Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 июня 2016г.

   Чего нельзя выразить в цифрах – то не наука, а всего лишь мнение. Роберт Хайнлайн

В     современных     условиях     хозяйствования     качество     образовательных    услуг,     предоставляемых

образовательными организациями (ОО), и выпускаемых специалистов — основной фактор, способствующий повышению их конкурентоспособности, а, следовательно, и фактор, влияющий на экономическую эффективность деятельности ОО.

Основными принципами менеджмента качества, в том числе в области образования, являются:

1)     ориентация на потребителя;

2)     процессный подход;

3)     системный подход к менеджменту;

4)     непрерывное улучшение показателей;

5)     принятие решений на основе достоверных данных;

6)     взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Таким образом, необходимо применять подход к управлению, который заключается в выделении в организации сети процессов и управлении этими процессами для достижения максимальной эффективности деятельности организации. Для реализации процессного подхода следует определить основные и вспомогательные процессы, непосредственно влияющие на качество и эффективность функционирования организации, определить цели и установить границы процессов, разработать систему их мониторинга и измерения. Мониторинг обеспечит прозрачность протекания процессов, систематизирует оцениваемые факторы. Цели мониторингов различны. В данной работы представлена методика экспертизы качества образовательного процесса  на основе открытой информации, что позволяет оценить качество предоставляемы ОО услуг как внутренним, так и внешним пользователям, получить информацию с минимальными экономическими затратами, установить информативность и эффективность работы официального сайта организации.

Сформируем систему показателей для экспресс-анализа качества образовательных услуг на основании открытой информации, представленной на сайтах вузов РФ.

1 Этап: определение факторов оценивания. Кратко охарактеризуем ключевые факторы.

Государственное регулирование процесса реформирования образовательной системы осуществляется на основе процедур лицензирования, аттестации и аккредитации ОО.

Лицензирование — процедура установления права ОО осуществлять образовательную деятельность.

Аккредитация — процедура определения статуса ОО по типу и виду, установление права выдавать документы об образовании государственного образца.

Таким образом, первые три показателя (ОД1, ОД2, ОД3), представленные в таблице 1, связаны с наличием и публичным представлением копий лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями) и лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями), а также устава ОО.

Далее обратимся к образовательному процессу.

Представление информация о реализуемых уровнях образования (наличие бакалаврских и магистерских программ, подготовке аспирантов (показатели ОБ1, ОБ2, ОБ3)), формах обучения (очной, очно-заочной, заочной, дистанционной (показатели ОБ4, ОБ5, ОБ6, ОБ7) очень важно с точки зрения позиционирования и сегментации рынка образовательных услуг. Эти показатели важны для абитуриентов при оценке многовариантности возможностей их дальнейшего обучения.

Открытость представления образовательные программы свидетельствует об прозрачности представляемой информации (ОБ8). Копии федеральных государственных образовательных стандартов (при их использовании, допускается размещение в подразделе гиперссылки на соответствующие  документы на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации) должны представляться на сайте вуза.

Наличие воспитательной работы, внутривузовских общественных мероприятий, направленных на формирования позитивной социальной личности обучающегося – очень важный компонент обучения, несомненно, характеризующий качество образовательного процесса с положительной стороны (ВР1).

Сведения о трудоустройстве (востребованности) выпускников также положительно характеризуют качество предшествовавшего трудоустройству образовательного процесса. Поэтому наличие и открытость такой информации можно рассматривать, как показатель качества образования (ВР2).

Открытость данных о структуре и органах управления образовательной организацией, включая информацию о  руководителях структурных подразделений, контактные  данные свидетельствует об ответственном отношении ОО к образовательному процессу, следовательно ее можно рассматривать как показатель качества образовательного процесса (С1).

Важным показателем является  качество профессорско-преподавательского состава  (ППС), что подразумевает наличие ученых степеней и званий у ППС, а также регулярность повышения квалификации. Эта информация должна быть открытой и представляться на сайте ОО (С2). Также очень важно вовлечены в образовательный процесс представители отрасли, или нет. Участие в образовательном процессе ведущих специалистов отрасли повышает качество образования (С3).

