Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2017г.

Аннотация. Ключевым аспектом функционирования рыночного механизма является группа экономических показателей, необходимая для планирования и объективной оценки производственно- хозяйственной деятельности организации. Таким образом, ключевая роль в системе экономических показателей отведена прибыли и рентабельности деятельности, как показатели финансового результата предприятия.

Ключевые слова. Финансовый результат, прибыль, рентабельность.

В современных условиях анализ финансовых результатов представляет собой ключевую часть информационного обеспечения для осуществления принятия управленческих решений.

C целью определения финансового результата как объекта оценки и анализа следует определить, что понимают под указанным определением.

О. В. Ефимова, под финансовым результатом подразумевает прибыль предприятия, при этом отмечая, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым обладают собственники», что в мировой практике подразумевается «прирост чистых активов». [3]

В работах Г. В. Савицкой отмечается, что «финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности»: «прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции». [8]

И. А. Бланк характеризует балансовую (совокупную) прибыль «одним из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия». [3]

В. В. Бочаров в своих работах указывает порядок формирования финансовых результатов предприятия (прибыли), на основе систематизации статей, формирующих отчет о прибылях и убытках, тем самым отражая формирование прибыли от валовой до нераспределенной (чистой) прибыли (непокрытого убытка) за отчетный период. [6]

На основании вышесказанного можно обобщить указанные выше мнения, позволяющие сформировать полное понятие «финансового результата», под которым понимается обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности организации. [2]

Следовательно, принимая во внимание, что условия и механизмы функционирования рыночной экономики, влияют  на безусловную заинтересованность предприятия, направленную на получение положительного финансового результата в результате своей деятельности, на основании этого, от величины данного показателя возрастает возможность в расширении мощности, повышении мотивации персонала, путем повышения оплаты, осуществление выплат дивидендов акционерам.

Учитывая аспекты бухгалтерского учета, конечный финансовый результат деятельности организации находит выражение в формировании показателя прибыли (убытка), который формируется на счете «Прибыли и убытки» и отражается в одной из форм бухгалтерской отчетности.

Следует отметить, что в Российской Федерации имеет место налогообложение прибыли, установленное гл. 25 Налогового кодекса РФ, введенное в действие с 1.01.2002 г. В течение этого временного интервала имеет место изменение определения объекта налогообложения, под которым понимается согласно НК РФ прибыль, полученная налогоплательщиком. Ставка налога на прибыль до 01.01.2009 года равнялась 24 %, с 01.01.2009 года по сегодняшний день - 20 %. [1]

В результате исследования природы финансового результата, имеет место заключение, что одним из финансовых результатов является прибыль организации. Но следует учитывать, что финансовым результатом может являться как прибыль, так и убыток, возникающий, в результате таких факторов, как довольно высокие расходы, недополученные доходы от реализации товаров, в результате снижения объема поставок продукции, в виду снижения спроса покупателей.

Под процессом формирования финансовых результатов понимается определенный алгоритм последовательных действий, позволяющих определить результат показателя балансовой прибыли/убытка, а также ее производных (налогооблагаемой, чистой и нераспределенной прибыли/убытка). На рисунке 1 представлена схема формирования прибыли организации.


Учитывая ключевой аспект прибыли, как экономической категории, имеет место отражение чистого дохода, созданного в сфере материального производства в процессе деятельности организации. [7].

На рисунке 2 следует указать основные факторы, имеющие непосредственное влияние на формирование прибыли.


Помимо показателя прибыли, следует отметить и производный показатель эффективности – рентабельность деятельности организации, представляющих собой один из основных стоимостных качественных показателей, отражающий уровень отдачи расходов, использование средств в производственном процессе и продажи товаров [3]. Следует отметить, что уровень рентабельности, как и прибыли, имеет прямую зависимость от производственного, коммерческого и сбытового результата деятельности организации. Рентабельность является относительным показателем, отражающим эффективность деятельности организации, представляющий собой отношение прибыли к затратам. Что характеризует рентабельность как показатель комплексной оценки эффективности деятельности организации. Рентабельность выражается в коэффициентах, процентах, отражая долю выручки на каждую денежную единицу затрат, отражая результаты деятельности более полно, чем показатель прибыли. Это обусловлено отражением соотношения эффекта с наличными и использованными ресурсами.

