Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
27 июня 2017г.

Аннотация: В статье на примере Хабаровского края рассмотрена роль внешнеторговой деятельности регионов в свете обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Произведен комплексный анализ структуры внешнеторгового оборота региона. Выявлены основные недостатки существующей структуры внешнеэкономической деятельности и предложены направления по их преодолению.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, сальдо внешней торговли, структура внешнеторгового оборота, экономическая безопасность, региональная политика.

Модернизация социально-экономической системы России и переход ее на инновационный путь развития требуют проведения структурных изменений в одной из ключевых сфер функционирования реального сектора экономики - региональных промышленных комплексов. В условиях рыночной экономики и возможности самостоятельного выхода регионов и региональных предприятия на внешнеторговые рынки, развитие внешнеторговой деятельности в отраслях промышленности регионов может стать основой достижения ускоренных темпов роста экономики страны и ее отдельных регионов, повышения ее политического и экономического суверенитета. В настоящее время в национальной хозяйственной системе продолжает преобладать сырьевой сектор, что обусловлено превалированием экспорта отечественного сырья и импорта промышленной продукции и, соответственно, ставит российскую экономику в жесткую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

Указанные обстоятельства обуславливают, в целом, негативное влияние внешней торговли на развитие национальной экономики в целом, и региональных промышленных комплексов, в частности. При этом, существуют реальные возможности использования потенциала внешней торговли и международного сотрудничества для стимулирования регионального экономического развития. Однако реализация данной цели требует проведения коренных преобразований как в системе коммерческого управления организациями, так и в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельностью в региональных промышленных комплексах[1]. Необходимость решения данных задач определяет высокую актуальность проведения исследований, направленных на разработку практических рекомендаций в отношении основных методов совершенствования подходов к управлению внешнеторговой деятельности в региональных промышленных комплексах.

В настоящее время Правительством РФ уделяется значительное внимание социально- экономическому развитию Дальнего Востока РФ. В ежегодном Послании Федеральном Собранию РФ в 2013 г. Президент РФ В. В. Путин объявил задачи развития Сибири и Дальнего Востока «национальными приоритетами на весь XXI век»[2].Дальневосточной федеральный округ является уникальным макрорегионом РФ, самым большим по площади, занимая около 36% территории всей страны. Ключевой проблемой развития данной территории в настоящее время является его крайне низкая заселенность. В данном округе проживает 6,2 млн. человек[3] (4,23% от населения РФ), причем наблюдается как естественная убыль, так и отток населения – за период с 1989 г. до 2016 г. население на данной территории сократилось с 7,9 млн. чел.[4] до 6,2 млн. чел. Причем большая часть населения ДФО - около 4 млн. человек (или 2/3 от населения региона) проживает в южной части, расположенных в приграничных областях – Амурской области, Приморском крае, Хабаровском крае, Еврейской автономной области, а плотность остается одной из самой маленькой – лишь ~1 чел/км2.

В условия международного финансово-экономического кризиса и различных ограничений в отношении экономики РФ со стороны стран Запада, Правительством РФ разработана концепция политики импортозамещения, в основе которой лежит государственная поддержка наиболее значимых отечественных отраслей промышленности имеющих потенциал для развития, а также провозглашен так называемый «разворот на Восток», предполагающий  стимулирование развития социально-экономического сотрудничества с восточными соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР), в первую очередь с наиболее развитыми представителями данной территории, таких как КНР, Республикой Корея, Японией. Однако эффективному развитию данного сотрудничества препятствует значительное отставание российского Дальнего Востока от зарубежных соседей по целому ряду социально-экономических показателей, к которым можно отнести: слабо развитую транспортную инфраструктуру; техническое и технологическое отставание; низкую плотность населения; демографическую ситуацию; не сформировавшуюся миграционную политику; отсутствие в необходимом количестве высоко квалифицированных кадров и институтов их развития. Неслучайно, что основной акцент в развитии Дальневосточного региона в настоящее делается на двух ключевых вещах:

1.        Привлечение в округ населения, для чего реализуются программы по предоставлению земельных участков для людей, выразивших желание переехать в регион (программа предоставления «Дальневосточного гектара», утвержденная ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав ДФО, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.05.2016 N119-ФЗ)[5]

2.        Привлечение в регион инвестиций, для чего государством реализуется следующие меры:

–         реализации концепции формирования территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке (в соответствии с ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ)[6]

–         реализации программы формирования «Свободного порта Владивосток» (ФЗ «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 N 212-ФЗ[7])

–         создание специализированных институтов развития и поддержки инвестиций – создание Министерства РФ по развитию Дальнего Востока», АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», АО «Корпорации по развитию Дальнего Востока».

