Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
27 июня 2017г.

АННОТАЦИЯ

В данной статье обоснована значимость развития региональных промышленных комплексов в решении вопросов повышения экономической безопасности страны. Дана краткая характеристика Краснодарского края и его места в национальной экономической системе. Представлен анализ наиболее значимых промышленных комплексов субъекта и социально-экономических показателей, позволяющих определить преимущества данной территории, выявить недостатки способные повлиять на экономическую безопасность региона и на национальную безопасность страны, а так же предложить меры по поддержанию и развитию промышленных комплексов.

Ключевые слова: национальная экономическая безопасность, экономические угрозы безопасности; экспортно-ориентировочные отрасли; региональный промышленный комплекс; конкурентные преимущества.

Повышение экономической безопасности является одним из важнейших факторов развития социально-экономических процессов, протекающих в Российской Федерации, условием поддержания стабильности и гарантией успеха деятельности государства. Вопрос по ее обеспечению с каждым днем становится все более обсуждаемым со стороны политических деятелей, ученых, широких слоев населения. Обеспечение экономической безопасности касается не только страны в целом, но и тесно связано с развитием региональных промышленных комплексов и других направлений территориального планирования и прогнозирования. Сложившаяся ситуация в социально-экономическом развитии страны демонстрирует значимость учета региональных аспектов развития промышленности, так как некоторые субъекты в своей экономике достигли высокого уровня в обрабатывающих и производственных вопросах, в то время, как оставшимся регионам необходимо провести изменения в способе ведения своей промышленной экономики. Каждый из регионов находится под мощным воздействием общероссийских экономических тенденций и явлений, одновременно имея собственные проблемы безопасности, зависящие от региональных особенностей, а именно, географического положения, климатических условий, отраслевой структуры экономики и т.д. Вследствие этого необходимо проводить оценку текущего состояния экономики регионов и выявлять основные экономические угрозы безопасности, в целях улучшения благосостояния страны[1].

Многие направления деятельности Краснодарского края совпадают с приоритетами социально- экономического развития России и определяют особый статус данного региона в экономике страны. Экономическая деятельность рассматриваемого субъекта, в том числе процесс производства товаров и услуг, оценивается достаточно высоко[3].Так, Краснодарский край занимает 7 место по объему ВРП среди регионов России, что говорит о существенном вкладе в экономику страны. В недрах края разведано более 60 видов полезных ископаемых, таких как: запасы природного газа, мрамора, известняка, железных и апатитовых руд, каменной соли. Регион является одним из нефтегазодобывающих территорий России, где насчитывается 150 месторождений углеводородов, включая 59 нефтяных, 24 газонефтяных, 40 газовых, 23 газоконденсатных, 4 нефтегазоконденсатных. В промышленном освоении край имеет более 250 месторождений строительных материалов, таких как: глина, песок и другие. Помимо вышесказанного край имеет 42 месторождения минеральных подземных вод, из которых активно используется только 18. Среди богатств данной территории важное место занимает лесной покров, площадь которого более 1,8 млн. гектаров, где основу составляют дубовые и буковые массивы(49% и 19% соответственно от площади всех лесов) [6].

Обладая богатыми природными ресурсами, географическое расположение Краснодарского края является конкурентным преимуществом с точки зрения экспорта-импорта товаров, как для развитых собственных отраслей региона, так и выступая в роли транзитера. Транспортный комплекс(ТК) Краснодарского края – это морские порты, которые обеспечивают переработку около 30% внешнеторговых грузов России, перевозимых морским транспортом. Порты Новороссийск и Туапсе принимают суда с осадкой более 12 метров, а порты Кавказ, Темрюк, Ейск обрабатывают суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. По территории края проложено порядка 2,2 тыс. км действующих железных дорог. Авиапредприятия Краснодарского края осуществляют перевозки на внутренних и международных воздушных путях, включая страны СНГ, Грецию, Турцию, ОАЭ, Германию, Австрию, Италию [5].Помимо развития транспортного комплекса (ТК) в  регионе успешно развивается Агропромышленный(АПК) и топливно-энергетический комплексы(ТЭК) (таб.1).



