Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РТ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
27 июня 2017г.

Конкурентоспособность      республики      Татарстан            оценивается как         существованием конкурентоспособных отраслей, так и способностью властных региональных органов формировать необходимые условия региональным компаниям в целях достижения конкурентных преимуществ в конкретных областях.

Одним из основных направлений в системе повышения региональной конкурентоспособности республики Татарстан является определение потенциала региональной кластеризации. Такие условия, как природно-сырьевая, научно-образовательная база, человеческий капитал, уровень развития инфраструктуры, степень качества жизни являются базой для интеграции важнейших отраслей (химической, машиностроительной, транспортной, целлюлозно-бумажной). Источники поступления полуфабрикатов сырья, оборудования, области переработки сырья, технологий, оборудования, внутриотраслевая конкуренция, условия внутреннего спроса (объем, качество спроса, соответствие направлениям развития спроса на глобальном рынке) также являются составными элементами регионального потенциала. Потенциал кластеризации республики Татарстан напрямую зависит от роста производительности в использовании регионального потенциала[1].

В рамках Стратегии предусмотрено формирование трех типов кластеров: ключевые кластеры (наука и  образование), инновационные кластеры «умной» экономики («умные» информационные технологии, «умная»  инфраструктура  и  другие)  и  кластеры  современной  экономики  (агропромышленный  и нефтегазохимический комплексы, деревопереработка и автомобилестроение и другие).

В рамках модели «7-6-3» (семь направлений межрегиональной конкуренции - шесть базовых экономических комплексов - три агломерации) задается основная логика стратегического анализа, целеполагания и построения системы управления, ориентированная на рост конкурентоспособности Татарстан и его предприятий.

Этому будут способствовать основные конкурентные преимущества республики - выгодное расположение, богатая ресурсная база, активное развитие инновационной инфраструктуры и привлечение инвестиций в экономику региона.

По результатам исследования инновационного профиля региона, его инфраструктурного потенциала установлено, что  одним из путей повышения конкурентоспособности республики является создание зон опережающего развития на базе кластерного подхода.

В этой части следует отметить одну из наиболее заметных точек роста - Камский инновационный кластер (КИТПК), крупнейший из 26 инновационных кластеров федерального значения, специализацией которого является нефтепереработка, нефтехимия и автомобилестроение.

Благодаря сосредоточению в Кластере мощнейшего промышленно-производственного потенциала (около половины российских синтетических каучуков, более половины полимеров стирола, каждый второй грузовой автомобиль и каждая вторая грузовая шина) указанная территория рассматривается в качестве ведущей точки роста не только Татарстана, но и страны в целом. В планах республики увеличить объем промышленного производства в Кластере в три раза (при текущем объеме отгруженной продукции более 3/4 трлн. рублей, достигнутом по итогам прошлого года).

В целях комплексного развития Кластера и Камской агломерации в целом распоряжением Правительства России №1257-р утверждена Концепция создания в Республике Татарстан Инновационного центра «ИнноКам»[2]. Ее реализация предполагает снятие инфраструктурных, социальных и экологических ограничений, а также получение в результате системного эффекта от скоординированного развития всех предусмотренных направлений. К 2020 году запланировано создание более 30 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест, а также увеличение объема отгруженной продукции до 2 трлн. рублей.

Развитию ИнноКама будет способствовать создание территории опережающего развития в г.Набережные Челны. Реализация проекта позволит привлечь дополнительные инвестиции в экономику моногорода (прогнозируемый ежегодный прирост оценивается не менее 20%), создаст новые рабочие места (более 10 тыс.) и обеспечит комплексное развитие имущественной инфраструктуры указанной территории.

Еще одной точкой роста на промышленной карте республики является особая экономическая зона «Алабуга»[3]. Сегодня в Алабуге насчитывается около 50 резидентов, выпускающих продукцию для различных нужд промышленности: автомобильная техника и автокомпоненты, полимерная переработка, строительные материалы, продукция пищевой промышленности, деревообработка, производство стекла, композиционные материалы, продукция машиностроения и многое другое.

