Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, НАУКИ И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Улан-Удэ
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

В настоящее время для нужд и интересов общества значительную роль играют партнерские отношения государства, бизнеса и науки. В этом взаимодействии заинтересованы все стороны. Для предпринимательства это возможность получения поддержки и прибыли от участия в совместных проектах, технологическое развитие. Наука развивается также за счет государственного финансирования и инвестиций бизнеса. Государство же привлекает частный капитал и интеллектуальные ресурсы для решения задач национального масштаба.

Уже в классических трудах экономистов прошлого века можно найти основные тезисы о необходимости гармонии общественных и частных интересов, взаимодействия государства и индивидуума. У А. Смита в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» можно найти утверждение о том, что государство не должно в одиночку руководить всеми экономическими процессами, в  которых  участвуют частные лица. Государству Смит  отводит лишь три обязанности: во-первых, обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, т.е. безопасность граждан от посягательств извне; во-вторых, обеспечение правосудия, т.е. безопасность внутри страны; в-третьих, создание определенных учреждений и выполнение государственных работ, которые обеспечат условия для нормальной экономической деятельности. Милтон Фридман, создатель теории монетаризма, позднее дополнил Смита, предположив, что четвертой обязанностью государства является забота о недееспособных гражданах и детях.

Наиболее актуальна проблема участия государства в экономике стала в 30-е годы прошлого столетия, во времена Великой депрессии. Дж. Кейнс в своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» писал, что государство должно оказывать влияние на экономику страны посредством системы налогообложения, регулированием нормы процентной ставки. Также Кейнс писал о необходимости осуществления государством инвестиционной деятельности, что, как известно, является основой экономического роста в будущем, наряду с инновационной политикой.

Когда речь заходит об инновационном развитии страны, к государству и бизнесу подключается наука. В данном случае власть предоставляет науке определенные гарантии и льготы, а также финансирование и материальные ресурсы. Бизнес должен осуществлять основные финансовые вложения, быть гибким и оперативным в принятии решений, способным к нововведениям.

В Российской Федерации перевод экономики на инновационный путь развития является одним из основных приоритетов государственной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной экономики в условиях глобальной конкуренции.

В настоящее время российская экономика преимущественно основана на добыче и экспорте нефти и газа. В целях устойчивого экономического роста, достижения стабильности экономики необходимо принимать меры по ее модернизации. Фундаментом инновационной экономики является внедрение научных разработок, применение современных технологий во всех сферах жизнедеятельности, в первую очередь - в промышленности.

При взаимодействии властей, науки и бизнеса совершенствуются технологии производства, вводятся дополнительные инфраструктурные объекты. Осваиваются новые сектора рынка, внедряются эффективные организационные структуры и управленческие механизмы.

Взаимовыгодные отношения государства, науки и бизнеса должны быть построены на следующих принципах:

1)     Добровольное принятие и исполнение обязательств;

2)     Соблюдение государственных и частных интересов;

3)     Правильное разделение ответственности и рисков;

4)     Максимально эффективные финансовые вложения.

Такие отношения позволят освоить научно-технические нововведения, новые виды продуктов и ресурсов. Определенные цели в развитии могут быть достигнуты посредством обеспечения нужных экономических свобод, добросовестной конкуренции, соблюдения прав собственности.

Деятельность в сфере государственно-частного партнерства должна осуществляться по многим направлениям.

Партнерство в сфере предпринимательства:

·       разработка программ развития малого предпринимательства в регионах;

·       регулирование налогообложения бизнеса;

·       проведение аукционов на поставку товаров, выполнение работ;

·       проведение конкурсов на получение грантов, финансовая поддержка предпринимателей. Партнерство в сфере образования:

·       разработка программ получения образования в университетах на бюджетной основе;

·       участие государственных и муниципальных учреждений в составлении образовательных программ в учебных заведениях;

·       организации тренингов и семинаров, конференций. Партнерство в научных исследованиях:

·       совместное проведение исследований специалистами государственных исследовательских учреждений и коммерческих организаций;

·       разработка новых высокотехнологичных продуктов;

·       освоение и внедрение нововведений в госструктурах;

·       совершенствование технологий производства.