Наличие активной научно-исследовательской деятельности необходимо развивающейся ОО для повышения квалификации ППС и собственного рейтинга (НИР).

Укреплению международных связей между вузами служит активное взаимодействие с зарубежными ОО.

Это способствует обмену опытом, совершенствованию образовательных программ, повышению квалификации ППС. Наличие международной деятельности является опосредованным показателем качества образовательного процесса (МД).

Не вызывает сомнения, что техническая оснащенность учебных кабинетов и лабораторий напрямую влияет на качество образовательного процесса, следовательно, соответствующий показатель следует также учесть при проведении экспресс-анализа (ТО).

Еще одним важным аспектом, поддерживающим образовательную деятельность на высоком уровне, является обеспеченность библиотек вуза необходимой и современной литературой на бумажных и электронных носителях (БФ).

Наличие общежитий обеспечивает показатель комфортности образовательного процесса, следовательно, должен быть включен в формируемую систему показателей (ОБЩ).

Особняком следует выделить два показателя качества образовательного процесса, говорящие сами за себя – это открытые данные независимой оценки качества образования данной ОО и данные самооценки качества образования, включающие Отчет о результатах самообследования (ОЦ1, ОЦ2). Наличие такой информации на официальном сайте вуза свидетельствует не только о соблюдении выполнения официальных требований, но и об ответственном отношении к качеству образования и стремлении к его совершенствованию.

На основании вышеизложенного и нормативных документов [1, 2] разработана система показателей качества образовательного процесса на основе открытой информации (Табл.1).


Таблица 1  

Система показателей качества


 

 

№ п/п

Наиме-

нова-ние пока- зателя

 

 

Описание

 

Как получить данные для оценки показателя

 

1.

 

ОД1

Представлены официальные документы

образовательной организации: копия устава

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

 

 

2.

 

 

 

ОД2

Представлены официальные документы

образовательной организации: копия лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями)

Данные официального сайта ОО в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

 

3.

 

 

ОД3

Представлены официальные документы

образовательной организации: копия свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями)

 

Данные официального сайта ОО в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

4.

 

ОБ1

 

Наличие бакалаврских образовательных программ / специалитета

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

5.

ОБ2

 

Наличие магистерских образовательных программ

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

6.

ОБ3

Наличие программ подготовки аспирантов

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

7.

 

ОБ4

 

Наличие очной формы обучения

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

8.

 

ОБ5

 

Наличие очно-заочной формы обучения

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

9.

ОБ6

Наличие заочной формы обучения

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

10.

ОБ7

Наличие дистанционной формы обучения

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

 

11.

 

 

ОБ8

Представлены образовательные

программы. Копии федеральных государственных образовательных стандартов

 

Данные официального сайта ОО в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

12.

 

ВР1

 

Представленные программы воспитательной работы

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

13.

ВР2

Ожидаемы результаты обучения – сведения

Данные официального сайта ОО в

 

 

о трудоустройстве (востребованности)

выпускников

соответствии с Приказом Рособрнадзора от

29.05.2014 № 785

 

 

 

14.

 

 

 

С1

Доступны данные о структуре и органах

управления образовательной организацией, включая информацию о руководителях структурных подразделений, контактные данные

Данные официального сайта ОО в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

15.

 

С2

 

Сведения о составе ППС

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

16.

 

С3

Участие в образовательном процессе

ведущих специалистов отрасли

 

Открытые данные официального сайта ОО

17.

НИР

 

Наличие активной научно- исследовательской деятельности

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

18.

 

МД

 

Наличие международной деятельности

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

 

19.

 

 

ТО

Данные о технической оснащенности образовательного процесса

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785,

Отзывы обучающихся

20.

БФ

 

Данные об обеспеченности библиотечным фондом

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

21.

ОБЩ

Данные об общежитиях

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

22.

ОЦ1

 

Данные независимой оценки качества образования

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

23.

