Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

    Вопросы привлечения трудовых ресурсов в экономику региона находятся в зоне особого внимания Правительства Республики Коми.

   Вместе с тем, несмотря на положительную динамику в решении вопросов кадрового обеспечения экономики региона, острота проблемы не ослабевает. В связи с этим, постановка проблемы состоит в обозначении «узких мест» и разработке путей их преодоления.

    Аналитической базой для организации работы по кадровому обеспечению экономики региона является прогноз баланса трудовых ресурсов и прогноз дополнительной потребности экономики в квалифицированных кадрах на среднесрочную  перспективу.

   Прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Коми разрабатывается на текущий год и предстоящий трѐхлетний период и отражает наличие трудовых ресурсов и их распределение по видам занятости.

   Несмотря на достаточно стабильную обстановку в социально-экономическом развитии Республики Коми по основным показателям в производстве товаров и услуг, наблюдается устойчивое снижение численности трудовых ресурсов, экономически активного населения и занятых в экономике.

   В прошлом году уровень занятости населения и уровень экономической активности характеризовались высокими значениями. В среднем за 2014 год уровень занятости составил 66,9% (увеличившись за год на 0,6%), а уровень экономической активности составил 72% (увеличение на 1,2%). Среди субъектов Северо-Западного федерального округа Республика Коми занимала соответственно 3 и 5 место. Такие высокие рейтинговые места на уровне северо-запада – это результат тех мер, которые предпринимаются Правительством РК в экономике, так, например, за последние 4 года создано 6,2 тыс. новых рабочих мест.

    Однако ежегодные изменения в структуре трудоспособного населения таят в себе серьезные риски:

1.     Ежегодно увеличивается удельный вес населения старше трудоспособного возраста, а трудоспособного, наоборот, снижается;

2.       Около 20% населения совсем не имеют профессии, а наибольший процент граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование (37% и 31% соответственно), приходится на граждан пенсионного возраста (от 60 до 72 лет). Среди молодежи большинство имеет начальное профессиональное образование (34%) – это рабочие кадры республики, а высококвалифицированных специалистов среди молодых людей лишь 25%;

3.     Из-за миграционного оттока ежегодно республика продолжает терять порядка 7 тысяч человек трудоспособного возраста;

4.     Для сельского населения характерным является обмен населением в пределах республики, для городского – с другими регионами России. Таким образом, внутренний миграционный поток ориентирован из села в город;

5.     Численность работников в строительстве, транспорте и связи растет, а в образовании и здравоохранении уменьшается;

6.     Наблюдается тенденция к увеличению количества вакансий, заявленных работодателями. Так, с 2009 года их число увеличилось на 12 тысяч и в 2014 году составило более 82 тысяч вакантных рабочих мест.

7.     Таким образом, исходя из Прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Коми, следует два основных вывода, заслуживающих внимания в контексте рассматриваемого вопроса.

   Вопрос первый: в ближайшей перспективе сохранится тенденция уменьшения численности населения, обусловленная как естественной, так и миграционной убылью. Сегодня маловероятно кардинально изменить ситуацию с рождаемостью: по прогнозам она будет оставаться на низком уровне, не обеспечивающем даже простое воспроизводство населения. Поэтому для устойчивого развития республики необходимы специальные меры, направленные на сохранение имеющихся трудовых ресурсов, в том числе, на снижение смертности, травматизма и инвалидности.

   Вопрос второй: резервом трудовых ресурсов является незанятая часть населения трудоспособного возраста. Республика располагает им в объеме более 100 тыс.человек ежегодно. Получается, что теоретически сегодня может быть закрыта любая вакансия. Почему этого не происходит?

    Основные причины общеизвестны:

-     низкая привлекательность вакантных рабочих мест в организациях реального сектора экономики (заработная плата, условия труда и быта);

-   позиция работодателей, для которых человеческий потенциал не является стратегическим;

-   социальный аспект - определенная часть безработных сознательно не желает быть трудоустроенной.

    Поэтому проблемы воспроизводства кадрового потенциала требуют комплексного подхода. С одной стороны, требуется развитие государственного регулирования рынка труда, направленного на создание благоприятных условий, повышение заработной платы, вовлечение различных категорий трудоспособного населения в экономику региона (пенсионеры, инвалиды, безработные, женщины с детьми). С другой стороны, необходимо поломать стереотип «вторичности» кадровых ресурсов у руководства предприятий и сформировать понимание, что персонал такой же ресурс, как и все остальные, и требует постоянного инвестирования.

   Вторым информационным источником для работы по воспроизводству трудовых ресурсов является прогноз дополнительной потребности экономики в кадрах.

   Прогноз учитывает общие тенденции и перспективы развития отраслей экономики, реализацию инвестиционных проектов, позицию органов власти по стратегическим направлениям развития в соответствующих отраслях.

   В формировании прогноза дополнительной потребности в кадрах на 2014-2020 годы с учетом всех источников обследования приняли участие около 22% организаций Республики Коми с численностью работников порядка 80% от общей среднесписочной численности, что составляет 66,5% от численности занятого населения в целом по республике.

   Учитывая тенденции снижения численности занятых в экономике, дополнительная потребность в квалифицированных кадрах в целом по республике также будет снижаться и составит в среднем 14,6 тыс. человек ежегодно.

   Во всех видах экономической деятельности, за исключением «Финансовая деятельность», «Образование» и «Здравоохранение», основную потребность составляют профессии рабочих, при этом самыми востребованными являются сварщики, слесари, водители, машинисты, электромонтеры, строительные профессии, повара.

   Среди специалистов наиболее востребованы механики, мастера, бухгалтеры, инженеры, воспитатели, врачи, медицинские сестры и учителя.