Таблица 1.  

«Вклад комплексов Краснодарского края в ВРП региона, млн.руб.»

  

ВРП

ВРП,

%

ВРП

ВРП,

%

ВРП

ВРП,

%

ВРП

ВРП,

%

ВРП

ВРП,

%

2011

2012

2013

2014

2015

Всего

1244653

100

1459491

100

662969

100

1784833

100

19466760

100

АПК

301150

24,2

322497

22,0

344085

20,7

411939

23,1

507251

26,1

ТЭК

30941

2,5

36657

2,5

42868

2,6

50292

2,8

47933

2,5

ТК

186285

14,9

198064

13,6

217753

13,1

267687

14,9

321592

16,5

 

По данным таблицы можно отметить, что ТЭК имеет достаточно стабильные показатели. Изменения в период с 2013 по 2015 г.г. варьировались от 0,1% до 0,3% [4] .Вклад АПК и ТЭК в ВРП Краснодарского края к 2015 году увеличился в среднем на 2% по отношению к 2011 году, что говорит о повышении эффективности работы региональных комплексов по ряду промышленных направлений, тем самым можно констатировать, что постепенно происходит адаптация к изменившимся внешним условиям.

Одной из сильных сторон края выступает его транспортное расположение, вследствие чего особую значимость приобретает развитие транспортного комплекса региона.




Таблица 2.

 «Структура транспортного комплекса Краснодарского края»


Грузооборот ТК по годам, млн. т-км

2011

2012

2013

2014

2015

всего

35900,0

38381,4

37972,3

35952,9

37336,0

Ж/Д

31640,7

33976,9

33647,7

31700,3

33602,7

Автотранспорт

4105,3

4247,2

4064,5

4088,5

3569,2

Морской

транспорт

 

154,0

 

157,3

 

160,1

 

164,3

 

164,1

 

Краснодарский край является территорией прохождения важнейших транспортных маршрутов федерального значения. Так за последние годы объем грузоперевозок ТК возрос на 4%, по состоянию на сентябрь 2016 года экспорт товаров и услуг составил сумму свыше 18 млрд. долл. США[7]. Наибольшие приросты отмечены на железнодорожном и морском транспорте. Так прирост грузооборота ЖД транспорта Краснодарского края в 2015 году составил 6% по сравнению с 2014 годом. Одной из главнейших задач ЖД региона является перемещение экспортно-импортных грузов в морские порты края. Согласно представленной статистике ОАО «РЖД» в 2015 году максимальные отгрузки производились в краснодарских портах Новороссийска (31 млн. тонн), Туапсе (13,8 млн. тонн) и Тамани (6,5 млн. тонн). По прогнозам к 2020 году ожидается рост грузооборота на 76% [7].

Морской транспорт - это 9 портов: Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск, Темрюк, Кавказ, Тамань, Анапа, Геленджик. Через данные порты осуществляется перевозка иностранными и отечественными судами порядка 35% внешнеторговых и транзитных грузов.


Грузооборот данных портов в 2016 году вырос на 4,8% от суммы грузооборота Азово-Черноморского бассейна по сравнению с 2015[5]. Работники терминала в городе Новороссийск увеличили использование потенциала порта на 3,4% в результате чего объем грузоперевозок оценивается в 131,4 млн. тонн. Аналогичная ситуация зафиксирована в Тамани. Произошел рост на 90,1 % от объема грузооборота и составил в 2016 году 13,5 млн. тонн. В порту Ейска прирост оборота по сравнению с 2015 годом составил 10,2 % и остановился на величине равной 4,3 млн. тонн, в Темрюке – на 14,6% до 2,9 млн. тонн. Географическое расположение региона весьма подходящее для экспорта нефти и нефтепродуктов. Край обслуживает около 1/3 экспорта российских нефтепродуктов.

Одним из распространенных и востребованных видов перевозок на территории региона является автомобильный транспорт, который представляет собой около 29 тыс. автобусов, 220 тыс. грузовых автомобилей и более 1600 тыс. легкового автотранспорта. Несмотря на внушающие количественные показатели на сегодняшний день износ подвижного состава грузового транспорта составляет 80 – 85%, как следствие снижение грузооборота в 2015 году на 12,8% по отношению к объемам 2014 года.

