25 июня 2017г.
В настоящее время в России существуют реальные пути формирования и развития информационного общества. При этом государство оказывает регулирующее воздействие на процессы информатизации.
Бурное развитие цифровых технологий оказывает существенное влияние на стратегию и тактику медиаиндустрии, которая является сложной иерархической структурой креативной инновационной экономики, обеспечивающей обслуживание возрастающих информационных запросов массовой аудитории.
Рассмотрим несколько определений понятия «медиаиндустрия», которые дают зарубежные и российские ученые. По мнению G. W. Ozanich и M. O. Wirth [1] медиаиндустрия – это группа компаний, прямо или опосредованно владеющих и оперирующих вещательными станциями и вещательными сетями, программным производством и дистрибьюцией, телевизионными системами или сетями, издающих газеты, журналы и книги. Эти компании занимаются производством контента. Данное определение не учитывает цифровизацию контента, появление «новых» медиа, которые коренным образом заставляют трансформироваться медиаиндустрию.
Е.Ю. Зинин формулирует это понятие так: медиаиндустрия – часть мировой экономики, в которой фирмы регулярно производят медиаконтент (различные формы информации, знаний, а также продуктов развлекательного содержания) и доставляют его через различные каналы до широкого массового потребителя, одновременно предоставляя субъектам рынка возможности коммерческих коммуникаций с аудиторией своего контента [2]. Данное определение является более универсальным, отражает дуальность медиарынка товаров (производство и распространение контента) и услуг (продажа рекламодателю контакта с привлеченной с помощью контента аудиторией). Однако оно не учитывает индивидуальную удовлетворенность потребителя контентом, что в условиях кросс-медийной конвергентной персонализированной стратегии развития медиаиндустрии некорректно.
Под медиаиндустрией понимается часть мировой экономики, являющаяся сложной иерархической структурой, состоящей из контент-индустрии и информационно-коммуникационных технологий, позволяющих доставить произведенный медиаконтент потребителю (аудитории) с учетом его персонализированного запроса (пожелания) [3].
Контент-индустрия в структуре медиаэкономики состоит из различных сегментов, производящих и перерабатывающих контент. Единица контента (по мнению многих ученых) – это «смысл», «идея», «послание». Ценность контента для потребителя заключается в тех идеях, которые в нем заложены, а также в той материальной упаковке, в том канале доставки, через который эта идея доходит до потребителя.
Контент-индустрия состоит из следующих сегментов [3]:
• печатные СМИ (газеты, журналы – любой периодичности и тематической направленности, существующие как в «бумажной», так в онлайн-версии);
• вещательные СМИ (радио – все диапазоны, сетевое, местное, аналоговое, цифровое, вещающее как в эфире, так и в сети Интернет; телевидение – коммерческое, общественное, эфирное, сетевое, кабельное, спутниковое, аналоговое, цифровое, вещающее как в эфире, так и в сети Интернет);
• интернет-СМИ (не имеющие аналогов в других медийных средах);
• «поставщики» информации для СМИ (информационные агентства, пресс-синдикаты);
• киностудии, радио- и телепроизводящие компании;
• музыкальные звукозаписывающие студии;
• предприятия рекламного бизнеса;
• структуры системы связей с общественностью, ориентированные на СМИ;
• книгоиздание, электронные книги (издательская деятельность);
• производство онлайнового контента (блоги, социальные сети, персональные сайты);
• креативные индустрии и индустрии развлечений (цифровидение, производство компьютерных и видеоигр; спортивные зрелища; архитектура; искусство, ремесла, дизайн, мода, сценические искусства, галерейный бизнес, культурный туризм и т.п.).
В настоящее время происходит зарождение цифровидения как креативного сегмента медиаиндустрии, которая трансформируется под влиянием четвертой промышленной революции.
Цифровые технологии, основанные на аппаратном и программном обеспечении и сетях, не являются новшеством, но с каждым годом уходя все дальше от третьей промышленной революции, становятся более усовершенствованными и интегрированными. Спектр действия четвертой промышленной революции значительно шире. В ходе этой революции новейшие технологии и универсальные инновации распространяются значительно более быстрее и куда более масштабно, чем во время её предшественниц.
Цифровидение представляет собой цифровое зрение человека при наличии прямого доступа к приложениям и к данным в сети Интернет, с помощью которого можно расширить его функциональные возможности, поддерживать или значительно усиливать, тем самым обеспечивая связь с другой иммерсивной средой (обеспечение эффекта реального присутствия).
Google Glass один из первых объединил очковую оптику, гарнитуру и устройства управления движениями глаз, что позволило глаза и зрения человека подключить к сети Интернет и к подсоединенным устройствам.
С учетом развития технологий слежения за движениями глаз на устройства можно подавать информацию через визуальные интерфейсы, а глаза могут быть источником для взаимодействия с информацией и для реагирования на неё.
Обеспечивая цифровидение как непосредственный прямой интерфейс – путем выдачи инструкции, визуализации и взаимодействия можно преобразовать характер обучения, навигации, инструктирования и обратной связи для производства товаров и услуг, развлечения и улучшения условий жизни.
В настоящее время продаются очки, которые открывают следующие возможности [4]:
• позволяют свободно манипулировать трехмерным объектом;
• представляют всю необходимую расширенную информацию в реальном времени, при рассмотрении какого-либо объекта;
• отображают с помощью накладного изображения меню ресторана, мимо которого Вы проходите;
• проектируют картинку или видеоизображение на любой лист бумаги.
Цифровидение имеет ряд преимуществ:
• немедленная передача информации человеку для принятия решения, связанного с его персональными действиями;
• улучшенная способность выполнения поставленных задач с помощью визуальных вспомогательных средств;
• обеспечение людей возможностью погружения в различные информационные среды.
Таким образом, в настоящее время происходит формирование креативного сегмента медиаиндустрии– цифровидения, который расширяет функциональные возможности человека и качественно преобразовывает его жизнь.
Список литературы
1. Ozanich, G. Media mergers and acquisitions: A communications industry overview / G. Ozanich, M.O. Wirth. – NJ: Lawrence Erlbaum, 1998.
2. Зинин Е. Ю. Интегрированные бизнес-модели в медиаиндустрии: закономерности формирования и направления развития: автореф. дис. … канд. экон. наук: С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2011. – 28 с.
3. Бирюков В.А. Трансформация медиаиндустрии в условиях информационно-сетевой экономики / В.А. Бирюков, С.Г. Борисова // Известия высших учебных заведений: Проблемы полиграфии и издательского дела. – М.: МГУП им. Ивана Федорова. – 2014. – № 4. – С. 122 – 130.
4. Шваб, К. Четвертая промышленная революция: перевод с английского / Клаус Шваб. – М.: Издательство «Э», 2017. – 208 с.