Анализ и оценка финансовых результатов позволяет оценить возможность для улучшения финансового положения организации, а также на основании расчетов полученных результатов разработать и принять экономически обоснованные решения. В процессе данного анализа имеет место решение следующих задач:

•                                          оценка данных, оказывающих влияние на формирование финансового результата и использования прибыли;

•                                          анализ динамики финансовых результатов;

•                                          выявление и оценка основных факторов, влияющих на финансовый результат;

•                                          выявление и оценка резервов с целью их использования для повышения финансовых результатов организации.

В специализированной литературе можно найти различные методики для оценки и анализа финансовых результатов организации. В связи с тем, ведущие экономисты в области экономического анализа выделяют отдельные теоретические и методические вопросы данного анализа в различных аспектах и с степенью детализации. В этой связи необходимо рассмотреть основные методики анализа финансовых результатов с позиции разных авторов.

По мнению Савицкой Г. В. осуществление анализа финансовых результатов должно происходить последовательно:

1.     Анализ и оценка состава и динамики финансовых результатов, с использованием  таких

показателей:

- прибыли от реализации;

-   чистая прибыль;

-   прибыль до налогообложения;

-   капитализированная прибыль;

-   маржинальной прибыли;

-   потребляемая прибыль.

Следует иметь в виду, что автор рекомендует использование конкретного показателя в зависимости от поставленных задач анализа. [8].

В процессе осуществления оценки и анализа финансового результата, следует определить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плановых показателей. При этом автор методики считает, что ключевое внимание следует уделять учету фактору инфляции и его влияние на изменение суммы прибыли, и принимать во внимание и факторы, отражающие изменение каждой составляющей на итоговую сумму прибыли. [8]

2.   Анализ финансовых результатов от реализации продукции, для формирования которого следует изучить динамику показателей, выполнение плана прибыли от реализации продукции и выявить факторы, влияющие на конечный результат (объем реализованного товара, изменение уровня средних цен, структура реализации, себестоимость).

3.      Оценка ценовой политики организации и факторный анализ уровня цен. Учитывая это рекомендуется исследовать влияние на динамику показателя среднереализационной цены таких факторов, как: рынки сбыта реализуемой продукции и его конъюнктура, сроки реализации и качество продукции, инфляционные процессы.

4. Анализ прочих доходов и расходов, в процессе которого необходимо изучить выполнение плана, состав, динамику и факторы изменения суммы полученных результатов.

5.  Анализ  рентабельности  предприятия,  где  первоочередным  рекомендуется  определение

рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), рентабельности продаж (оборота), рентабельности совокупного капитала. После этого в процессе анализа следует выявить тенденцию изменения данных показателей, произвести сравнение с плановыми значениями. Далее необходимо осуществить факторный анализ каждого из показателей рентабельности.

6. Изучение факторов, влияющих на изменение размера прибыли, облагаемой налогом, размера выплаченных дивидендов, суммы налога из прибыли, объема чистой прибыли.

Далее следует рассмотреть методику, предложенную А. Д. Шереметом:

1.    Осуществить формирование ряда показателей, отражающих финансовые результаты, при этом следует выделить следующие показатели - валовая прибыль, прибыль/убыток от продаж, прибыль/убыток от продаж и прочей деятельности, прибыль/убыток до налогообложения, прибыль/убыток от обычной деятельности, чистая прибыль /убыток.

2.   Проведение анализа на предварительном этапе, используя как абсолютные показателям, так и ее относительные показатели. [5]

3.   Проведение углубленного анализа основанного на оценке влияния различных факторов на размер прибыли и рентабельности, подразделяющиеся на внешние и внутренние факторы.