–         стимулирование международного сотрудничества в регионе путем проведения значимых экономических форумов и мероприятий международного масштаба: саммит АТЭС-2012 во Владивосток, Восточный экономический форум, пр.

Реализация задач по развитию ДФО, в первую очередь, направлена на решение задач, установленных п. 65 и 66 Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[8] целью которых являются меры по выравниванию социально-экономического развития страны и устранение диспропорций развития регионов РФ. Драйверами реализации указанных мер в регионе должны выступить наиболее развитые субъекты, входящие в Федеральный округ – Приморский край и Хабаровский край, расположенные в приграничных областях и характеризующиеся наиболее привлекательными для жизни условиями на Дальнем Востоке РФ с точки зрения климата, уровня жизни, инфраструктуры.

Хабаровский край занимает лишь 4-ое место по объемам внешнеторгового оборота среди субъектов ДФО (после Сахалинской области, Приморского края и Якутии). На долю края приходится 5,7% от внешнеторгового оборота округа. Оборот внешней торговли и международных услуг (2015) составляет ~1,9 млрд. долларов США. При этом Хабаровский край характеризуется положительным сальдо внешнеторговой деятельности, объемы экспорта товаров и услуг превышает объемы импорта на более чем 850 млн. долларов США. Тем самым, во внешней торговле Хабаровского края, экспорт составляет более 72%, импорт ~28%.




Внешняя торговля Хабаровского края имеет тенденцию к сокращению. По сравнению с 2011 г., товарооборот в 2015 году сократился более чем на 1,1 млрд. долларов (или на 40% от уровня 2011 г.). Особенно резкое падение наблюдалось в 2015 г. и было вызвано изменение номинальной стоимости экспортируемой продукции из-за произошедшего резкого изменения курса рубля (рис.1). Историческая динамика внешней торговли за 2011-2015 гг. представлена на рисунке 1.

Объем прямых иностранных инвестиций в Хабаровский край также имеет тенденцию к сокращению. По сравнению с 2013 годом, объем инвестиций в 2015 году упал более чем в 2 раза, сократившись с 134,2 млн. долларов США до 60,4 млн. долларов США (рис.2).


Рисунок 2 – Динамика прямых иностранных инвестиций в Хабаровский край (млн. долл. США)

* по информации ЦБ РФ (до 2013 года включительно информация предоставлялась исключительно Росстатом)

** оценочный показателей Центр поддержки и развития экспорта Хабаровского края

Источник: Центр поддержки и развития экспорта Хабаровского края. [Электронный ресурс].

URL:   http://www.khabexport.com/foreign-economy/

 

Основными партнерами Хабаровского края при экспорте является страны Северо-Восточной Азии – КНР, Республика Корея, Япония (таб. 1).

Таблица 1 Географическая структура внешней торговли Хабаровского края

Государство

% от внешней торговли субъекта РФ

Китайская Народная Республика

42,9%

Республика Корея

18,8%

Япония

9,1%

Таиланд

5,5%

Соединенные Штаты Америки

4,8%

Индия

2,4%

Франция

2,3%

Германия

1,6%

Прочие

12,6%

Источник: Центр поддержки и развития экспорта Хабаровского края. [Электронный ресурс]. -

URL:   http://www.khabexport.com/foreign-economy/




Основные статьи товарного экспорта составляют древесина и изделия из нее, минеральные продукты, рыба и морепродукты, а также черные металлы (таб. 2.)

Таблица 2

Товарная структура экспорта Хабаровского края

 

Наименование товаров

% от экспорта

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

39,5%

Минеральные продукты

25,5%

Топливно-энергетические товары

19,9%

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

12,8%

Металлы и изделия из них

12,8%

Машины, оборудование и транспортные средства

10,0%

Прочее

1,3%

Источник: Центр поддержки и развития экспорта Хабаровского края. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.khabexport.com/foreign-economy/

 

На долю основных экспортных партнеров Хабаровского края (КНР, Р. Корея, Япония) приходится около 80% экспорта. При этом основным партнером, безусловно, является Китай – объем экспорта в КНР составляет ~50%[9].Основными статьями товарного импорта являются оборудование, машины и транспортные средства (таб. 3).

Таблица 3 Товарная структура импорта Хабаровского края

Наименование товаров

% от экспорта

Машины, оборудование и транспортные средства

51,9%

Продукция химической промышленности

12,6%

Металлы и изделия из них

10,3%

Продовольственные товары

5,5%

Текстиль, одежда и обувь

4,3%

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

1,0%

Прочее

12,4%

Источник: Центр поддержки и развития экспорта Хабаровского края. [Электронный ресурс]. -

URL:   http://www.khabexport.com/foreign-economy/

 

Основными импортерами товаров в Хабаровский край являются – Китай (~33,7%), США - ~17,4%, Республика Корея ~9,6%, Франция ~7,3% импорта и Япония ~24,6 млн. долл. США[10].

