23 июня 2016г.
Потребительский потенциал Белгородского района - крупная составная часть единого социально - экономического комплекса района. Его главные задачи - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, территориальную доступность товаров и услуг по всей территории района. Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товарным потокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения [4, с. 327].
Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабильное экономическое положение в районе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий сферы потребительского рынка.
Одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения является торговля. Изменения в торговле - это индикатор, который безошибочно сигнализирует о благосостоянии в обществе.
В Белгородском районе на долю торговли приходится 20,7 % валового муниципального продукта. Оборот розничной торговли за период январь - август 2015 года составил 9,1 млрд. руб. Розничный товарооборот на душу населения - 79,8 тыс. руб.
На сегодняшний день торговая сеть Белгородского района представлена следующими формами:
- торговые центры и комплексы;
- гипер -и супермаркеты;
- магазины шаговой доступности;
- нестационарные торговые объекты, ярмарки.
Активно развиваются сетевые компании. Также региональные и промышленные сети и сети федерального значения: магазины «Фермер», «АВС», «Пятерочка», «Магнит», супермаркеты «Строй-депо» [1].
Более 500 предприятий розничной стационарной торговли и более 140 объектов нестационарной и сезонной торговли осуществляют свою деятельность на территории Белгородской области.
На сегодняшний день покупателю более доступна и нестационарная сеть фирменных предприятий
белгородских производителей: «Оранжевый остров», «Квас Белогорья», ЗАО «Ключики».
Для продвижения на потребительский рынок района товаров народного потребления местных производителей ведется работа по созданию наиболее благоприятных условий. И в связи с этим, на ярмарках выделяются дополнительные торговые места.
Оказание услуг населению:
1) Положительная динамика развития наблюдается в сфере оказания услуг придорожного сервиса.
На автомобильных дорогах района действуют 39 автозаправочных станций с наличием торговых объектов, 9 придорожных комплексов, 19 станций технического обслуживания автомобилей.
Построены современные центры отдыха, в состав которых входят кафе и рестораны, банкетные залы, гостиницы, открытые летние площадки, автомойки, бильярдные, комнаты отдыха, сауны с бассейнами. Это такие комплексы как: «Русь», «Старый город», «Легенда», «Парадиз», «Стрелец», «Белая пуля».
2) Одной из важнейших составляющих потребительского рынка является оказание услуг общественного питания.
По состоянию на 1 сентября 2015 года сеть предприятий общественного питания представляют 123 предприятия. На Рисунке 1 представлена группа предприятий общественного питания в Белгородском районе: 18 ресторанов, 9 баров, 37 кафе, 59 предприятий других форматов. В результате, обеспеченность населения района посадочными местами в предприятиях общественного питания открытой сети составила 35 мест на 1000 жителей, при нормативе 40 мест [2].
3) Большое социальное значение имеет оказание бытовых услуг населению. На территории района действуют 125 предприятий бытового обслуживания. На Рисунке 2 представлена структура наиболее распространенных предприятий бытового обслуживания в Белгородском районе:
•26 по ремонту обуви;
•17 - ремонту и пошиву одежды, головных уборов, меховых и трикотажных изделий;
•4 - ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры;
•4 - изготовлению и ремонту металлоизделий;
•47 оказывающие парикмахерские услуги;
•7 - фотоуслуги;
•12 - услуги бань и саун [3].
4) Постоянно ведется работа по выполнению программы по защите прав потребителей. Здесь важное место занимают вопросы обеспечения стабильности потребительского рынка и качество и безопасность товаров и услуг, которые поступают на потребительский рынок.
Консультативную помощь можно получить по телефону «Горячая линия» (получили консультативную помощь более
220
потребителей), а на официальном сайте
Белгородского района найти актуальную информацию для потребителей.
В настоящее время все предприятия сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания, вводимые в эксплуатацию на территории Белгородского района, открываются за счет частных инвестиций хозяйствующих субъектов.
Потребительский рынок Белгородского района призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги; качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории города [1].
Потребительский потенциал района имеет большое значение для инвесторов, ориентированных на развитие сферы услуг, торговли, жилищного строительства, а также на развитие производства товаров потребительского назначения, предназначенных для реализации внутри района и на
локальном межрегиональном рынке.
Потребительский потенциал района определяется совокупной покупательной способностью его населения. Она, в свою очередь, зависит от
уровня средней заработной платы, средней величины пенсий и величины среднедушевых доходов населения. Таким образом, рост благосостояния жителей района - основа повышения его потребительного потенциала.
Список литературы
1. Деловой еженедельник "Экономика и жизнь - Русь"// Аналитика// Статья - Социально-экономический потенциал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://riarus.ru/articles/analitika/proanalizirovali-potentsial/
2.
Елисеева
И.И. Общая теория статистики: учебник для вузов / И.И. Елисеева,
М.М. Юзбашев; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 656 с.
3. Информация об экономическом развитии Белгородской области в 2015 году // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru
4. Харченко, Н.М. Экономическая статистика: учебник / Н.М. Харченко. – Москва: Дашков и К, 2011. – 365 с.
5. Экономический портал Белгородской области // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belgorod.com/potentsial/ratings-of-the-belgorod-region/