20 июня 2016г.
В настоящее время для нужд и интересов общества значительную роль играют партнерские отношения государства, бизнеса и науки. В этом взаимодействии заинтересованы все стороны. Для предпринимательства это возможность получения поддержки и прибыли от участия в совместных проектах, технологическое развитие. Наука развивается также за счет государственного финансирования и инвестиций бизнеса. Государство же привлекает частный капитал и интеллектуальные ресурсы для решения задач национального масштаба.
Уже в классических трудах экономистов прошлого века можно найти основные тезисы о необходимости гармонии общественных и частных интересов, взаимодействия государства и индивидуума. У А. Смита в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» можно найти утверждение о том, что государство не должно в одиночку руководить всеми экономическими процессами, в которых участвуют частные лица. Государству Смит отводит лишь три обязанности: во-первых, обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, т.е. безопасность граждан от посягательств извне; во-вторых, обеспечение правосудия, т.е. безопасность внутри страны; в-третьих, создание определенных учреждений и выполнение государственных работ, которые обеспечат условия для нормальной экономической деятельности. Милтон Фридман, создатель теории монетаризма, позднее дополнил Смита, предположив, что четвертой обязанностью государства является забота о недееспособных гражданах и детях.
Наиболее актуальна проблема участия государства в экономике стала в 30-е годы прошлого столетия, во времена Великой депрессии. Дж. Кейнс в своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» писал, что государство должно оказывать влияние на экономику страны посредством системы налогообложения, регулированием нормы процентной ставки. Также Кейнс писал о необходимости осуществления государством инвестиционной деятельности, что, как известно, является основой экономического роста в будущем, наряду с инновационной политикой.
Когда речь заходит об инновационном развитии страны, к государству и бизнесу подключается наука. В данном случае власть предоставляет науке определенные гарантии и льготы, а также финансирование и материальные ресурсы. Бизнес должен осуществлять основные финансовые вложения, быть гибким и оперативным в принятии решений, способным к нововведениям.
В Российской Федерации перевод экономики на инновационный путь развития является одним из основных приоритетов государственной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной экономики в условиях глобальной конкуренции.
В настоящее время российская экономика преимущественно основана на добыче и экспорте нефти и газа. В целях устойчивого экономического роста, достижения стабильности экономики необходимо принимать меры по ее модернизации. Фундаментом инновационной экономики является внедрение научных разработок, применение современных технологий во всех сферах жизнедеятельности, в первую очередь - в промышленности.
При взаимодействии властей, науки и бизнеса совершенствуются технологии производства, вводятся дополнительные инфраструктурные объекты. Осваиваются новые сектора рынка, внедряются эффективные организационные структуры и управленческие механизмы.
Взаимовыгодные отношения государства, науки и бизнеса должны быть построены на следующих принципах:
1) Добровольное принятие и исполнение обязательств;
2) Соблюдение государственных и частных интересов;
3) Правильное разделение ответственности и рисков;
4) Максимально эффективные финансовые вложения.
Такие отношения позволят освоить научно-технические нововведения, новые виды продуктов и ресурсов. Определенные цели в развитии могут быть достигнуты посредством обеспечения нужных экономических свобод, добросовестной конкуренции, соблюдения прав собственности.
Деятельность в сфере государственно-частного партнерства должна осуществляться по многим направлениям.
Партнерство в сфере предпринимательства:
· разработка программ развития малого предпринимательства в регионах;
· регулирование налогообложения бизнеса;
· проведение аукционов на поставку товаров, выполнение работ;
· проведение конкурсов на получение грантов, финансовая поддержка предпринимателей. Партнерство в сфере образования:
· разработка программ получения образования в университетах на бюджетной основе;
· участие государственных и муниципальных учреждений в составлении образовательных программ в учебных заведениях;
· организации тренингов и семинаров, конференций. Партнерство в научных исследованиях:
· совместное проведение исследований специалистами государственных исследовательских учреждений и коммерческих организаций;
· разработка новых высокотехнологичных продуктов;
· освоение и внедрение нововведений в госструктурах;
· совершенствование технологий производства.
В настоящее время в России существует ряд проблем по становлению инновационной экономики, в частности, в области науки. В развитых странах основной объем фундаментальных исследований выполняют университеты, осуществляется подготовка и трансфер кадров в промышленность. В России же научные исследования проводятся больше в институтах Российской академии наук. В то же время подготовка кадров происходит все-таки в высших учебных заведениях (при скромном финансировании НИОКР и недостаточно сильной научной базе). Создание инфраструктуры для развития связей между промышленностью и наукой является важнейшей задачей.
Также в России существуют проблемы управленческого характера. Одна из основных и наиболее актуальных – ведомственная разобщенность. В этом отношении задача государства – правильно скоординировать усилия между различными органами государственного управления.
Конечно, одной из самых главных проблем является недостаточное финансирование научно- исследовательских разработок. Оно осуществляется за счет собственных и привлеченных средств коммерческих организаций, местных и государственных бюджетных средств. Значительную роль здесь играет иностранный капитал, при этом задача государства – создать благоприятный инвестиционный климат.
В настоящее время Россия имеет большой кадровый потенциал, огромные природные ресурсы, что является конкурентными преимуществами, но, несмотря на это, мы не видим стабильного роста иностранных инвестиций.
В условиях глобализации и борьбы за международный капитал Россия должна осуществлять не просто благоприятную, а стимулирующую политику. Если страны с развитой экономикой могут привлечь средства из- за границы лишь благодаря принципам «недискриминации», то развивающимся странам необходимо вводить льготы, дополнительные поощрительные меры, разрабатывать специальное законодательство.
Когда речь идет о деятельности субъектов бизнеса в научной сфере, то следует учитывать, что исследования сами по себе являются делом рискованным с точки зрения финансовых вложений. Только небольшая часть разработок дает положительный результат, а остальные являются полезными, но не приносят прибылей.
В большинстве случаев у российских бизнесменов не возникает желания финансировать исследовательские проекты. Как правило, они работают по уже установившемуся механизму, используя оборотные и заемные средства, труд и материалы. Но компании, которым удается внедрить новые технологии, в результате увеличивают производительность, выпускают на рынок качественно новую продукцию и, как следствие, получают сверхприбыли, которые позволяют проводить дополнительные разработки для реализации последующих проектов. В большей степени финансирование научно-исследовательских разработок осуществляет крупный бизнес. Крупные компании создают собственные научные подразделения, финансируют научно-исследовательские проекты организаций государственного сектора и университетов.
Взаимодействие государства, науки и бизнеса является важнейшим аспектом в развитии страны. Эффект от такого сотрудничества проявляется в экономической и социальной сфере – ускоряется инновационное и инвестиционное развитие, увеличиваются доходы государственного бюджета; коммерческие организации сокращают производственные расходы и увеличивают прибыль; улучшается состояние социально-культурной инфраструктуры.
В условиях мировой конкуренции необходимо решить проблему генерирования новых знаний с минимальными затратами и эффективным использованием этих знаний в деятельности государства и бизнеса. В борьбе за экономическое процветание это является важнейшим вопросом.
Список литературы
1. Дежина И. Г., Киселева В. В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России / Научные труды /Ин-т экономики переходного периода, № 115Р, 2008.
2. Долженкова О. В., Горшенина М. В., Ковалева А. М. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // Молодой ученый, №12, 2012.
3. Киварина М.В. Государство и бизнес: эволюция форм взаимодействия // Государственно-частное партнерство, 2014.
4. Манько Н.Н. Методика оценки эффективности государственно-частного партнерства с учетом категории риска // Вестник экономической интеграции, №5 (49), 2012.