07 января 2016г.
Большая часть поступлений в доходную часть бюджета Российской Федерации поступает от внешней торговли энергоносителей. В Табл.1 представлены данные по экспорту Российской Федерации сырой нефти и природного газа в 2000 – 2014 годах.
Таблица 1
Годы
|
Сырая нефть
|
Природный газ
|
Количество, млн. т.
|
Стоимость, млн. долл. США
|
Количество, млрд. куб. м.
|
Стоимость, млн. долл. США
|
2000
|
144,4
|
25271,1
|
193,9
|
16644,1
|
2001
|
164,5
|
24990,3
|
180,9
|
17770,0
|
2002
|
189,5
|
29113,1
|
185,5
|
15897,3
|
2003
|
228,0
|
39679,0
|
189,4
|
19980,9
|
2004
|
260,3
|
59044,4
|
200,4
|
21853,2
|
2005
|
252,2
|
83438,0
|
209,2
|
31670,5
|
2006
|
248,4
|
102282,9
|
202,8
|
43806,2
|
2007
|
258,6
|
121502,8
|
191,9
|
44837,4
|
2008
|
243,1
|
161147,0
|
195,4
|
69107,1
|
2009
|
247,5
|
100593,2
|
168,4
|
41974,4
|
2010
|
250,7
|
135799,3
|
177,8
|
47739,3
|
2011
|
244,5
|
181812,4
|
189,7
|
64290,1
|
2012
|
240,0
|
180929,7
|
178,7
|
62253,3
|
2013
|
236,6
|
173669,6
|
196,4
|
67232,3
|
2014
|
223,4
|
153887,9
|
173,3
|
52240,3
|
Значит, вопросы, связанные с учетом, транспортировкой и перемещением энергоносителей через таможенную границу, являются очень важными для экономики Российской Федерации.
Энергоносители – общее понятие всех видов топлива. Их можно разделить на две большие группы. Первая группа - это традиционные источники энергии (газ, нефть, уголь, и. т. д.). Ко второй группе относятся альтернативные источники энергии (энергия воды, солнца, ветра, биомассы) – бурно развивающаяся в последнее время отрасль производства энергии. Основные агрегатные состояния энергоносителей – твердые, жидкие и газообразные.
Рассмотрим основные виды транспорта, которыми осуществляется транспортировка грузов.
Виды транспорта, их преимущества и недостатки, а также возможности применения того или иного вида для транспортировки энергоносителей представлены в Табл.2.
Таблица 2
Вид транспорта
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Использование для транспортировки энергоносителей
|
Автомобильный транспорт
|
1. Высокая скорость перевозки на короткие
расстояния.
2. Низкая стоимость перевозки на короткие
расстояния.
|
1. Малая грузоподъемность.
2. Длительный срок перевозки на большие
расстояния.
|
Перевозка энергоносителей от портов и железнодорожных узлов к местам потребления.
|
Железнодорожный транспорт
|
1. Низкая себестоимость.
2. Большая пропускная способность.
3. Высокая стоимость транспортировки.
4. Безопасность и надежность.
5. Возможность транспортировки массивных
и негабаритных грузов.
6. Минимальное негативное воздействие на
окружающую среду.
|
1. Отсутствие разветвленной
железнодорожной сети в некоторых регионах Земного шара.
2. Разная ширина железнодорожной колеи в
некоторых странах.
|
Перевозка твердых и жидких энергоносителей на средние и большие расстояния.
|
Воздушный транспорт
|
Высокая скорость перевозки.
|
1. Низкая грузоподъемность.
2. Высокая стоимость перевозки.
3. Невозможность перевозки
крупногабаритных грузов.
|
Нерационально использовать данный вид транспорта в качестве перевозчика энергоносителей.
|
Морской транспорт
|
1. Возможность перевозки крупногабаритных грузов.
2. Низкая себестоимость.
|
1. Продолжительность перевозки.
2. Отсутствие речных и морских путей в
некоторых частях земного
|
Перевозка твердых и жидких энергоносителей на средние и большие расстояния.
|
|
|
шара.
|
|
Трубопроводный транспорт.
Линии электропередач.
|
1. Транспортировка на дальние расстояния.
2. Высокая скорость транспортировки.
3. Возможность функционирования в
различных климатических зонах.
4. Возможность постоянного контроля.
|
1. Опасность для окружающей среды.
2. Сложность прокладки в районах со сложным
рельефом.
3. Высокая стоимость строительства.
|
1. Использование трубопроводного транспорта для транспортировки
жидких и газообразных энергоносителей.
2. передача электроэнергии по
линиям электропередач.
|
Энергия и энергоносители товар специфический, так как при внешней торговле его фактически нельзя предоставить таможенному органу, количество энергии которое пересекает границу определяется специальными приборами учета в определенных местах, которые устанавливаются законодательством.
При транспортировке энергоносителей через таможенную границу необходимо производить таможенное декларирование товаров. Его порядок определен Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Таможенным Кодексом Таможенного Союза.
При экспорте энергоносителей используется трубопроводный транспорт и линии электропередачи. Общий порядок и особенности перемещения этими видами транспорта указаны в Главе 47 Таможенного кодекса Таможенного Союза.
Таможенному декларированию подлежит ввезенное или вывезенное фактическое количество электрической энергии. Количество электрической энергии определяется на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии, актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору, актов сдачи-приемки и других документов, подтверждающих фактическое перемещение электрической энергии, как сальдо-переток электрической энергии (алгебраическая сумма перетоков электрической энергии в противоположных направлениях по всем находящимся в работе межгосударственным линиям электропередачи всех классов напряжения) за каждый календарный месяц.
Рассчитанное значение сальдо - перетока корректируется на величину имеющих место при перемещении электрической энергии потерь электрической энергии в сетях в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами.
Для того чтоб определить какое количество товаров вывозится в соответствии с ТК ТС используются приборы учета, которые могут располагаться на территории таможенного союза, на месте пресечения таможенной границы так и в нее в соответствии с международным договором.
Так же для определения количества экспорта используются: договоры поставки, актов сдачи-приемки, сертификатов качества товаров и других аналогичных документов, подтверждающих адресное распределение объемов произведенных, поставленных и потребленных товаров, перемещаемых за расчетный период.
В заключение отметим, что совершенно не определен порядок перемещения через таможенную границу энергоносителей, выработанных на основе возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). В силу стремительного сокращения запасов традиционных источников энергии, задача производства энергии на основе ВИЭ станет первоочередной. Необходимо разработать такой порядок производства, транспортировки и перемещения энергии на основе ВИЭ, чтобы стимулировать ее производство на территории Российской Федерации, сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке энергоносителей, осуществлять экспорт таких энергоносителей.