Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
23 июня 2016г.

1.     На современном этапе в среде предпринимателей становится прочным осознание того, что соблюдение этики в бизнесе укрепляет репутацию субъекта бизнеса и расширяет его деятельность. Современная деловая этика определяется особенностями деловых отношений. Предпринимательство рассматривается все чаще как социальное творчество, в котором одни ценностные ориентиры актуальны сегодня, а завтра они могут потерять актуальность. Чувство успеха и осознания свободы действий, а порой и безнаказанности оказывает колоссальное влияние на микросреду бизнеса, деформирует поведенческие оценки. Все эти феномены порождают потребность в этических установках, в взвешенности принимаемых решений и в механизмах контроля за соблюдением этики бизнеса.

2.     Таким образом,  модернизация современной экономики требует социализации бизнеса  и общества, возрождения традиций благотворительности и нравственного самоограничения. Пока говорить об этике бизнеса приходится говорить в отдельных случаях. Современные рыночные отношения диктуют новую мораль. Результаты социологических исследований духовно-нравственных основ подрастающего поколения подтверждают сегодня, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения не востребовано, а все чаще его замещает прагматизм – как парадигма рыночных отношений. Духовная нравственность используется чаще всего как инструмент для манипуляций и получения выгод. Прогноз в таких условиях очень сложно делать.

3.     Оценка факторов тормозящих развитие социальной ответственности показала, что среди предложенных факторов особо выделяются два мотива негативного отношения бизнеса к социальной ответственности, получивших высокие ранговые места – это «симпатии предпринимателей к объектам поддержки»(43,5%)  и «Подозрительность и недоверие предпринимателей к благотворительной деятельности» (31,25%). По нашему мнению, сложившаяся ситуация во многом объясняется непрофессиональным подходом к социальной ответственности и отсутствием инструментов оценки эффективности мероприятий.

4.     Полученные в ходе исследования результаты позволяют констатировать, что респонденты относятся с большим интересом к социальной ответственности, считая ее необходимой. Вместе с тем, респонденты не очень точно осознают степень своего участия в мероприятиях. Опрошенные респонденты без особого труда назвали отрицательные мотивы, тормозящие развития социальной ответственности в России. Почти все респонденты принимали участие в социальных мероприятиях компании, но вместе с тем, попытка охарактеризовать современное состояние дел в области социальной ответственности вызывает существенные трудности.

5.     Данные, полученные в ходе интервью с менеджерами, позволили нам выработать собственную оценку обобщающего характера: 1) по критерию А видно, что в отношении представлений о этике бизнеса сформированы правильные, но вместе с тем, фрагментарные представления об этике бизнеса, но вместе с тем, респонденты считают, что в основе этического поведения компании есть свой расчет; 2) по критерию Б результаты указывают, что опрошенные респонденты не имеют представлений о государственном регулировании этики бизнеса; 3) По критерию В стоит отметить, что респонденты плохо понимают, как регулируется этическое поведение, но вместе с тем, отмечают, что компания придерживается норм КСО; 4) по критерию Г стоит сказать, что отдельные респонденты неплохо осведомлены о нормах этики бизнеса; но в своей работе все опрошенные респонденты документы о социальной ответственности не применяют; но при этом говорят, что отдельные нормативные документы размещены на сайте компании; 5) по критерию Д респонденты плохо понимают всю организационную структуру компании, но признают тот факт, что кто-то целенаправленно занимается социальной политикой; респонденты положительно воспринимают работу таких структур, основную информацию об этике и социальной ответственности бизнеса получают из материалов сайта компании; но в оценке эффективности работы затрудняются; 6) по критерию Е приходится констатировать, что респонденты не имеют малейшего представления о социальных программах компании, что само по себе наводит на мысль, что низовой уровень управления имеет плохое взаимодействие со стратегическим уровнем компании в области социальной политики; 7) Согласно критерию Ж респонденты не имеют представлений о социальной отчетности;

8) Критерий Ж позволяет с оптимизмом рассматривать дальнейшую работу с персоналом: при слабых теоретических знаниях и практической подготовке в области социально ответственного бизнеса, респонденты положительно воспринимают эту деятельность, и в целом имеют правильные ассоциации и представления об этике и социальной ответственности бизнеса. Если в этом направлении развивать корпоративную культуру, то можно формировать правильные нормы социально ответственного поведения.

6.     В основу диагностики уровня развитости социальной ответственности мы взяли 5  сценариев:

1)   принятие социальной ответственности, 2) избегание социальной ответственности, 3) атрибуция социальной ответственности; 4) опыт социальной ответственности на микроуровне и 5) другое. Анализ полученных результатов позволил  нам прийти к выводу, что для респондентов характерна атрибуция социальной ответственности. Полученные результаты полностью подтверждают теоретические положения и выводы ученых о том, что существующие в России проблемы социальной ответственности вызваны недоверием между заинтересованными сторонами, отсутствием профессионального подхода к оценке эффективности мероприятий. Деятельность исследуемого нами градообразующего предприятия полностью вписывается в модель социального поведения градообразующего предприятия, определяющего всю жизнь населенного пункта, обоснованную Л.П. Веревкиным. Поведение компании, по нашему мнению соответствует концепции просвещенного эгоизма.

 

Список литературы

1.     Аржаных Е.В. Место духовно – нравственного воспитания  в  школьной  программе  обучения  / Е.В. Аржаных // Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации. – Москва: РОС, 2014 г. – 1366 с. – С.215-224.

2.     Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса / Л.П. Веревкин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.– 2010. – №1(95). – С.37-48.

3.     Годовой отчет открытого акционерного общества «Новомосковская акционерная компания «Азот» за 2014 год / Д.С. Стрежнев, А.В. Рогова. – Новомосковск, 2014. – 26с.

4.     Ежеквартальный отчет о деятельности открытого акционерного общества «Новомосковская акционерная компания «Азот» за 2 квартал 2014г. – 105с.

5.     Награды и достижения. Стремление к совершенству / Сайт компании «Еврохим». – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.eurochemgroup.com/

6.     Корпоративная социальная ответственность / Учебное пособие. – Москва: Изд-во Внешэкономбанк, 2011. – 57с.

7.     Симхович В.А. Подготовка социально ответственных специалистов экономического профиля как актуальная задача высшего образования Беларуси / В.А. Симхович // Образование и общество в условиях глобализации: тезисы V межд. конференции, Москва, 26 марта 2009 г. / Москов. институт экономики, менеджмента и права. – М.: МИЭМП, 2009. – С. 51-54.

8.     Устав открытого акционерного общества «Новомосковская компания «Азот». – 9-я редакция. – 2015г. – 28с.

9.     Чистов Р.С. Формирование социальной ответственности современного бизнеса через генезис трудовых отношений и благотворительности дореволюционной России / Р.С. Чистов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/

10. Friedman, M. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits [Электронный ресурс] / M. Friedman // New York Times Magazine. – 1970. – 13 September. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.colorado.edu/studentgroups/

11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibprom.ru/novomoskovskiy-azot/

12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurochem.ru/ru/who-we-are/

13. Поручение Президента Российской Федерации от 6 июня 2010 г. № ПР-1640, данное по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 27 мая 2010 г.

14. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

15. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/