 

ОЦ2

 

Данные самооценки качества образования, Отчет о результатах самообследования

Данные официального сайта ОО в

соответствии с Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785

 

2 Этап: определение методики и инструментов оценивания.

Установим значения показателей экспресс-анализа качества образовательного процесса (Табл.2).


Таблица 2

 Сведения о баллах и весах для каждого отдельного показателя (индикатора)


 

№ п/п

 

Наименование показателя

 

Возможные значения показателя

 

Баллы

Коэффициент

важности (весовой коэффициент)

 

1.

 

ОД1

данные представлены

10

 

0,03

данные отсутствуют

0

 

2.

 

ОД2

данные представлены

10

 

0,04

данные отсутствуют

0

 

3.

 

ОД3

данные представлены

10

 

0,04

данные отсутствуют

0

 

4.

 

ОБ1

В наличие

10

 

0,06

Отсутствуют

0

 

5.

 

ОБ2

В наличие

20

 

0,06

Отсутствуют

0

 

6.

 

ОБ3

В наличие

30

 

0,06

Отсутствуют

0

 

7.

 

ОБ4

В наличие

10

 

0,06

Отсутствуют

0

 

8.

 

ОБ5

В наличие

10

 

0,06

Отсутствуют

0

 

9.

 

ОБ6

В наличие

10

 

0,06

Отсутствуют

0

 

10.

 

ОБ7

В наличие

5

 

0,06

Отсутствуют

0

 

11.

 

ОБ8

В наличие

10

 

0,06

Отсутствуют

0

 

12.

 

ВР1

В наличие

10

 

0,04

Отсутствуют

0

 

13.

 

ВР2

В наличие

10

 

0,02

Отсутствуют

0

 

14.

 

С1

В наличие

10

 

0,02

Отсутствуют

0

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

С2

В составе ППС 70% и более

составляют кандидаты и доктора наук

 

30

 

 

 

 

 

 

 

0,06

В составе ППС 50% и более

составляют кандидаты и доктора наук

20

В составе ППС указанные

выше категорий сотрудников составляют менее 50%

10

В составе ППС указанных

категорий сотрудников нет / сведения отсутствуют

 

0

 

 

 

16.

 

 

 

С3

В образовательный процесс вовлечены ведущие специалисты отрасли

 

 

10

 

 

 

0,03

В образовательный процесс

представители отрасли не вовлечены / сведения отсутствуют

 

 

0

 

 

17.

 

 

НИР

НИР активно ведется

10

 

 

0,02

отсутствую данные о

ведении НИР

 

0

 

18.

 

МД

В наличие

10

 

0,02

Отсутствуют

0

 

 

 

19.

 

 

 

ТО

Техническое оснащение

находится на высоком уровне

 

10

 

 

 

0,04

Техническое оснащение

находится на низком уровне / сведения отсутствуют

0

 

 

 

20.

 

 

 

БФ

Обеспеченность

библиотечного фонда находится на высоком уровне

10

 

 

 

0,04

Обеспеченность

библиотечного фонда

 

0

находится на низком уровне /

сведения отсутствуют

 

 

 

21.

 

ОБЩ

В наличие

20

 

0,04

Отсутствует / сведений нет

0

 

 

 

 

22.

 

 

 

 

ОЦ1

В открытом доступе

представлено положительное заключение

30

 

 

 

 

0,05

В открытом доступе

представлено отрицательное заключение/информация отсутствует

 

 

0

 

 

 

 

23.

 

 

 

 

ОЦ2

В открытом доступе

представлено положительное заключение

20

 

 

 

 

0,03

В открытом доступе

представлено отрицательное заключение/информация отсутствует

 

 

0

Суммарный вес показателей

1

 

Присвоение баллов и расстановка коэффициентов важности проведены на основании экспертного мнения автора.

3 Этап: получение результатов оценки качества.

