербицидов, пестицидов поможет предотвратить потери урожая, но применение химикатов влечет за собой возникновение социального риска, наносящего вред обществу.

С целью ускорения развития сельского хозяйства, российские власти подготовили перечень стимулирующих мер, с помощью которых происходит поддержка сельхозпроизводителей по всей России - это субсидирование займов; компенсационные выплаты при строительстве объектов на фермах; субсидирование лизинга, при покупке средств механизации; выдача помощи в виде грантов крестьянско- фермерским хозяйствам. В первом случае деньги выделяют для прокладки различных коммуникаций в хозяйствах фермеров, на приобретение земли, строительство инфраструктуры. При этом такая поддержка сельского хозяйства ограничена – ее совокупный объем не может превышать определенного лимита.

Риски персонала – отсутствие высококвалифицированной рабочей силы в сельской местности, способной организовать аграрное производство. В сельских населенных пунктах России в 2017 остается актуальной проблема нехватки квалифицированных кадров в самых различных отраслях, имеющих высокое социальное значение. Причины отказа молодежи искать себе место занятости в селе вполне очевидны: низкий уровень жизни, небольшие зарплаты, отсутствие благоустроенного жилья. В связи с этим в сельской местности разворачиваются федеральные и региональные программы, состоящие в выплате субсидий молодым кадрам, обеспечении их достойным жильем и т.д. Одной из самых популярных программ федерального уровня, которая преследует своей целью возврат молодежи в село выступает социальный проект «Молодой специалист на селе» [7].

Очень важно создание наиболее выгодных условий для собственного производства и реализации сельхозпродукции, что сделает сельское хозяйство более привлекательным для привлечения в него квалифицированных кадров.

Решению проблемы обеспечения регионов квалифицированными трудовыми ресурсами будет способствовать реализация мероприятий по привлечению на постоянное место жительства иностранных граждан из числа соотечественников. Федеральной целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (с изменениями на 25 мая 2016 года) направлена на решение жилищной проблемы, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе 20,5 процента молодых семей и молодых специалистов; достижение совокупного экономического эффекта в размере 104,6 млрд. рублей, в т.ч. за счет прироста производства продукции сельского хозяйства на основе улучшения условий жизни специалистов агропромышленного комплекса - 55,5 млрд. рублей [6]. Министерство сельского хозяйства в 2017 году предлагает также новый механизм льготного кредитования, при котором изначально процентная ставка составит 5 % годовых.

В 2016 году в России было выделено на помощь сельскому хозяйству около 240 млрд.руб. За 2016 год Воронежской области было выделено из федерального бюджета 7,2 млрд.руб., и 2,3 млрд.руб. за счет средств областного бюджета. На развитие животноводства было направлено 67 % субсидий. В 2017 году на целевую программу развития сельскохозяйственных территорий выделено 15,4 млрд.руб.

В настоящее время широко распространена грантовая поддержка. В 2017 году в первую очередь гранты будут получать семейные животноводческие фермы на базе крестьянско-фермерских хозяйств и начинающие фермеры. Государственная помощь фермерам в 2017 году позволит наладить успешное дело, приносящее пользу государству и значительный доход предпринимателю. Государственную поддержку могут получить не все граждане, а определенные категории, такие как молодые фермеры и семейные крестьянские хозяйства.

Как видно, сельскохозяйственное производство является наиболее рисковым видом предпринимательской деятельности, но вместе с тем развитое сельское хозяйство является одним из факторов безопасности страны, так как делает ее менее зависимой от других стран. В связи с этим государственная поддержка сельхозпроизводителей на настоящий момент является важной задачей в решении как продовольственной проблемы, так и безопасности страны в целом.

 

Список литературы

 

1.          Базисная система риск-менеджмент организаций реального сектора экономики: Монография / Д.В. Соколов, А.В. Барчуков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 125 с.

2.          Выявлена отрицательная динамика показателей в сфере сельхозстрахования с господдержкой.-Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/ (дата обращения: 24.04.17)

3.          Какой будет господдержка в 2017 году? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arlan.ru/news/ (дата обращения: 5.04.17)

4.          Коммерсант: В 2016 году Воронежская область продемонстрировала рекорды АПК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - http://www.zerno.avs.ru/news/67057/kommersant-v-2016- gody-voronejskaya-oblast-prodemonstrirovala-rekordi-v-apk.html (дата обращения: 14.03.17)

5.          Кредиты на сельское хозяйство 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.offbank.ru/blog/789-krediti-na-seljskoe-hozyaystvo.html (дата обращения: 21.03.17)

6.          О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 201 4-2017 годы и на период до 2020 года" (с изменениями на 25 мая 2016 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: -http://docs.cntd.ru/document/ (дата обращения: 8.04.17)

7.          Программа «Молодой специалист на селе»: условия и правила, привилегии, льготы и выплаты [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-molodoj-spetsialist-na- sele.html (дата обращения: 16.04.17)