    Наибольшая дополнительная потребность в квалифицированных кадрах наблюдается по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» (20,6% от общей потребности), что связано с реализацией инвестиционных проектов в данной отрасли.

    В структуре высшего профессионального образования наибольшая потребность в специалистах будет по укрупненным группам специальностей: «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» - 23% (в основном мастера и инженеры по направлениям подготовки «Нефтегазовое дело» и «Прикладная геология»);«Образование и педагогика» - 17% (в основном воспитатели, учителя и  преподаватели по направлению подготовки «Педагогическое образование»);«Здравоохранение» - 14% (в основном врачи и врачи- специалисты по направлениям подготовки «Лечебное дело» и «Педиатрия», а также провизоры с образованием «Фармация»);«Экономика и управление» - 14% (бухгалтеры, экономисты, менеджеры).

   Прогноз выявил потребность в квалифицированных кадрах, подготовка которых в настоящее время не осуществляется:

-     с высшим образованием – в сфере инфокоммуникационных технологий, ремонта и эксплуатации самолетов, некоторых видов врачебных специальностей (всего 6 направлений);

-      со средним профобразованием – в сфере строительства автомобильных дорог, геологоразведки, строительства, энергетики, обслуживания газопроводов (всего 5 направлений);

-   9 направлений по рабочим профессиям (монтажники, слесари, мастера и т.д.) Прогноз потребности в кадрах является основанием для двух процессов:

-    формирования государственного регионального заказа на подготовку кадров;

-    информирования населения о прогнозируемой потребности в кадрах в разрезе профессий (специальностей) в целях формирования сознательного отношения к выбору профессии, профилю и уровню получаемого образования.

    Алгоритм работы по планированию подготовки кадров обозначен в трехстороннем приказе Минэкономразвития РК, Министерства образования РК и Управления РК по занятости населения, основан на трѐх основных информационных блоках и обеспечивает участие всех заинтересованных сторон и уровней управления: работодателей, системы профессионального и  общего образования, рынка труда, а также учитывается отраслевой аспект развития экономики).

    Результатом данной работы являются конкретные предложения в разрезе объемов и направлений подготовки по всем уровням образования с учетом кадровой потребности региональной экономики и возможностей образовательной сети республики.

    Полученные цифры используются Министерством образования Республики Коми при формировании контрольных цифр приема граждан за счет средств республиканского бюджета РК.

    Анализ подготовки кадров системой профессионального образования, проведенный в этом году, позволяет сделать вывод, что в целом направления подготовки соответствуют основным потребностям рынка труда. Чего нельзя сказать об объемах подготовки, которые ограничены возможностями образовательной сети, численностью абитуриентов (выпускников школ), их профессиональными намерениями, и в целом демографической ситуацией в республике.

   Т.о., на данный момент в республике сложился целостный механизм планирования подготовки кадров, учитывающий перспективы социально-экономического развития республики, тенденции развития рынка труда, демографические процессы, возможности системы профессионального образования.

    Данную работу необходимо продолжать, прежде всего, в направлении повышения информированности и координации усилий заинтересованных сторон. А также по расширению возможностей практического использования результатов прогноза для построения различных сценариев развития процессов в сфере экономики, занятости.

    В целом сложилась система работы по регулированию кадровых процессов на отраслевом уровне. К настоящему моменту органами исполнительной власти республики сформированы комплексы мер по кадровому обеспечению развития подведомственных отраслей. Они носят разный формат, отличаются по степени проработанности - идет процесс развития механизмов взаимодействия с хозяйствующими субъектами и системой профессионального образования.  Помимо здравоохранения,  образования,  агропромышленного комплекса, заинтересованность и комплексный подход присутствует в работе министерств и ведомств по кадровому обеспечению развития отрасли культуры, социальной защиты, промышленности.

    Однако на муниципальном уровне данная работа носит эпизодический характер. Лишь в 8 МО сформированы комплексы мер по кадровому обеспечению территорий и утверждены соответствующими нормативными актами (Сыктывкар, Сосногорск, Вуктыл, Усинск, Княжпогостский, Усть-Куломский, Койгородский, Усть-Цилемский районы).

    Муниципалитеты должны четко представлять, какие трудовые ресурсы им необходимы для реализации планов социально-экономического развития, чем они располагают и, исходя из этого, строить работу по подготовке, привлечению и закреплению необходимых кадров.

  Необходимо продолжить работу по формирование эффективной системы регулирования кадровых процессов на отраслевом и муниципальном уровне. Ключевым направлением должно стать развитие механизмов взаимодействия с предприятиями, организациями и всеми хозяйствующими субъектами по целевой подготовке специалистов, организации производственной практики, трудоустройству выпускников, профориентации на востребованные профессии.

На наш взгляд, на данный момент основные усилия должны быть сконцентрированы на 3-х основных задачах:

-     повышение эффективности механизмов использования трудового потенциала местного населения, развитие внутренней трудовой миграции;

-   развитие системы регулирования кадровых процессов на отраслевом и муниципальном уровне;

-       продолжить работу по сотрудничеству власти и бизнеса в сфере трудовых отношений и профессионального образования

    Для реализации выше обозначенных задач предлагаем следующие управленческие решения:

1)   разработать комплекс мер по развитию механизмов эффективного использования трудового потенциала различных категорий местного населения, развитию вахтового метода, созданию дистанционных рабочих мест;

2)   органам исполнительной власти Республики Коми и органам местного самоуправления провести анализ реализуемых мер по кадровому обеспечению отраслей экономики и территорий и принять необходимые меры по повышению эффективности их реализации;

3)     рекомендовать объединениям работодателей Республики Коми активизировать работу по развитию социального партнерства в сфере профессионального образования.