В настоящее время в России существует ряд проблем по становлению инновационной экономики, в частности, в области науки. В развитых странах основной объем фундаментальных исследований выполняют университеты, осуществляется подготовка и трансфер кадров в промышленность. В России же научные исследования проводятся больше в институтах Российской академии наук. В то же время подготовка кадров происходит все-таки в высших учебных заведениях (при скромном финансировании НИОКР и недостаточно сильной научной базе). Создание инфраструктуры для развития связей между промышленностью и наукой является важнейшей задачей.

Также в России существуют проблемы управленческого характера. Одна из основных и наиболее актуальных – ведомственная разобщенность. В этом отношении задача государства – правильно скоординировать усилия между различными органами государственного управления.

Конечно, одной из самых главных проблем является недостаточное финансирование научно- исследовательских разработок. Оно осуществляется за счет собственных и привлеченных средств коммерческих организаций, местных и государственных бюджетных средств. Значительную роль здесь играет иностранный капитал, при этом задача государства – создать благоприятный инвестиционный климат.

В настоящее время Россия имеет большой кадровый потенциал, огромные природные ресурсы, что является конкурентными преимуществами, но, несмотря на это, мы не видим стабильного роста иностранных инвестиций.

В условиях глобализации и борьбы за международный капитал Россия должна осуществлять не просто благоприятную, а стимулирующую политику. Если страны с развитой экономикой могут привлечь средства из- за границы лишь благодаря принципам «недискриминации», то развивающимся странам необходимо вводить льготы, дополнительные поощрительные меры, разрабатывать специальное законодательство.

Когда речь идет о деятельности субъектов бизнеса в научной сфере, то следует учитывать, что исследования сами по себе являются делом рискованным с точки зрения финансовых вложений. Только небольшая часть разработок дает положительный результат, а остальные являются полезными, но не приносят прибылей.

В большинстве случаев у российских бизнесменов не возникает желания финансировать исследовательские проекты. Как правило, они работают по уже установившемуся механизму, используя оборотные и заемные средства, труд и материалы. Но компании, которым удается внедрить новые технологии, в результате увеличивают производительность, выпускают на рынок качественно новую продукцию и, как следствие, получают сверхприбыли, которые позволяют проводить дополнительные разработки для реализации последующих проектов. В большей степени финансирование научно-исследовательских разработок осуществляет крупный бизнес. Крупные компании создают собственные научные подразделения, финансируют научно-исследовательские проекты организаций государственного сектора и университетов.

Взаимодействие государства, науки и бизнеса является важнейшим аспектом в развитии страны. Эффект от такого сотрудничества проявляется в экономической и социальной сфере – ускоряется инновационное и инвестиционное развитие, увеличиваются доходы государственного бюджета; коммерческие организации сокращают производственные расходы и увеличивают прибыль; улучшается состояние социально-культурной инфраструктуры.

В условиях мировой конкуренции необходимо решить проблему генерирования новых знаний с минимальными затратами и эффективным использованием этих знаний в деятельности государства и бизнеса. В борьбе за экономическое процветание это является важнейшим вопросом.

 

Список литературы

1.     Дежина И. Г., Киселева В. В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России / Научные труды /Ин-т экономики переходного периода, № 115Р, 2008.

2.     Долженкова О. В., Горшенина М. В., Ковалева А. М. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // Молодой ученый, №12, 2012.

3.     Киварина М.В. Государство и бизнес: эволюция форм взаимодействия // Государственно-частное партнерство, 2014.

4.     Манько Н.Н. Методика оценки эффективности государственно-частного партнерства с учетом категории риска // Вестник экономической интеграции, №5 (49), 2012.