4. Анализ влияния фактора инфляции на финансовые результаты.

5.      Изучение качественной характеристики прибыли, на основании проведения обобщенной характеристики структуры основных источников формирования прибыли.

6. Проведение анализа рентабельности активов организации.

7. Оценка прибыли с точки зрения маржинальной составляющей.

По методическому подходу к анализу финансовых результатов, предложенной О. В. Ефимовой выделяется ключевая задача которого заключается в выделении в составе доходов предприятия получаемых доходов на стабильном уровне для последующего прогноза и планирования ключевых результатов деятельности. На основании этого автором отмечена необходимость осуществления внешнего и внутреннего анализа и выделения на основании этого следующих этапов проведения - внешний и внутренний. [2]

Проведение внешнего анализа осуществляется последовательно, в два этапа. На первом этапе на основании изучения комментариев и пояснительной записки к годовой отчетности формируется картина о принципах группировки доходов и расходов организации. Второй этап основывается на изучении отчета организации о прибылях и убытках [2].

Внутренний анализ финансовых результатов осуществляется в три этапа. На первом этапе оценивается влияние действующих основных учетных принципов по части оценки доходов и расходов, статей активов, изменения учетной политики. На втором этапе выявляются причины, оказавшие влияние на изменение итогового финансового результата. Осуществляется выявление стабильных и случайных факторов, оказавших непосредственное влияние на данные изменения. Третий этап представляет собой детализированную оценку финансовых результатов с интеграцией необходимых данных управленческого учета о доходах и расходах, с учетом декомпозиции по центрам функциональной ответственности. На основании этого происходит оценка качества полученного финансового результата, осуществляется прогноз будущих результатов, проведение анализа рентабельности деятельности организации.

Методики Н. Н. Селезневой и А. Ф. Ионовой имеют идентичные рекомендации, и осуществляются в следующей логической последовательности [5]:

1.     Приведение классификации прибыли в целях анализа:

-   на основании формирующих источников: от реализации услуг, имущества;

-       на основании видов деятельности: прибыль от обычно, инвестиционной, финансовой деятельности;

-   на основании порядка формирования: валовая, маржинальная, до налогообложения, чистая;

-   на основании периодичности получения: регулярная, чрезвычайная прибыль.

3.   Перечисление экономических факторов, оказывающих влияние на размер прибыли, проведение факторного анализа прибыли до налогообложения.

4. Оценка влияния фактора инфляции на финансовые результаты.

5.     Анализ «качества» прибыли, под которым следует понимать «обобщенную характеристику структуры источников формирования прибыли организации». [4] Высокое качество прибыли обусловлено ростом объема производства, снижением расходов по производству и реализации. О низком качестве прибыли, сигнализирует увеличение цены на продукцию без соответствующего роста объема выпуска в натуральных показателях.

6.     Детализация анализа для оценки степени достаточного поступления денежных средств для обеспечения оттоков по организации. При этом следует осуществить сопоставления данных анализа результатов финансового анализа и анализ денежных потоков.

7.     Осуществление оценки финансовых результатов согласно данным финансовой отчетности организации, имеет место изучение уровня, динамики (горизонтальный анализ) и структуры (вертикальный анализ).

8. Разработка и детализация схемы факторного анализа общей бухгалтерской прибыли и прибыли от реализации продукции.

9.      Проведение оценки влияния факторов на динамику прибыли от реализации продукции осуществляется, формируясь в двух группах. В составе первой группы представлены: динамика объема реализации продукции в оценке по базисной или плановой себестоимости, динамика объема продукции, в связи с структурными изменениями в ассортименте продукции. Вторая группа факторов отражает экономию в следствие уменьшения себестоимости продукции, уменьшения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов, динамики расходов в виду динамики цен на материалы и тарифы на услуги, динамики цен на один рубль продукции [4].

