Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПРОВОДИМОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства в процессе своей деятельности. Предложены механизм повышающие уровень комфортности   ведения    бизнеса    и    возможный    этап    повышения    гармонизации    торговли и промышленности в Санкт-Петербурге.

Значительную часть – 42,29% – в отраслевой структуре субъектов малого и среднего предпринимательства по основным видам экономической деятельности занимают субъекты, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Одной       из       целей       проводимой       торговой       политики       в       Санкт-Петербурге в соответствии с утвержденной государственной программой Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» (далее – государственная программа) на 2015-2020 годы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. Целевым показателем государственной программы служит доля предпринимателей, удовлетворенных условиями ведения бизнеса в Санкт-Петербурге (от числа опрошенных) (в процентах) [2].

По результатам комплексного мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, проведенного ООО «Аналитический центр «Эксперт», по состоянию на 1 января 2015 года доля предпринимателей, удовлетворенных условиями ведения бизнеса, составляла всего 36,8 % от числа опрошенных,  что является  весьма  низким показателем.  За два  года реализации государственной программы данный показатель вырос на 6,8% и достиг уровня 43,6%[1], что представляет собой достаточно высокий показатель, но, тем не менее, более 50% предпринимателей все так же остаются недовольными существующими условиями ведения бизнеса.

В изученных исследовательских работах неоднократно обращалось внимание на трудности, с которыми в 1990-2000 годы сталкивались будущие предприниматели ввиду функционирования огромной бюрократической машины. Так, желающие зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность (ОАО, ООО, ЗАО) должны были побывать в общей сложности в 45 инстанциях. После административной реформы, первый этап  которой стартовал  в 2003 году, а второй  проходил с 2006 по 2010 годы, был значительно сокращен административный аппарат, разграничены функции и полномочии органов государственной и муниципальной власти.

Несмотря на благополучное решение этой проблемы, в настоящее время предприниматели сталкиваются с рядом других трудностей, таких как работа, регистрация и ликвидации такой формы юридического лица, как ООО в переходный период применения Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», выбор способа налогообложения, получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, сертификация продукции, коррупция (откаты), участие в конкурсных процедурах для заключения контрактов на выполнение государственного или муниципального контракта.

С проблемами ведения предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты сталкиваются уже на стадии регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Хотя более не нужно посещать бесчисленное количество инстанции, тем не менее процедура остается весьма трудной, а при подаче заявления сотрудники, осуществляющие прием документов, зачастую отказывают в консультации по заполнению множества обязательных форм. В случае отказа в регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (из-за допущенных ошибок или неточностей при заполнении заявления) при повторной подаче исправленных документов снова приходится платить государственную пошлину.

Предлагаем смягчить данную процедуру путем снижения суммы государственной пошлины при вторичном обращении на 30-50%. Для упрощения процедуры регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица видим целесообразным размещать на сайтах налоговых инспекций образцов заполнения заявлений с пояснениями. Требующиеся затраты минимальны, а реализация предложения намного сократит время и повысит качество заполнения заявлений лицам, жалеющим зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В ходе проведенного автором опроса индивидуальных предпринимателей выявлено недовольство работой федеральных и региональных служб, а также органов власти в целом. Присутствует единогласное недовольство работой сотрудников налоговых служб: респонденты часто отмечают грубость и отказ от разъяснений, высокомерность, хамство специалистов. В качестве меры, минимизирующей данную ситуацию, предлагаем более качественно подходить к формированию кадрового состава и проведению кадровой политики, вводить обязательное соблюдение служебной этики, прививать служащим нравственные ценности, чувство долга и ответственности за выполнение своих служебных обязанностей и социальные последствия своей профессиональной деятельности особенно у специалистов, осуществляющих прием граждан, прием и выдачу документов.

При регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя необходимо выдавать разъясняющие  брошюры,    методические  пособия    с  формами  и  сроками  отчетности,  а  также с информацией о программах и мероприятиях проводимой государственной поддержки.