Роль областного руководства заключается в том, чтобы оно функционировало как катализатор, вдохновляющий и подталкивающий предприятия к новым стремлениям, движению к более высокой степени конкуренции, формированию технологических цепей и объединению в кластеры[4].

Таким образом, технологические цепи схемы экономических отношений между поставщиками ресурсов, обрабатывающей промышленностью, потребителями сформировались еще на этапе зарождения товарного производства, на ремесленной и мануфактурной стадиях. Для республики Татарстан с его научными, сырьевыми, природно-климатическими ресурсами наиболее предпочтительная кластерная форма, особенно в территориальной организации компаний перерабатывающей, пищевой, химической промышленности и агропромышленного сектора.

Созданию технологических кластеров в республике Татарстан будет способствовать, во-первых, накопленный большой потенциал инновационных проектов, созданная нормативно-правовая основа инновационной политики и значительный уровень развития инновационной инфраструктуры. Учитывая данные позиции, в республике Татарстан уже сформированы начальные условия создания технологических кластеров для межрегиональной, а в будущем и международной интеграции научной, образовательной, производственной областях. В результате формирования кластеров будут созданы специализированные структуры, способные максимально быстро и эффективно реагировать на запросы соответствующих региональных кластеров как в области кадровой подготовки, так и в области развития науки и реализации ее результатов, сформированы основные компании инфраструктуры инновационной и научно-технической деятельности, призванные способствовать развитию малого и среднего инновационного бизнеса, кадровое сопровождение высоких технологий, максимально быстрое финансирование, коммерциализацию и реализацию в реальный сектор экономики республики Татарстан перспективных научно-

Формирование в республике Татарстан регионального инновационного кластера, под которым понимается система организационно-правовых условий хозяйствования, определяющихся государственной и региональной инновационной и социально-экономической политикой, а также совокупность научных, производственных, инфраструктурных учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых знаний, продуктов и технологий, а также поиск рынков их сбыта.

Структура региональных научно-технологических кластеров включает в себя элементы-субъекты научно-технологической деятельности, непосредственно осуществляющие исследования, разработки и внедрение результатов в экономический оборот, а также элементы управления, осуществляющие направленное воздействие на элементы научно-технологического комплекса в целях их поступательного развития.

 

1Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики РФ «Регионы России. Социально- экономические показатели – 2016» [Электронный ресурс]. – URL: https://goo.gl/4VJWI4 (дата обращения:19.04.2017).

2        Сайт     Министерства      экономики     Республики     Татарстан.      Раздел     «Инфраструктура     поддержки предпринимательства»

3 Сайт ОЭЗ ППТ «Алабуга» [Электронный ресурс]. - Url: http://alabuga.ru/ru (дата обращения: 15.04.2017).

4 Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2011.-С.45.

 

 

 

Список литературы

 

1.                   Кириченко И. А. Проблемы стратегического планирования инновационного развития производственного комплекса Российской Федерации / И. А. Кириченко, А. В. Смирнов, С. Н. Наумов // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2014. - № 4. - С. 71-84.

2.                   Ковалев Н. Р. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экономического ун-та , 2000. - 257 с.

3.                   Колесникова Т. В. Аутсорсинг трудовых ресурсов - инновационный инструмент развития рынка труда в Республике Молдове / Т. В. Колесникова, Н. П. Перчинская // Инновации. - 2014. - № 6. - С. 78-84.

4.                   Кортов С. В. Эволюционное моделирование жизненного цикла инноваций. - Екатеринбург: Ин-т экономики , 2003. - 285 с.

5.                   Крылов С.И. Сбалансированная система показателей и прикладной стратегический анализ в стратегическом управлении инновационной деятельностью / С. И. Крылов // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 16. - С. 29-39.

6.                   Куценко Е.И. Инновационная политика как инструмент перехода к устойчивому развитию региона / Е. И. Куценко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 79-84.