10.     Проведение анализа использования прибыли на основании данных отчета о прибылях и убытках, в соответствии с основными направлениями использования чистой прибыли. Авторы предлагают в процессе осуществления вертикального и горизонтального анализа использования чистой прибыли произвести расчет коэффициента капитализации, коэффициент, отражающий потребление прибыли, темп устойчивого роста собственного капитала.

11. В завершении осуществить анализ рентабельности,  в состав которого следует внести необходимые показатели рентабельности, рентабельности продукции и производственных фондов, оценка эффекта финансового рычага, проведение анализа рентабельности активов, собственного капитала.

Целесообразным следует обзор методики анализа финансовых результатов, на основании международных стандартов. Здесь следует отметить ключевую особенность методики анализа прибыли, базирующейся на разделении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинальный доход. Подход имеет широкое распространение в странах с развитыми рыночными отношениями, тем самым при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины для обеспечения системного подхода имеет место оценки на основе маржинального анализа, в основе которого лежит определение маржинального дохода.

Маржинальный доход представляет собой прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия при этом, в случае  если известны величины маржинального дохода  и постоянных затрат, с помощью соответствующей формулы следует рассчитать сумму прибыли.

Иногда для определения размера прибыли вместо маржинального дохода применяют выручку и удельный вес маржинального дохода в ней.

Общая динамика прибыли отражается за счет изменения: количества, цены, удельных переменных затрат и объема постоянных затрат.

Данная методика анализа финансовых результатов имеет сложности и особенности в условиях многономенклатурного  производства,  когда  помимо  указанных  факторов  следует  учесть  влияние структурных сдвигов реализованной продукции.

За рубежом  для исследования факторного влияния на изменение размера прибыли в условиях многономенклатурного производства используют модель, на основании зависимости средней доли маржинального дохода в выручке от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки, а также уровня маржинальной прибыли в выручке в разрезе по каждому товару.

Указанная факторная модель прибыли от реализации помогает в установлении изменения размера прибыли за счет объема реализованного товара, его структуры, стоимости, удельных переменных затрат и постоянных затрат.

На основании вышесказанного, исследовав различные методики для осуществления анализа финансовых результатов, предложенные разными исследователями, следует отметить, что осуществление выбора наиболее приемлемой методики проведения анализа для конкретной организации имеет прямую зависимость от ее особенностей функционирования и целей, достижение которых должно осуществиться в процессе анализа.

Таким образом, методологический подход для осуществления содержания экономического анализа финансовых результатов деятельности организации, рекомендуется осуществлять на основании следующих составных элементов: анализ и оценка финансовых результатов следует проводить, с соблюдением логики движений от общего к частному, определяя влияние частного на общее. Другими словами, в первую очередь следует проанализировать и дать оценку обобщающим показателям, отражающие финансовые результаты, дать оценку их динамике, изучить структуру, определить динамику в анализируемом периоде по отношению к базисному периоду; отобрать факторы, имеющих непосредственное влияние на данный результат. Далее следует осуществить детализацию анализа финансовых результатов, с учетом углубленного исследования частных показателей и выявления перспективных резервов увеличения прибыли.

Список литературы

 

1.                   Налоговый кодекс Российской Федерации

2.                   Великая Е. Г., Чурко В. В. Индикаторы оценки эффективности организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014, № 2, с. 57–61.

3.                   Колачева Н.В., Быкова Н.Н. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа // Вестник НГИЭИ. 2015, №1 (44), – с.29-34.

4.                   Курилов К. Ю., Курилова А. А. Формирование системы внутреннего аудита с учетом факторов влияния цикличности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). с. 111–114.

5.                   Никифорова Е. В., Шнайдер О. В. Экономический потенциал как совокупность ресурсов финансово-хозяйственной деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013, № 1, с. 20–22.

6.                   Оськина Ю.Н., Баева Е.А. Обзор методик анализа финансовых результатов // Социально- экономические явления и процессы. 2013. №4 (050). – с.126-130.

7.                   Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М., 2014. 534 с.