Так как целью проводимой государственной политики в области торговли является увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет Санкт-Петербурга, то одним из явных механизмов достижения данного результата является принятие Федерального закона 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон с 1 февраля 2017 года обязывает переходить на онлайн-кассы владельцев вновь регистрируемой контрольно-кассовой техники, а также прекращается регистрация касс по старому порядку, с 31 марта 2017 года эта мера коснется продавцов любой алкогольной продукции, до 1 июля 2017 года – всех владельцев контрольно-кассовой техники; с 1 июля 2018 года – предпринимателей, применяемых единый налог на добавленную стоимость (ЕНВД) и патентную систему налогообложения (ПСН), а также всех ритейлеров: владельцев интернет- магазинов и предпринимателей, оказывающие услуги населению – все они должны применять онлайн- кассы.

От работы с кассами, как и раньше, освобождаются: представители малого бизнеса оказывающие услуги по ремонту обуви, продавцы на необорудованных рынках, торговцы продукции с цистерн и тележек, газетные киоски, граждане, сдающие в аренду собственное жилье, организации с безналичной оплатой, кредитные организации и компании, занятые на рынке ценных бумаг, кондукторы и предприятия общественного питания в образовательных учреждениях, религиозные объединения, торговцы предметов народного промысла и почтовых марок.

Установление     онлайн-касс     –     это     дополнительная     финансовая     нагрузка     на     субъекты предпринимательской деятельности, перечислим основные статьи расходов:

- обеспечение доступа в интернет (для юридического лица), плата за который составляет примерно 1 500 рублей ежемесячно;

-   приобретение самой онлайн-кассы, стоимость начинается от 17 000 рублей, одноразовая плата;

-   заключение договора с оператором фискальных данных, 3 000 рублей в год;

-    приобретение фискального накопитель, стоимость начинается от 6 000,00 рублей, один раз в 3 года;  

-   обслуживание электронной подписи, плата начинается от 3 000 рублей ежегодно.

В итоге минимальные затраты на установку онлайн-кассы на одном торговой объекте составляет около 30 500,00 рублей для любого, даже небольшого сельского магазина.

Взыскные (штрафные) санкции применяются уже с 1 февраля 2017 года. Размер взысканий начинается от 3 000 рублей и заканчивается запретом на осуществление торговой деятельности. Так за применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей требованиям, штраф для индивидуального предпринимателя составляет 3 000 рублей, для общества с ограниченной ответственностью (ООО) – 10 000 рублей. За работу без онлайн-кассы для индивидуального предпринимателя штраф составляет 25-50% от доходов с продаж, но не менее 10 000 рублей; для ООО – 75-100% от доходов с продаж, но не менее 30 000 рублей. За непредставление чека по требованию штраф начинается от 10 000 рублей.

Возможным решением упрощения перехода к новым требованиям к контрольно-кассовой технике может стать предоставление налоговой службой онлайн-касс в лизинг или возможность получения налоговых вычетов за приобретение онлайн-кассы всем представителям субъектов малого бизнеса, а не только индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и патентной системы налогообложения.

Также      стоит       учитывать       возможные       трудности       в       процессе       подключения и настройки онлайн-касс, а также при обязательном изготовлении электронной подписи. В настоящее время осуществляется перевод ведения бизнеса в электронный формат. Эти условия упрощают ведения бизнеса, экономят  время  и  делают   деятельность   более   прозрачной,   но   для   человека   в   возрасте (за 50, либо человеку, который не работает с компьютером) будет большой сложностью самостоятельно создать или открыть И.П, юридическое лицо. Необходимо привлечение для помощи сторонних лиц или организаций, осуществляющих платное подключение и настройку онлайн-кассы, что влечет дополнительные финансовые расходы). Предлагаем органам налоговой службы в виде государственной услуги осуществлять подключение и настройку онлайн-кассы. (Либо предоставлять возможность заключения договора на подключение и обслуживания онлайн-кассы).