Наличие благоприятных климатических условий региона и земельного фонда стали импульсом по созданию большого количества сельскохозяйственных предприятий на территории края, что предопределило одно из направлений развития экономики, а именно развитие сельскохозяйственного комплекса. На сегодняшний момент край имеет мощный комплекс по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, а так же является одним из лидеров по поставкам данной продукции, как на региональные рынки, так и за рубеж. Исследуя территорию региона, которая составляет более 7,5 млн. гектаров, включая 3,9 млн. гектаров пашни(52% общей площади), необходимо отметить, что Краснодарский край является  одним из лидирующих субъектов, вносящих существенную  лепту в  продовольственную безопасность Российской Федерации.

Таблица 3.

«Структура аграрно-промышленного комплекса Краснодарского края 2015 г.»

 

 

Производство

продукции, млрд. руб.

Доля от произведенной

продукции края, %

 

Доля по РФ, %

растениеводство

242,4

72,7

9,2

животноводство

91,1

27,3

3,8

всего

333,6

100

13

 

Количество произведенных товаров сельскохозяйственных отраслей по направлениям растениеводство и животноводство по итогам 2015 года заняло первое место в России обеспечив объем производства продукции на сумму 333,6 млрд. руб.(таб. 4) [4]. Доля сельского хозяйства региона в общей стоимости сельскохозяйственной продукции, производящейся на территории России, составляет более 6,6%. Доля растениеводства в общей доле произведенной комплексом продукции в 2015 году составила 72,7%, оставшуюся долю занимает животноводство – 27,3%. Регион находится на лидирующей позиции по сбору ячменя, соевых бобов, овощей. Растениеводство Краснодарского края находится на 1 месте среди регионов России по объему произведенной продукции в стоимостном выражении. В 2015 году данный показатель остановился на отметке 242,4 млрд. руб., что составляет 9,2% от общей стоимости произведенной растениеводческой продукции в Российской Федерации. Что касается животноводства, регион занимает 3 место по производству мяса, 4 место по производству молока и 5 место по производству яиц. Стоимость продукции животноводства края в 2015 году составила 91,1 млрд. руб. Это 3,8% от общей стоимости произведенной животноводческой продукции в стране. Готовая продукция ведущих комплексов края потребляется не только на территории российской Федерации, но и с помощью транспортного сегмента поставляется за рубеж. В 2015 году экспорт Краснодарского края составил 4,7 млрд. долл. США. В страны дальнего зарубежья экспортируемые продукты оцениваются в 4,5 млрд. долл. США, в страны СНГ – 0,2 млрд. долл. США. В 2015 году стоимость экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила 979,5 млн. дол. США. В основе данного показателя находятся злаки (их экспорт составил 718,3 млн. долл. США), жиры и масла животного и растительного происхождения (99,6 млн. долл. США), остатки и отходы пищевой промышленности (57,3 млн. долл. США), овощи (23,7 млн. долл. США). Крупнейшими торговыми партнерами Краснодарского края по экспорту продукции АПК выступают Италия (20,3% от общего экспорта), Турция (14,1%), Республика Корея (7,8%), Израиль (6,6%), Мальта (6,6%), Египет (5,6%), Украина (2,3%), Болгария (2,0%) [8].

Преимуществом Краснодарского края, способствующим развитию промышленности, является его инвестиционный потенциал. Согласно оценке экспертов Краснодарский край имеет инвестиционный рейтинг 1В, что говорит о высоком потенциале региона и умеренных рисках. Как следствие, в процессе строительства моста через Керченский пролив в экономику региона было привлечено в 2015 году 54,4 млрд. руб., в 2016 году - 64,7 млрд. руб., что в общей стоимости составляет более половины от общей стоимости госконтракта. Мост возводится за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 г.». Результатом возведения Керченского моста будет соединение Крыма с Южным федеральным округом, что приведет к увеличению товарооборота и сокращению логистических расходов. Несмотря на данные показатели, совершенствование инвестиционного климата региона остается актуальным. Важным механизмом привлечения инвестиций может выступить предоставление региональных гарантий для банков инвесторов таких, как правовая защита инвестиционной деятельности, возможность использования различных форм инвестирования и т.д. Так же возможно введение системы льготного налогообложения на срок окупаемости той или иной программы.

