21 июня 2016г.
Интернет-трейдинг – это занимательный, далеко идущий и активно развивающийся сегмент рынка. Ему присущ целый набор уникальных особенностей, однако в основе лежат дефиниции маркетинга. Как и в привычном для нас рынке, в электронной торговле существует великое разнообразие возможных сфер коммерческой деятельности. Самая очевидная – это продажа товаров и услуг через Интернет, при этом услуги могут быть завязаны и с глобальной сетью (реализация рекламных мест на своем сайте, например).
Сегодня в Интернете можно купить все или почти все. Огромное количество интернет-магазинов позволяет нам сделать заказ различных мультимедийных продуктов, книг и даже техники Hi-End. Данный вид шопинга развивается все шире и шире, оставляя далеко позади другие «неживые» его разновидности: телемагазины, продажи по каталогам, что достаточно популярно на Западе.
Почему этот вид магазинов популярен среди потребителей?
Во-первых, ниже цена продукции – многие продавцы интернет-магазинов зачастую предлагают хорошие скидки и бонусы.
Во-вторых, сделать сравнение цен на интересующий товар можно, не выходя из дома, за пару нажатий клавиш.
В-третьих, большой ассортимент, иногда даже превышающий тот, что есть в реальном магазине.
В-четвертых, можно прочитать доступную исчерпывающую информацию о модели: описание, характеристики, обзоры, отзывы и обсуждение, узнать больше, чем сможет рассказать консультант в магазине.
Трейдерам исключительно важно следовать своей онлайн-стратегии. Это не значит, что обязательно должен быть собственный интернет-магазин. Но Интернет является еще и средством общения с клиентами, и компании должны это понимать. Например, социальная сеть может уничтожить бренд, причем в предельно сжатые сроки время, а может помочь в его развитии. Построение системы обратной связи с клиентом представляют собой одну из ключевых компонентов всей стратегии в целом и требует определенных вложений.
Просчеты в стратегии ряда мировых компаний, такие, как безразличие к мнению покупателей и неэффективный менеджмент каналов взаимодействия с клиентами, отрицательно сказались на репутации их брендов. Сеть также служит и обширным источником информации, как нужной, так и нежелательной. Поэтому ритейлерам необходимо включать в свою стратегию процедуры отслеживания информации и методы общения в Интернете. Когда необходимо обеспечить узнаваемость бренда в сети Интернет, в более выгодном положении находятся традиционные магазины. Но если не уделять недостаточно внимания данному растущему каналу продаж и общения с клиентом, это плохо отразится на перспективах развития бизнеса[3].
Исследовательский холдинг «Ромир» произвел онлайн-опрос более двух тысяч российских интернет- пользователей в городах с населением свыше одного миллиона человек в Воронеже, Самаре, Омске, Москве, Уфе, Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Челябинске, Новосибирске и Санкт- Петербурге. Почти 40% опрошенных — это люди в возрасте от 26 до 35 лет. Доля респондентов с ежемесячным уровнем дохода свыше 25 тыс. рублей составила 30%[1].
С началом кризиса в традиционных магазинах электроники и бытовой техники было зафиксировано значительное падение продаж. За 2015 год рынок сократился, по разным оценкам, на 25-40%. При этом оборот интернет-подразделений крупнейших торговых сетей вырос на 40-80%: снизив свои затраты, они увеличили объем продаж, получив возможность установить более привлекательные цены. С интернет-магазинами не в состоянии конкурировать по ценам даже торговые сети-дискаунтеры. Однако, по состоянию на 2016 год Интернет приносит традиционным торговым сетям не больше 12-13% от всей выручки. На данном этапе эти проекты, скорее являются дополнительным каналом продаж, имея имиджевый статус и отражая стремление трейдеров не упустить возможностей на стремительно развивающемся и перспективном рынке электронной коммерции.