С точки зрения обеспечения экономической безопасности Хабаровского края (как одной из ключевых задач обеспечения экономической безопасности РФ в Дальневосточном регионе) очевидны основные проблемы в существующей структуре внешнеэкономической деятельности:

1.          Ключевыми статьями экспорта Хабаровского края являются сырьевая продукция, а основными статьями импорта – оборудование, машины, транспортные средства и пр. Основной угрозой подобного положения является превращения региона в сырьевой придаток более развитых стран и регионов, расположенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). При сохранении текущих тенденций развития экономик субъектов Дальнего Востока и стран АТР, без реализации мер по созданию новых технологичных производств, данный разрыв будет продолжать увеличиться, в связи с чем шансов преодолеть данную технологическую пропасть со временем будем все меньше, что будет крайне негативно отражаться на долгосрочном потенциале обеспечения экономической безопасности РФ в ДФО.

2.          Узость рынка поставок продукции из Хабаровского края. Основным контрагентом внешнеэкономической деятельности является Китай, операции с которым обеспечивают более 30% импорта и более 40% экспорта. Это приводит к зависимости рынка экспортной продукции от одного потребителя, что потенциально может поставить внешнеторговую деятельность Хабаровского края в неблагоприятное положение. К примеру, в случае возникновения политического напряжения между странами, одним из механизмов давления, может стать ограничение в осуществлении торговых операций между странами, что приведет к крайне негативным последствиям, в первую очередь, для отраслей экономики Хабаровского края, ориентированных на экспорт в Китай.

Действенными мерами по преодолению выявленных основных проблем внешнеторговой деятельности, создающих угрозу для региональной и национальной экономик, могут стать следующие:

В целях преодоления сырьевого характера экспорта необходимо установление ограничений и контроля на вывоз сырьевой продукции, а также переориентация экспорта на обработанную продукцию. В первую очередь, это касается продукции добычи дерева, минеральных продуктов, металлов др. В любом случае, регион богат данными ресурсами, которые дефицитны в приграничных областях, а их дешевизна (особенно в свете девальвации рубля) все равно будет привлекать потребителей. Как итог, потребность в сырьевой продукции будет стимулировать размещать предприятия обрабатывающей промышленности непосредственно в регионе.

Для достижения целей по развитию обрабатывающих производств необходимо разработать механизмы стимулирования инвесторов посредством предоставления налоговых и иных льгот (к примеру, в настоящее время такие льготы предоставляются резидентам территорий опережающего социально- экономического развития), однако также возможно разработка программ по предоставлению льгот и преференций на региональном уровне.

Реализация указанных мер будет положительно сказываться на состоянии экономики Хабаровского края и внешней торговли. Это позволит создать дополнительные рабочие места в экономике за счет новых технологичных предприятий (одно предприятие обрабатывающей промышленности создает не менее 50-75 рабочих мест); увеличить количество технологичных обрабатывающих предприятий (создание не менее 2-3 совместных предприятий с инвесторами из стран-импортеров продукции Хабаровского края); привлечение зарубежных технологий и оборудования из КНР, Японии и Кореи);увеличение объема экспорта технологичной продукции (в первую очередь, продукции деревообработки; оценочная возможность увеличения объема продукции в среднесрочной перспективе на 35%); значительное увеличение положительного сальдо внешнеторговых операций за счет создания дополнительной стоимости экспортируемой продукции (оценочно, увеличение стоимости экспортируемой продукции на 20-30%)

В целях преодоления зависимости от одного рынка сбыта необходимо проведение поиска новых рынков сбыта экспортируемой Хабаровским краем продукции для снижения доли КНР во внешнеторговом обороте Хабаровского края до уровня не более 25%. Здесь поддержку может оказать текущий низкий курс национальной валюты. Благодаря этому, ранее неиспользуемые рынки сбыта для продукции (к примеру, Европа или страны Западного полушария), поставки на которые были ранее невыгодны из-за дороговизны поставляемой продукции для конечного потребителя в результате слаборазвитой транспортной инфраструктуры, могут быть рассмотрены в качестве потенциальных рынков сбыта. Однако для достижения успеха в продвижении продукции Хабаровского края необходимо разрабатывать «пакетные» предложения для потенциальных потребителей. В первую очередь, это касается разработки схем логистики и доставки продукции до конечных потребителей. Для реализации такой цели должна быть разработаны оптимальные схемы логистики, которые позволят обеспечить конкурентную стоимость поставляемой предприятиями Хабаровского края продукции и существенным образом расширить географию поставок продукции. Результатом будет являться выход на европейские рынки, посредством доставки продукции за счет Северного морского пути, расширению использования которого в настоящее время уделяется значительное внимание. Только при условии наличия данных «пакетных» предложений, возможно, заинтересовать потенциального потребителя продукции и обеспечить выход на новые рынки. Это должно являться основой проведения любых бизнес-миссий или направления делегаций Хабаровского края в зарубежные страны, а также участия в выставках за рубежом. Исходя из информации, располагающейся в открытых источниках, в настоящее время такие меры со стороны Хабаровского края практически не используются. Реализуемые меры должны иметь четкую целевую ориентацию на потенциальных потребителей и отвечать их потребностям, что позволит обеспечить выход на новые рынки сбыта продукции.