Расчет итогового интегрального показателя проведем по формуле (1):


Где xi – значение i-го показателя, ki – коэффициент важности показателя

Процедуру экспресс-анализа качества образовательного процесса проведем на основании открытой информации, размещенной на официальных сайтах случайным образом отобранных пяти организаций высшего профессионального образования РФ (Табл.3):


Таблица 3 

Данные оценки пяти образовательных организаций на основании открытой информации


Обр. организация

 

Индикатор

 

ОО №1

 

ОО №2

 

ОО №3

 

ОО №4

 

ОО №5

ОД1

0,3

0,3

0

0,3

0,3

ОД2

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

ОД3

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

ОБ1

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

ОБ2

0,6

0,6

0

0,6

0,6

ОБ3

0,6

0,6

0

0,6

0,6

ОБ4

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

ОБ5

0,6

0

0

0

0

ОБ6

0,6

0,6

0

0

0,6

ОБ7

0,3

0,3

0

0,3

0,3

ОБ8

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

ВР1

0,4

0,4

0

0,4

0,4

ВР2

0,2

0,2

0

0

0

С1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

С2

1,8

1,8

0

0

1,8

С3

0,3

0,3

0

0

0

НИР

0,2

0,2

0

0,2

0,2

МД

0,2

0,2

0

0

0,2

ТО

0,4

0,4

0

0

0,4

БФ

0,4

0,4

0

0

0,4

ОБЩ

0,8

0,8

0,8

0,8

0

ОЦ1

0

0

0

0

0

ОЦ2

0,6

0,6

0

0

0

S

11,1

10,5

3,6

6

8,6


Выполним обработку данных, полученных в ходе экспертизы пяти ОО, и выстроим их рейтинг (Табл.4):

 




 

 

Рейтинг отобранных образовательных организаций


Таблица 4




 

Рейтинг

вуза (место)

Условное

обозначение вуза

Наименование вуза

 

1

 

ОО №1

Московский государственный университет печати (г. Москва)

http://mgup.ru/

 

2

 

ОО №2

Российский университет кооперации (г. Мытищи)

http://www.ruc.su/

 

3

 

ОО №5

Институт Управления, Бизнеса и Права (г. Ростов- на-Дону)

http://www.iubip.ru/

 

4

 

ОО №4

Институт развития бизнеса и стратегий ( г. Саратов)

http://irbis-uni.ru/

 

5

 

ОО №3

Санкт-Петербургский институт управления и права (г. Санкт-Петербург)

http://www.spigl.ru , http://eduscan.net/colleges/spigl

 

3 Этап: Выводы и рекомендации.

1.     Открытость и доступность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность не одинакова. Так ОО №3 и 4 не раскрыли на сайте важные данные, которые способны повлиять на выбор абитуриента, это может снизить доходы организации в будущем.

2.     Не все вузы соблюдают требования Рособрнадзора и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при создании официального сайта образовательной организации, так у ОО №3-5 отсутствуют данные независимой оценки качества образования, данные самооценки качества образования, отчет о результатах самообследования, данные о технической оснащенности образовательного процесса, сведения о составе ППС. То же наблюдается по ряду позиций и у других вузов.

3.     Понятность информации, представленной на сайте (информация не вводит в заблуждение) у всех организаций находится на высоком уровне.

4.     Относительно качества самого образовательного процесса можно сделать вывод о том, что ОО №1, 2, 4 и 5 предоставляют широкий спектр  качественных образовательных услуг,  осуществляют воспитательную и научную работу. Однако ОО №1 и 2 представляют информацию о трудоустройстве их выпускников, что повышает их конкурентные преимущества перед остальными организациями.

Организациям с низким рейтингом – это ОО №3 и 4 можно рекомендовать не столько пересматривать объем предоставляемых услуг, сколько представить информацию, свидетельствующую об их качестве и востребованности выпускников данных организаций, что позволит повысить доходы организаций и их конкурентоспособность, так как информация – сильнейший источник воздействия на потребителя.

 

Список литературы

1.     Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. № 07-675 «О направлении для использования в деятельности образовательной организации Методических рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования)»

2.     Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»