Покупатели всегда будут искать возможность купить продукцию дешевле. Конкуренция в ценах усиливается, и разница в стоимости продукта в 15-35% становится значительным доводом. Это приводит к оттоку покупателей из интернет-подразделений крупнейших игроков на рынке торговли. Эти потребители делают выбор в сторону небольших виртуальных магазинов, к тому же в условиях непростой экономической ситуации следует ожидать, что в поисках экономии покупатели будут чаще обращаться к небольшим узконаправленным интернет- магазинам.
Бесспорным козырем каждого интернет-подразделения крупной торговой сети является хорошо узнаваемый бренд. Именно нарабатываемая продолжительное время репутация региональных розничных сетей станет гарантом уровня сервиса и качества товара, возможности обменять или вернуть товар, что очень важно для обратной связи с интернет-покупателями. Компаниям необходимо больше времени уделять формированию потребителей и массовой пропаганде своих услуг. Эти меры помогут избавиться от повсеместных стереотипов об электронной торговле в негативном свете. Еще одним достоинством обращения к сайтам интернет-магазинов крупных торговых сетей является возможность приобрести продукцию, относящуюся к одной и той же товарной категории, в одном месте, экономя время на дополнительный поиск [2].
Данные исследования говорят о том, что потребители России уже убедились в преимуществах интернет- торговли. Об этом свидетельствует тот факт, что 80% участников опроса когда-либо совершали покупку онлайн. Среди респондентов с уровнем дохода свыше 25 тыс. рублей в месяц доля совершавших покупки в Интернете достигает 90%.
В 2015 году свыше 60% интернет-пользователей по всему миру предпочитали оплачивать свои покупки в Сети банковской картой, а каждый четвертый воспользовался системой электронных платежей. По данным исследования, 59% респондентов оплачивают покупки наличными курьеру при доставке. В Москве этот показатель достигает 74%. Согласно опросу респондентов предпочтения по оплате товаров распределились следующим образом (Рисунок 1).
Только 20% опрошенных расплачивались банковскими картами в сравнении с 49% долей респондентов, использующих системы интернет-платежей, что объясняется невысоким уровнем популярности банковских карт среди населения регионов. В то же время из-за трудностей правового регулирования и непрозрачности рынка электронных платежей крупнейшие торговые сети бытовой и электронной техники не используют виртуальные деньги для оплаты покупок в регионах.
Экономия времени и доставка на дом — общепризнанные достоинства интернет-торговли. Во всех городах, принимавших участие в исследовании, кроме столицы, наиболее активно используются электронные платежи и в меньшей степени почтовые переводы, что во многом связано с невозможностью оплатить заказ курьеру при доставке (доля респондентов, расплачивающихся наличными, на 15-40% ниже результатов в столице).
Интернет-торговля — это быстро
развивающаяся отрасль во всем мире. Динамичное распространение Интернета на быстроразвивающихся рынках, например, таких как страны БРИКС, перед компаниями сектора розничной торговли открываются абсолютно новые рыночные площадки. Доступ к Сети также предоставляет все больше возможностей потребителю для изучения продукции, так как он может ознакомиться с товаром и определить,
является
ли продукция, предлагаемая
торговыми
компаниями
на местном
рыночном сегменте, продукцией высокого или низкого качества. Поэтому успешность
продвижения бизнеса в Интернете и продажи через Интернет могут реализоваться с вероятностью 50 на 50.
Список литературы
1. Архив исследований исследовательского холдинга «Ромир». URL: http://romir.ru/studies/?theme=4 (дата обращения: 01.02.2016).
2. Бизнес-планы. Полное справочное руководство [Текст]/ Под ред. И. М. Степнова – М.: Лаборатория базовых знаний, 2010. – 240 с.: ил.
3. Околелова Э.Ю., Корницкая О.В. Модель развития инновационной деятельности предприятия/ Экономическое прогнозирование: модели и методы: материалы IX международной научно-практической конференции 26 апреля 2013 г. / под. Общ. Ред. В.В. Давниса, В.И. Тиняковой; Воронеж 121гос. ун-т. [и др.]. – Воронеж: типография Воронежского ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2013-252с.