Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Аннотация: В статье исследуются проблемы малого бизнеса в Российской Федерации, рассматривается его сущность и ценность как экономического фактора для населения страны. Также говорится о теоретических аспектах малого бизнеса, приводится ряд существующих проблем, характерных для малого предпринимательства, представлены возможные меры для осуществления поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, потенциал, предпринимательство, предпринимательская деятельность, уровень развития.

Сегодня развитие рыночной экономики Российской Федерации сопровождается проведением различных реформ, которые по многим вопросам затрагивают интересы малого бизнеса, деятельность которого способствует выпуску разнообразной продукции и услуг, а также их реализации.

Малый бизнес во всех странах мира является опорой для государства в производственной, социальной, экономической и даже научной сфере, так как на его долю приходится значительная часть не только самого производства, но и внедрение уникальных инновационных разработок, что определяет актуальность исследования условий благоприятных для развития малого предпринимательства в целом.

Малый бизнес выполняет важные функции в социально-экономическом развитии административно- территориальной единицы, например, предприятия, расширяя свои производственные мощности и активно внедряя инновации способствуют:

–      занятости населения через создание новых рабочих мест;

–      увеличению доходов населения и его общего благосостояния;

–      продвижению инновационной продукции и технологий;

–      реализации новых эффективных решений, касающихся организационного и производственного процессов;

–      повышению эффективности сбытовой инфраструктуры крупных корпораций;

–      удовлетворению спроса населения на то или иное оборудование, материалы, сырье, услуги;

–      упрочению социальной стабильности.

В этой связи необходимо отметить, что для решения существующих проблем предприятий, занимающиеся деятельностью в небольших масштабах, требуется профессиональный подход [5].

Малое предпринимательство, имея на сегодняшний день недостаточный уровень развития, обладает хорошей гибкостью рыночного поведения и достаточно высокий ресурсный потенциал, которые определяются совокупностью внешних факторов и умением профессионально использовать имеющиеся внутренние ресурсы, например, технико-технологическую оснащенность и финансовые ресурсы, уровень подготовленности персонала, что в совокупности позволяет малому бизнесу осуществлять активную предпринимательскую деятельность [2].

На развитие малого предпринимательства в регионах оказывают большое влияние существующая специфика самого региона и инфраструктура, которые определяют наличие предприятий крупного бизнеса и их направления. Благоприятную среду для усиления потенциала малого бизнеса и осуществления деятельности на равных условиях формируют условия для создания кластеров и различных корпораций.

Высокая эффективность предприятий малого бизнеса немыслима без формирования глубокой специализации и кооперации. Данные предприятия оказывают влияние на: образование новых рабочих мест, развитие структурной перестройке экономики и конкуренции, технический прогресс, более полное использование природных ресурсов, смягчение кризисных явлений, а так же обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка.

Высокое значение имеет способность малого бизнеса расширять сферу применения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и для предпринимательской деятельности населения. Предпринимателям все чаще приходит понимание в необходимости использования не только преимуществ специализации, особой атмосферы творчества и заинтересованности, но и возможности, которые появляются при производственной кооперации: совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска, экономия на масштабах.

Необходимо отметить, что использование кластерного подхода также направлено на оказание поддержки предприятий малого бизнеса своего региона и повышение их конкурентоспособности на региональном и межрегиональном уровне, что впоследствии позволяет им добиться больших результатов по разным направлениям деятельности и различным отраслям.

Включение на равных правах предприятий малого бизнеса в производственные кластеры, что окажет значительное влияние на развитие различных видов деятельности в стране, так как малый бизнес является своего рода показателем общего состояния дел в экономике страны [4].

Так, например, можно провести прямую связь между увеличением количества  малых  предприятий и повышением качества продукции, снижением издержек и, следовательно, цены, если все они ведут свой бизнес в одном направлении, а значит в условиях высококонкурентной среды.

Малый бизнес имеет ряд общих проблем, связанные с недостатком средств для первоначальных вложений в какое-либо начинание (дефицит  оборотных  средств) и существующими инвестиционными ограничениями (рисками), а также сбытом продукции из-за низкого спроса на нее.

Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малый бизнес нуждается во всесторонней и стабильной государственной поддержке в виде предоставления различных льгот, дотаций, стимулирования производства приоритетных видов продукции, создания информационно- консультативных центров, развития системы страхования. Принятие и исполнение законодательств, разработки и реализации комплексных программ, поможет малому бизнесу развиваться более активно, что, в первую очередь, благоприятно скажется на экономике страны.

В этой связи необходимо отметить, что необходимо ликвидировать основные причины, которые мешают развитию малого бизнеса на региональном уровне, взять на вооружение отечественный и зарубежный опыт и обеспечить инфраструктурную поддержку малым предприятиям, оказать поддержку в продвижении продукции, а также расширить их возможности для инновационной активности в своем регионе.

Данные вопросы, с нашей точки зрения, требуют детальной проработки, именно поэтому требуется комплексный подход к совершенствованию правовой системы в интересах малого предпринимательства, учитывающей также возможность изменения налогового законодательства, так как налоговая система должна обеспечивать упрощение и стимулирование активного участия предприятий малого предпринимательства в промышленном производстве и в сфере услуг [3].

Отсутствие государственной поддержки отрицательно сказывается на развитии малого бизнеса, поэтому на сегодняшний момент государство предоставляет льготы, дотации, субсидии и т.д., а в 2015 году была разработана стратегия по развитию малого и среднего предпринимательства, где определены основные направления государственной поддержки.

Для реализации мер по поддержке малого бизнеса необходимо разработать местные программы государственной поддержки, которые будут стимулировать научно-инновационную деятельность предприятий на региональном уровне и подготовку соответствующих специалистов, а также развитие институтов рыночной инфраструктуры и товарного рынка с учетом возможностей внешнеэкономического сотрудничества, аудиторского и информационного обеспечения. К реализации данных программ также должны быть привлечены, в большей степени, возможности частных – отечественных и иностранных инвестиций, а главным направлением использования ресурсов страны должно стать предоставление гарантий под кредит и страхование [1].

На сегодняшний день, отмечается рост активности предприятий малого бизнеса, что подчеркивает действенную работу государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Данная ситуация дает надежду на улучшение экономической и социальной ситуации в регионе и стране в целом, вследствие того, что открываются новые возможности и перспективы развитии малого бизнеса.

 

Список литературы

1.     Добросердова Е.А., Низамова А.Ш. Реализация концепции инвестиционно-инновационного лифта для предприятий малого бизнеса в условиях современной экономической ситуации // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. – №2. – С.38-45.

2.     Добросердова Е.А., Хаеретдинова Р.С. Существующие предпосылки для создания зон развития высокотехнологичных производств в малом бизнесе региона (на примере РТ) // Управление экономическими системами [электронный науч. журн.] – 2015. – №1.

3.     Евстафьева А.Х. Формирование налоговой политики организации в современных условиях развития // Основы экономики, управления и права. – 2014. – №4 (16). – С. 59-62.

4.     Идрисов А.И., Романова А.И. Анализ ключевых кластеров республики Татарстан. В сборнике: Альтернативы развития и инновации в педагогике, экономике, праве, культурологи и социологии // Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.Е. Бельских. –2015. – С. 79-81.

5.     Федеральный Закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015).