Другой проблемой является высокие штрафные санкции. Многие юридические лица из-за боязни налоговых проверок, которые обычно проводят за 3 последних года деятельности организации, каждые 3 года закрывают и регистрируют новое юридическое лицо, что в свою очередь ложится дополнительным бременем на сотрудников налоговых служб. Если бы наладить именно взаимодействие между налоговой службой и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), и результаты камеральных и выездных проверок (хотя бы при первичной проверке) носили рекомендательный характер, а не штрафы за каждое незначительное нарушение – эффективность такой работы была бы выше. Особенно это затрагивает представителей малого бизнеса,  которые не располагают свободными средствами для привлечения консалтинга и сторонних аудиторских проверок). Налоговая служба должна подготовить благоприятные, комфортные условия для работы малого бизнеса. Разработать на официальном сайте налоговой службы по блокам (ООО, ОАО, ЗАО, ИП (и еще по видам налогового обложения) алгоритмы действия юр лица или ИП с момента регистрации и в процессе своей деятельности. Предоставлять обзор изменения законодательства. В ходе таких действий со стороны налоговых служб заметно повысится уровень налоговой (правовой) грамотности предпринимателей. Особое внимание стоит уделять просвещению наемного персонала, работающих по трудовому договору или договору подряда. Персонал должен знать какие налоги и взносы обязан перечислять работодатель и, в каких объемах, в государственные фонды и службы и удостоверяться в правильности их перечисления. При осознанном подходе в выборе работодателя соискатель выберет законопослушного работодателя (и с белой зарплатой), что будет гарантировать достойное страховое и пенсионное обеспечение. Формирование культуры ведения честной предпринимательской деятельности значительно снизит уровень теневой экономики.

Проанализировав проблемные моменты, с которыми сталкивается самый незащищенный пласт хозяйствующих субъектов – это индивидуальные предприниматели и представители малого бизнеса, хотелось отметить еще одну проблемную сторону, с которой сталкиваются в процессе участия в конкурсных процедурах на получение государственного или муниципального заказа. В ходе состязательных процедур из-за высокой конкуренции и демпинговых ценах в технических заданиях (обусловлено ограниченностью бюджетных средств) предприниматели вынуждены  идти на высокое снижение (иногда такое снижение достигает 50%-60%), что иногда заставляет работать себе в убыток или в ноль. Даже в процессе борьбы с коррупцией все равно  существуют известные механизмы  откатов, проведения договорных конкурсных процедур,   в   результате   чего   нельзя   говорить   о   процессе   здоровой   конкуренции.   Борьба с коррупцией должна оставаться одним из приоритетных направлений политики государства. Существует определенная категория людей, которые стремятся на замещение государственных должностей с целью не служению  государству,  а  с  целью  заработка  (такого  же,  как  и  в  бизнесе),  но  только  уже с наличием определенных властных (полагающихся по должности) полномочий. Нетерпимость к коррупционным действиям нужно воспитывать и прививать еще со школьной скамьи и больше просвещать об уголовной ответственности за совершение противоправных действий.

Из-за проблемы несовершенства структуры экономики, связанной в перекосе в сторону добывающей промышленности, а также в ввиду дешевизны производства заграницей и отсутствия производства данных товаров на территории РФ большинство предпринимателей заказывают товар или организовывают производство на территории Китая, Турции и других стран. К числу направлений торговой политики Санкт-Петербурга следует отнести разработку стратегии по продвижению отечественной продукции. Одним из возможных механизмов гармонизации торговли и промышленности может стать процесс более разностороннего развития промышленности, ориентированного на спрос, (объемы и виды товаров пользующихся большим спросом можно отследить на основе анализа таможенных деклараций ввозимых товаров). В период действия антироссийских санкций и расширения процессов импортозамещения данные меры проявляют наибольшую актуальность, что в свою очередь послужит положительным результатом в процессе создания и распространения регионального продукта.

Для оптимизации экономической структуры региона и повышения уровня комфорта ведения предпринимательской деятельности целесообразно использовать системный и комплексный подходы, при формировании торговой политики региона основанного на взвешенных научно обоснованных решениях. Требуется повышение уровня гармонизации деятельности в указанной области органов государственной власти и их структурных подразделений с представителями отраслей промышленности и предпринимателями. Распространение и доступность информации, повышение предпринимательской грамотности является залогом качественного и комфортного ведения бизнеса.

 

Список литературы

 

 

1.        Комплексный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс], - ttp://www.acexpert.ru/analytics/projects/kompleksniy-monitoring-deyatelnosti-subektov-malog.html

2.        Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554 [Электронный  ресурс],     -http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_business/gosudarstvennaya-programma- sankt-peterburga-razvitie-predprinimatelstv/.