Реализация указанных мер будет способствовать укреплению независимости и суверенитету внешнеторговой деятельности Хабаровского края, что благоприятно скажется на социально-экономическом развитии Дальнего Востока РФ в целом. А, с учетом приоритетности задачи развития макрорегиона для Российской Федерации, реализация этих мер, в конечном итоге, будет способствовать укреплению экономической безопасности РФ в АТР.

 

1Безпалов В.В., Петросян А.Д. Развитие методологии управления внешнеторговой деятельностью в региональных промышленных комплексах в условиях либерализации внешнеэкономических отношений. Монография. М.: Палеотип, 2010. C. 3-4.




2    Послание Президента РФ Федеральному собрания 2013 года // Официальный портал Президента РФ. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825.

3   Официальный сайт Полномочного представителя Президента РФ в ДФО. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dfo.gov.ru/district/

4   Борисов В.А. Демографическая ситуация в современной России. // Портал demographia.ru.  [Электронный ресурс]. - URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=76

5 N119-ФЗ  от  01.05.2016  //  Правовой  портал  Консультант  плюс.  [Электронный  ресурс].  -  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197427/

6   N 473-ФЗ от 29.12.2014     // Правовой портал Консультант плюс.      [Электронный ресурс].  - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

7N 212-ФЗ от 13.07.2015. // Правовой портал Консультант плюс. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/

8 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //// Правовой портал Консультант плюс. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

9      Внешняя  торговля  Хабаровского  края  //  Официальный  портал  Министерства  международного  и межрегионального     сотрудничества           Хабаровского             края.                         [Электронный                              ресурс].           -URL:https://arch.khabkrai.ru/Deyatelnost/mezhdunarodnaya-deyatelnost/118

10    Внешняя торговля Хабаровского края // Официальный портал Министерства международного и межрегионального сотрудничества Хабаровского края. [Электронный ресурс]. - URL: https://arch.khabkrai.ru/Deyatelnost/mezhdunarodnaya-deyatelnost/118.

 

Список литературы

 

1.        Безпалов В.В., Петросян А.Д. Развитие методологии управления внешнеторговой деятельностью в региональных промышленных комплексах в условиях либерализации внешнеэкономических отношений. Монография. М.: Палеотип, 2010. 170 c.

2.        Борисов В.А. Демографическая ситуация в современной России. // Портал  demographia.ru.[Электронный ресурс]. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=76

3.        Внешняя торговля Хабаровского края // Официальный портал Министерства международного и межрегионального сотрудничества Хабаровского края. [Электронный ресурс]. - URL:https://arch.khabkrai.ru/Deyatelnost/mezhdunarodnaya-deyatelnost/118.

4.        Официальная статистика. Валовый региональный продукт Хабаровского края. // Официальный портал территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. [Электронный ресурс]. - URL: http://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/statistics/grp/

5.        Официальный сайт Полномочного представителя Президента РФ в ДФО. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dfo.gov.ru/district/

6.        Официальная  статистика. Валовый  региональный продукт  Хабаровского края. //  Официальный портал территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. [Электронный ресурс]. -URL: http://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/statistics/grp/

7.        Послание Президента РФ Федеральному собрания 2013 года // Официальный портал Президента РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825.

8.        Постановление Правительства Хабаровского Края №462-пр от 22.12.2015 г. «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края»// Официальный сайт Правительства Хабаровского            края.      [Электронный                                   ресурс].    -                                   URL:https://khabkrai.ru/khabarovsk- krai/Proekty/Gosudarstvennye-celevye-programmy/149343

9.        Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // // Правовой портал Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

10.     Центр поддержки и развития экспорта Хабаровского края. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.khabexport.com/foreign-economy/

11.     N 212-ФЗ от 13.07.2015«О свободном порте Владивосток». // Правовой портал Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/

12.     N 473-ФЗ от 29.12.2014 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Правовой портал Консультант плюс. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

13.     N 119-ФЗ от 01.05.2016 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав ДФО, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Правовой портал Консультант плюс. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197427/