Исходя из проведенного анализа можно констатировать, что сильной стороной региона является его геостратегическое положение, дающее возможность прямого выхода к международным торговым морским путям, тем самым позволяя повысить активность экспорта товаров различных отраслевых комплексов. Данный регион входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками. Вследствие этого, возникает возможность разработки проектов по усовершенствованию позиций транспортного и аграрно-промышленного комплексов. Негативным фактором является недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, что в дальнейшем может серьезно сдерживать развитие морских портов и железнодорожного транспорта, а так же затрудняет процесс экспорта продукции АПК.В связи с увеличивающимся количеством грузопотоков, который соответственно вносит существенный вклад в ВРП региона,  перед руководством края стоит серьезная задача  по проведению реконструкции автомобильных дорог федерального и регионального значения с использованием новых технологий, созданию условий и поддержка по переоснащение специализированных автотранспортных предприятий, обновлению основных фондов. Решением данной проблемы может выступить разработка отраслевой целевой программы по совершенствованию и развитию новых транспортных путей, а так же технических характеристик самого транспорта. Необходимо модернизировать транспорт под вид перевозимой продукции, в частности сельскохозяйственной продукции, что повысит эффективность перевозимых грузов, а так же их сохранность. Что касается железнодорожного транспорта, то в комплексе с техническими характеристиками поездов необходимо провести улучшения качества железнодорожного полотна. Основной проблемой, способной влиять на объем грузоперевозок железнодорожным транспортом, является большое наличие однопутных дорог, в связи, с чем становится невозможным увеличение движения грузовых поездов и увеличение грузооборота. Для развития морского транспорта необходимо создать отраслевую целевую программу по осуществлению пассажирских перевозок. На данный момент порты Краснодарского края зависят от объема экспортируемой продукции произведенной комплексами региона. Адаптация морского транспорта под пассажирские перевозки поможет стать комплексу более независимым. Создание данных программ поможет привлечь дополнительные инвестиции, которые поспособствуют устранению представленных проблем. Краснодарский край имеет на данный момент устойчивую позицию среди регионов, что дает благоприятный прогноз на ближайшие годы. Государство полностью поддерживает деятельность комплексов региона, выделяя денежные средства по направлениям. Сейчас в крае действует стратегия о социально-экономическом развитии территории до 2020 года, целью которой является устранение выявленных проблем и угроз для повышения национальной экономической безопасности страны в целом. Предоставленная информация позволяет отметить, что развитие региональных промышленных комплексов в условиях кризиса и международных ограничений регионы играют не маловажную роль в жизнедеятельности страны в целом. Обеспечение достижения поставленных на настоящий момент перед страной целей по развитию промышленного потенциала, а так же по поддержание национальных интересов государства на международной арене должно основывается на постоянном развитии регионов, что гарантирует полноценное развитие социально-экономического пространства Российской Федерации [2].

Список литературы

 

1.     Безпалов В. В., Лочан С. А., Петросян Д. С. Теория и практика управления развитием региональных экономических систем

2.     Германова М. В., Безпалов В. В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов как инструмент повышения национальной экономической  безопасности страны на примере Краснодарского края // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 172-179.

3.        Сенчагов  В.К.  Экономическая  безопасность:  геополитика,  глобализация,  самосохранение  и развитие. Кн. 4. - М.: Финстатинформ, 2002. - 128 с

4.        Единый информационный портал «Экспортеры России». URL: http://www.rusexporter.ru/

5.        Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: http://mnr.gov.ru/

6.        Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. URL: http://www.tskk.ru

7.        Портал       исполнительных       органов       государственной       власти       Краснодарского       Края.

URL:http://krasnodar.ru

8.     Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. URL:http://krsdstat.gks.ru